Венчание

   Второго сентября венчались в церквушке в Царицыно, расположенной в недо-строенной загородной резиденции императрицы Екатерины II, на территории двор-цово-паркового ансамбля конца XVIII века, в украшенном позолотой храме, перед ликом самого Господа. Церковь была построена задолго до возведения дворца, как приходская церковь, была деревянной - построена боярами Стрешневыми, а в 1722 году молдаванский господарь Кантемир построил на месте деревянной – каменную.  До 1939 года церковь работала, после здание приспосабливали: под трансформаторную будку, под типографию, под столярную мастерскую. Какой – то постоянный бордель в России что тогда, что сейчас. И только в 1990 году церковь «Божией Матери Живоносный Источник» была передана в пользование общине верующих с потресканными стенами и куполами, c  разрушенной настенной живописью храма.
   Выпал первый ненадёжный снег, холодно. Недостроенная и брошенная на произвол загородная резиденция Императрицы за двести лет превратилась в величественные руины – излюбленное место гуляний москвичей. Открытые места покрыты метровым бурьяном тёмно-зелёного и чёрного цветов, в нём, по тропам, по первому снегу, бродят редкие любители старины, глазея на тёмно – грязные стены недостроенного дворца знаменитыми русскими зодчими В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Огромный каскад Царицынских и Борисовских прудов венчает это небесное место. Вокруг смешанный лес, сквозь его завесу проступает синева неба с редкими облаками, жёлто – багряные листья на фоне тёмно – зелёной хвои и белого снега выглядят радостно и как – то торжественно – осень, ранняя осень.
   Считается, что свадебная пора начинается четырнадцатого сентября в Семёнов день и заканчивается 28 ноября. По «старому стилю» Семёнов день приходился на первое сентября. В церковных праздниках называется этот день Семён летопроводец. Девки ловили мух, тараканов, клали  их в вырезанные гробики и хоронили. Много поверьев на Руси в этот день. Предки в этот день перебирались в новые дома. С середины   XIV века до 1700 года на Руси в это время встречали новый год, событие было торжественным и радостным - датой общения царя с народом. Осень на Руси всегда была порой свадеб, самые нетерпеливые женились в начале бабьего лета, сомневающиеся  откладывали до октября – благо деньги на это были заработаны, угощение для гостей было выращено и собрано.
   Венчание - событие торжественное, перед Богом ответственное, каждый должен хранить верность, беречь и любить друг друга до конца дней своих. Поп был ещё молод, но весьма начитан и строг, не сразу согласился повенчать – у Ивана были дети и он их оставил – это грех, большой грех. Да нужно было и в загсе побывать до венчания. Убедил попа Иван, что детей заберёт, вырастит и выучит, что есть си-лы потянуть молодую жену да детей, а там, Бог даст, нарожать ещё. Мудрый был поп, знал, что Иван не поскупится, поможет божьему делу – восстановлению церкви.
   Церковь всё ещё продолжали реставрировать, работали в свободные часы от слу-жений Богу – стояли высокие леса, загораживая боковые проходы. Вёдра, лопаты, совки, мётлы и другой инвентарь грудились в углах, пахло краской, ремонтом. Эту церковь для венчания настоятельно рекомендовала любовница Виктора: «Ребята, это самое замечательное место в Москве для таких дел, церковь веками намолена, многое пережила, сейчас реставрируется, а место – чудо, красивейшее, история царская.»
   Перед венчанием - обручение - происходило сразу за входом в храм, почти у са-мых дверей. Вынесли крест и Евангелие: жених справа, невеста – слева. Отец Александр епитрахилью соединил руки Ивана и Ирины, провёл в центр и трижды благословляет сначала Ивана, потом Ирину, произнося: «Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа» - благословляя их зажжёнными и освящёнными свечами, что симво-лизирует радость происходящего и готовность служить Богу и друг другу.
     Нет, это венчание не по картине Пукирева «Неравный брак» - нет! - Ирина счастлива, легкая улыбка постоянно скользит, глаза светятся радостью – сверши-лось всё как и было задумано, да, свершилось – происходит чудное начало новой, красивой и яркой жизни. Уже который раз и, наверное, в последний Ирина прокру-чивает в голове дальнейшую свою жизнь, - всё будет очень хорошо, - как и задума-ла – всё будет!
     На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи. Великолепно звучат пес-нопения церковного хора – храм божий плывёт: мужские голоса бархатом стелят путь, уверенно окрыляют паруса, твёрдо курс держат; женские - протяжно и нежно колышат его, бережно наполняя души хрустальными звуками…
     Храм полон народа разного - вдоль стен и в углах пред иконами: глаза скорбные, крестятся, поклоны бьют, а тут такое событие, надо ж, как повезло – венчание и видно, - не простое: невеста – чистая мадонна – евреичка писанная, юная, воздушная – с иконы только сошла! Господи! Да что ж это? Во, зрелище! Засуетились, от Бога отвернулись, в глазах искорки, в углах возгласы: - «Она ж дитё малое, во прыщ старый! Купил ведь, купил… Время – то какое…», - крестят пару бабки старые, кто с добром да слезами, кто со страхом да шепотом гадючим, молодые девки жениха жрут глазками… Мужики кто с восторгом, кто с желчью смотрят картину, - руки на крест не поднимаются.
     На лице Ивана одухотворение и явная сосредоточенность – редко в храме бывал, не знал и первый раз почувствовал божественное прикосновение – необыкновенный подъём душевных сил слезу давит – есть что – то светлое, небесное. Взгляды встретились – «Ты будешь счастлива - все сделаю – выкую и вылеплю – создам чудную жизнь, - занаю, милый, очень люблю…»
     Священник благословил общую чашу и молодые троекратно вкусили из неё раз-бавленное водой вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы Ивана и Ирины, Отец Александр соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя. Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для Ивана и Ирины. Супружество их должно быть вечным шествием рука об руку.
     - Везучий этот козёл – Виктор с завистью смотрел на происходящее, божествен-ное напрочь отсутствовало в бошке –  такого может полюбить только самодоста-точная и целеустремленная особа с очень богатым внутренним миром  - может он и достоин, наконец, получить такой подарок на старость – трепетную девочку, не сравнить с первой женой – сука конченная, сама затянула в постель, стыдно было, потом привык, гуляли напропалую - бабками сорила, а он их делал, рассказывала – стреляли.
     Кольца лежали на святом Престоле, трижды сотворив над головами жениха и невесты крестное знамение, священник одел им обручальные кольца и молодые трижды ими поменялись, что явилось свидетельством о скреплении брачного договора и знаком согласия выбранного пути. Апогеем явилось крестное знамение, которое сотворил священник над головой жениха, благословил его, далее крестное знамение над головой невесты – благословил и её.
     Свидетелем Ивана был его друг – Виктор, а свидетельницей Ирины – любовница Виктора – плакала, искренне плакала – красивая, достойная пара, молодец Иван, такую девку – да, детки чудные будут, любить их будет Иван. Повезло ей – взрос-лый и состоятельный мужчина – мир в семье будет. Виктор рассказывал, что уже трое есть, заберёт - нет в Москву… во, подарок будет Ирине, справится – нет? А отношения с детьми поддерживать нужно, прийдётся.
     Иван и Ирина звонили родителям, просили благословения – получили. Одеты были по всем церковным канонам – без излишеств, строго. Ирина – красавица, была слегка бледна, великолепие торжества необычайно радовало. Вела себя достойно и гордо, она настояла на венчании, - сбылось, что хотела. Ивану интересно: пел хор церковный, голоса хорошие, давно спетые, отлаженные волнами разливались по маленькой церквушке, придавая ритуалу что – то божественное, небесное. Молитвы и песнопения придавали особый колорит этому таинству.
       Был на этом венчании и друг – товарищ Виктора – Анатолий – красавец - ре-ально мыслящий мужчина, вместе с Виктором приехал на помощь - заработки к Ивану, говорил он Виктору: «Любовь? Да это читстой воды расчёт – она молодое тело, он обеспеченную жизнь. Вряд ли её папуля будет счастлив видеть зятя - ровесника, а тёща, блин, она ж себя за бабки подставит, ну, дела… А досуг, что может быть общим…?»
   Не соблюли  Иван да Ирина всех обычаев перед венчанием, не началась их жизнь с духовного приготовления, не подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия, да и не было ни исповеди, ни причастия. Приготовили только иконы Спасителя и Божией Матери, которыми, во время таинства, и  благословил их Отец Александр. Но главное приготовление к предстоящему таинству – это говенье - не было подвига поста, молитвы, покаяния и причащения. А о свидетелях и говорить нечего, уж лучше бы их и не было. Вот так и началась их жизнь.


Рецензии