Перстень княгини Волконской

                Великие соотечественники
               

             Поразительно, как безгранично щедра бывает природа к тем 
          немногим избранным, которых она отмечает своей милостью. И 
          какой жестокой, злодейски безжалостной порой  выпадает на их
          долю человеческая судьба. Поистине, гений – это трагедия.
             Наш рассказ о Дмитрии Владимировиче Веневитинове – человеке
          энциклопедических знаний и разнообразных талантов, чья
          блистательная поэтическая звезда, ярко вспыхнув, стремительно 
          пронеслась по небосводу российской словесности.

                ЕГО НЕЛЬЗЯ БЫЛО НЕ ЛЮБИТЬ

         «Веневитинов есть единственный у нас поэт, который даже современниками был понят и оценен по достоинству. Это была прекрасная утренняя заря, предрекавшая прекрасный день», - так сказал не склонный к высоким оценкам Виссарион Белинский. «Какое соединение прекрасных дарований с прекрасной молодостью», - с восторгом о Веневитинове  восклицал в письме к Александру Пушкину тонкий знаток поэзии барон Антон Дельвиг. А сам Пушкин, прочитав в журнале критическую публикацию Веневитинова, в которой анализировалась  первая глава его романа «Евгений Онегин»,  произнес: «Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием».

        Поэт, критик, философ… А еще он серьезно занимался живописью,  у композитора и пианиста Иосифа Геништы брал уроки музыки и сам сочинял музыкальные пьесы, много времени уделял историческим исследованиям и даже начал писать исторический роман «Владимир Перенский», пробовал свои силы в роли переводчика и журналиста. И это еще не все. Он интересовался теорией словесности, математикой, естественными науками и, в частности, такой специфической, как анатомия. И каждому своему увлечению отдавался со страстью и одержимостью. Добавим также, что еще в детстве он в совершенстве овладел французским и немецким языками, потом изучил греческий и латынь Уже к четырнадцати годам свободно читал в подлиннике Гомера, Эсхила, Софокла, Вергилия, Горация, переводил их произведения на русский язык.

        Довершим эту часть рассказа еще некоторыми штрихами. Веневитинов отдал определенную дань идеям декабризма, неоднократно высказывал мысль о необходимости «произвести в России перемену правления», однако ни в каком политическом обществе не состоял. По натуре он был лидером и обладал всеми необходимыми для этого качествами: волей и решительностью, умением убеждать, блестящими речами покорять собеседников.

        Самое поразительное в этом человеке – не столько сочетание талантов, а то, что все создано, все достигнуто им было в юношеском, по сути в мальчишеском возрасте. Дмитрий Веневитинов прожил всего чуть больше 21 года. Можно себе представить, до каких вершин было бы поднято этим потенциальным  гением отечественное искусство, каких  высот достигли русская литература, философия, история, проживи он хотя бы до возраста Иисуса  Христа. Нетрудно понять Пушкина, который, едва прибыв после восьмилетней ссылки в Москву, попросил друзей познакомить его со столичным кудесником.

          Через некоторое время Пушкин не только познакомился с молодым московским поэтом, но и стал посещать философский кружок «Общество любомудрия», признанным  «центром», идеологом и вдохновителем которого был Веневитинов. В этом кружке господствовала философия Канта, Фихте, Шеллинга, Спинозы… Читали свои философские труды и сами любомудры, спорили.

          В числе тех, кого приводил Веневитинов в восторг, был и Пушкин. «Верный и независимый вкус, благородный и открытый образ мысли, светлый и живой ум, детское чистосердечие и знание потребностей лучшего общества, дружелюбие и мечтательность так пленительно сплелись в нем, что, узнав, нельзя было его не полюбить. В его сердце так же, как и в уме, соединилось все лучшее». Так в последствии характеризовал Александр Сергеевич Дмитрия  Веневитинова. 

         Отношения двух выдающихся людей – одна из интереснейших страниц в  в отечественном литературоведении. Здесь же мы ограничимся сказанным, добавив один момент: на черновом листе введения к VIII и IX главам «Евгения Онегина» рукой Пушкина нарисован портрет молодого человека. Долгие годы репродукция сопровождалась заметкой: «Евгений Онегин в представлении Пушкина». «Портрет Онегина» служил приложением к роману, выставлялся в литературных музеях, распространялся в открытках и стал очень известен. Но спустя годы тщательные исследования показали: рисунок представляет собой портрет не Онегина (Пушкин, кстати сказать, своих литературных героев не рисовал), а Дмитрия Веневитинова.

                «ЦАРИЦА МУЗ И КРАСОТЫ»

        В 1824 году в Москву из Петербурга приехала княгиня Зинаида Александровна Волконская – писательница, певица, композитор, историк и красавица, которую многочисленные поклонники нарекли «Северной Коринной» (по имени лирической поэтессы Древней Греции, жившей околоV века до новой эры). Не менее известна княгиня и в другом поэтическом образе» - «царица муз и красоты». Так назвал ее Пушкин в посвящении, высылая в подарок экземпляр новой поэмы «Цыганы». Вскоре ее особняк на Тверской (позже он был перестроен и сегодня известен москвичам как Елисеевский магазин), украшенный вывезенными из Италии античными статуями и рельефами, оригиналами и копиями картин художников эпохи Возрождения, стал одним из самых значительных «умственных» и литературно-музыкальных центров города. Слава светской красавицы, автора поэмы в прозе «Сказание об Ольге» и «Писем из Италии», композитора, написавшей  для домашнего театра музыкальную драму «Жанна  д'Арк», в которой исполняла главную роль, сделали салон Волконской центром передовой русской мысли, в котором бывали самые знаменитые писатели, поэты, художники, профессора Московского университета.

         Княгиня в совершенстве владела четырьмя  европейскими языками, знала греческий и латынь, но с трудом говорила и писала по-русски, ибо большую часть своей жизни провела в Европе. И впервые посетила Россию, когда ей было уже 16 лет.

         Родилась Зинаида Александровна в Италии, в Турине, в семье русского дипломата князя А.М.Белосельского-Белозерского , известного в свое время литератора и композитора. Мать умерла, когда девочке было три года. Заботы о воспитании дочери взял на себя отец. Княжна росла в богатстве, в окружении красоты, музыки и литературы. Она получила блестящее образование в традициях высшего общества и в сочетании с прирожденными дарованиями стала одной из самых известных женщин многих европейских столиц. Этому в немалой степени способствовало ее замужество с князем Никитой Волконским, егермейстером, вместе с которым она сопровождала в составе придворной свиты Александра I  во время его заграничных походов, подолгу жила в Париже, Лондоне, других городах. Русский император высоко ценил красоту и дарования  княгини и называл ее «лучшим украшением двора».

         Никита Волконский был родным братом будущего декабриста  Сергея Волконского, но в отличие от него верно и ревностно служил монархам…

         Домашнее счастье все же обошло семью Волконских. Супруги часто «находились в разъезде», подолгу проживали не только в разных городах, но подчас и в разных странах.

         В Москве княгиня тоже проживала без мужа. Блистательная собеседница и красавица с голубыми  глазами  с первых же встреч  покорила сердце юного Веневитинова, он влюбился страстно, безоглядно и, как оказалось, навсегда. Что из того, что у нее были муж и сын, что она была на 16 лет старше…Настоящая любовь не знает условностей, не ведает преград. Одно за другим появляются его стихотворения, объединенные одной темой, одной страстью, одной героиней. «К моей богине», «Элегия», «Кинжал»… В этих и других шедеврах любовной лирики не только большие чувства, потаенные движения души, но и философские размышления о жизни и человеке в ней,  о том, что есть человеческая судьба, счастье – то, что поднимает человека над суетностью и обыденностью, помогает преодолеть трагизм жизни.

        Мы не будем вдаваться в подробности отношений этих двух незаурядных личностей. Скажем лишь, что с любовью к Волконской связана одна из самых трогательных легенд о жизни и смерти Веневитинова. Когда не стало больше сил терпеть всепоглощающую страсть и он решил бежать от своей любви и скрыться в Петербурге, Зинаида Александровна вручила ему на память поистине царский подарок – старинный перстень, найденный при раскопках Помпеи и Геркуланума в 1706 году.

         В ноябре 1826 года Веневитинов покинул Москву. А при въезде в Петербург был арестован жандармами по подозрению в причастности к тайному обществу. На допросе, когда его спросили о принадлежности к обществу, он ответил в духе того, как ответил Пушкин на аналогичный вопрос во время известной аудиенции у Николая I – если и не принадлежал к обществу, то «мог бы легко принадлежать ему»…

         Веневитинова продержали под арестом в холодном и сыром помещении несколько дней. Это нанесло ему глубокую душевную травму. Не мог он избавиться и от гнетущего «давления любви». Ко всему добавилась сильная простуда, полученная при возвращении на квартиру с какого-то вечера. Началась горячка. Болезнь стремительно прогрессировала. От горячки он и умер в марте 1827 года.

         В последний час жизни поэта друзья исполнили его волю, выраженную в стихотворении «К моему перстню», - надели на палец подаренный Зинаидой Александровной перстень. В стихотворении поэт предполагал, что через века кто-то потревожит его прах и вновь отроют древний перстень. Он ошибся только во времени. Не прошло и века, как могила Веневитинова, в связи с закрытием кладбища при Симоновском монастыре, была перенесена на Новодевичье кладбище. При эксгумации праха перстень был вынут и ныне, как реликвия, хранится в Государственном литературном музее в Москве.

                «АЛЛЕЯ ВОСПОМИНАНИЙ»

        На смерть Веневитинова Волконская откликнулась стихами на французском языке. Она тяжело переживала кончину своего восторженного поклонника и друга.  И. кажется, больше не знала счастья.

        Внешне мало что изменилось в ее жизни. Все также блистал знаменитостями ее салон, и сама она была окружена уважением и почетом. За труд по истории древних славян «Славянская картина» ее избирают почетным членом Общества истории древностей российских при Московском университете, вслед за этим она становится почетным членом другого Общества – российской словесности. Первой из русских женщин… А с другой стороны, - откровенная неприязнь властей и лично нового императора Николая за открытое сочувствие декабристам, негласный надзор тайной полиции. Как дерзкий вызов властям был расценен концерт, устроенный Зинаидой Александровной в честь невестки, жены декабриста Сергея Волконского, Марии Николаевны, урожденной Раевской, направляющейся к мужу в Сибирь через Москву.

        Обстановка вокруг княгини становилась все более нетерпимой, и в начале 1829 года  она покидает Россию. В Риме приобретает виллу, которую превращает в настоящий музей под открытым небом – с множеством  античных скульптур и барельефов, с развалинами древнего акведука. На вилле подолгу гостят знаменитости, приезжающие со всей Европы: Николай Гоголь, Карл Брюллов, Адам Мицкевич, Вальтер Скотт… 
 
        На вилле княгиня устраивает «Аллею воспоминаний» - мраморные колонны, обелиски и стелы, посвященные умершим друзьям и близким. И одному из первых установлена под сенью кипариса стела с надписью «Дмитрию Веневитинову» и словами, взятыми из стихотворения поэта: «Как знал он жизнь, как мало жил!». Рядом появились стелы и обелиски, посвященные Пушкину, Баратынскому, Жуковскому… Это были первые памятники в честь наших великих соотечественников.


            Если верно утверждение, что человек – это поступок, то лучше
         всего натуру Волконской характеризует такой поступок: рядом с   
         памятником отцу она поставила две стелы, посвященные слугам. И
         еще, Зинаида Александровна была человеком безграничной щедрости.
         По сути все свои немалые богатства она раздала нуждающимся. И
         умерла совсем не по княжески. В холодный, дождливый день отдала
         какой-то полураздетой нищенке свой теплый плащ, а сама
         простудилась, заболела воспалением легких…



      


Рецензии
Спасибо, Николай, статья замечательная.

Тамара Малеевская   22.07.2016 13:53     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, уважаемая Тамара, за отклик на мою публикацию.
Сердечно,

Николай Калмыков   24.07.2016 18:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.