Испытательный срок

            Скитание Васи Трогова по тёткам и бабкам закончилось в 1960 году, когда он закончил третий класс сельской школы. Родители по северному трудовому договору отработали очередные три года на Чукотке и вернулись с дочерью, младшей сестрой Васи на свою историческую родину Кубань. Думали, что навсегда, но как время показало, лишь на время.
    Родители продали свою хату в станице Абадзеховской и купили дом на окраине Майкопа, чтобы дети могли получать нормальное городское образование. Запомнилась Васе первая встреча с сестрой. По деревянному тротуару станицы Абадзеховской с родителями идет шестилетняя королева в шикарном белом платье в крупный горошек, в красивых красных туфельках и в шляпке, своею тенью закрывающую поллица как вуалью. В этой красавице и моднице Васе трудно было признать замухрышку, с которой расстался три года назад.
    А навстречу идет он, деревенский босяк и с деревенскими же замашками. Три года скитаний без родителей, да в возрасте 8-10 лет не могли не сказаться на поведении, характере и облике мальчишки. Что скажешь, босяк он и есть босяк.
   Брат и сестра остановились в трёх шагах и молча разглядывали друг друга.
     - Вася! Оля! Ну, вы хотя бы поздоровайтесь, что ли. Вы же родные брат и сестра!
     - Привет! Буркнул Вася.
     - Здравствуйте! Пролепетало юное создание.
     На этом знакомство было завершено.
     Начальная школа в Майкопе, в которую родители определили Васю, была всего в трёх кварталах от дома. Учитывая посредственные успехи в учёбе и тот момент, что мальчик перешёл в городскую школу из сельской местности, директор школы напрямик спросила Васю:
            - Ну что, Вася, сразу вернёшься в третий класс или попробуешь в четвёртом за ребятами угнаться?
А родителям добавил:
           - У мальчика по всем предметам тройки и не исключено, что с натяжкой, а у нас требования к учёбе намного выше, чем в станице. Мальчику будет очень тяжело успеть за сверстниками. И это ему может отбить желание к учебе навсегда.
     - Не пойду опять в третий класс. Хочу в четвёртый. - Буркнул Вася.
     - Но имей в виду, сроку тебе - три месяца. Будешь получать двойки, вернем в третий класс.
     Вася покраснел, как рак, опустил голову, но решение свое не изменил.
     - Всё равно пойду в четвёртый класс!
     К концу испытательного срока в дневнике у Васи красовались две двойки и одна единица. За упрямство. Мальчик был уверен, что его точно вернут на класс ниже. Поэтому сидел «тише воды, ниже травы». Но учителя молчали и директор тоже. Вот и новый год промелькнул. На сердце мальчика понемногу отлегло.
     - Теперь уже не переведут.
     Двенадцатого апреля занятия в школе шли по обычному расписанию. Начинались и заканчивались уроки по звонку, который раздавался из громкоговорителя на колонне в центре большого квадратного коридора. И вдруг в этот день динамик зашипел посреди урока, и через несколько секунд на всю школу раздался знаменитый голос Балашова:
    - Внимание! Внимание! Говорит Москва» Передаем сообщение ТАСС Советского Союза!
    Двери всех классов разом распахнулись, и толпы учеников вместе с учителями устремились в коридор и моментально замерли, прислушиваясь к динамику. Когда диктор радио закончил свою речь, школа взорвалась. Ликованию не было предела. От шума и визга учителя уши затыкали и вместе со всеми улыбались. Это был настоящий праздник. 
    Небольшую речь сказал директор школы. Но эта речь нужна была скорее всего для того, чтобы немного унять накал страстей и вернуть учеников в рабочее состояние. Вскоре все разошлись по классам, но перешёптывания продолжались до конца уроков.
Двадцать второго апреля на школьном дворе состоялась общая торжественная линейка школы. Принимали в пионеры третьеклассников. Вася был уже пионером и носил галстук. Носил с удовольствием и гордился и галстуком, и значком пионера. Галстук гладил каждый день перед школой. На линейке третьеклассники стояли отдельной шеренгой перед поднятым на флагштоке стяг. Около флага стоял директор, учителя и гости торжественной линейки – почетные коммунисты,  ветераны и комсомольские вожаки из ближайшей средней школы.
    Все остальные ученики стояли буквой «П» сзади и сбоку от директорской команды. Класс Васи стоял в аккурат за спиной директора. Поэтому мальчишки, а порой и девчонки не особенно соответствовали торжественности момента. Вполголоса шутили, кривлялись, всякие остроты выдавали. Не отставал от этого общего настроя и Вася.
    - Вот, ещё одним дуракам красные тряпочки повесили.
Все вокруг засмеялись. Кое-кто даже похлопал Васю по спине. А у самого Василия что-то внутри сжалось. Но ведь никогда он так не думал. Почему так ляпнул? Захотелось выделиться? Друзьям понравиться?
Лишь много лет спустя он узнает о таком понятии как «эффект толпы». Это когда каждый мальчишка, молодой человек, а порой и вполне взрослые личности в обычной ситуации прекрасные товарищи, вежливые, порядочные люди, собравшись в компанию, вдруг резко, до неузнаваемости перерождаются. Ничем не обоснованная агрессия, вандализм, сквернословие  становятся обычным явлением. Изуродованные перила лестниц, разбитые автобусные остановки, испоганенные только что покрашенные стены домов, подъездов. Дебилизм полнейший.
Все это в шестидесятых годах ещё не так сильно проявлялось, а вот с началом  «Перестройки» превратилось в национальное бедствие. Понятия такого «эффект толпы» в том возрасте Вася Трогов ещё не знал, но пагубность этого явления подспудно осознал очень рано – буквально через два года, уже в шестом классе.
Через месяц, в мае в школе состоялась ещё одна общая линейка. На этот раз, кроме всего прочего, и в честь Васи Трогова. Он об этом, конечно, ничего не знал и догадался лишь, когда увидел рядом с директором тётеньку, которую не сразу признал. А дело было больше месяца назад.
По дороге в школу Вася проходил мимо перекрёстка, где были автобусные остановки. Уже повернув на улицу, где была школа, мальчишка боковым зрением увидел, как какая-то женщина с чемоданом и сумочкой перебегала улицу, спеша к подходящему автобусу. Посередине улицы сумочка женщины раскрылась, и из неё посыпались деньги. Много денег. Целая дорожка протянулась на десятки метров. Женщина вот-вот заскочит в автобус. Вася что есть мочи закричал:
       - Тётя! Тётя! Подождите! У вас деньги падают!
       Женщина обернулась и ахнула! Школьник помог собрать купюры и передал их взволнованной женщине.
       - Спасибо, мальчик! Это же все мои отпускные деньги. Вот бы отдохнула! Тебя как зовут?
       - Вася Трогов.
       - Ты в этой начальной школе учишься?
       - Да, в четвёртом «В» классе. Я побежал. Скоро звонок на урок.
       - Ещё раз спасибо тебе, мальчик.
     И вот именно эта женщина стояла перед шеренгами учеников. Первым обратился к учащимся директор:
       - Сегодня у нас есть повод гордиться одним из ваших товарищей.
      И директор рассказал о поступке Васи месячной давности. Говорил что-то о пионерах, которые «всем ребятам пример», о достойном подрастающем поколении, о чести для школы и так далее. Потом попросил Васю выйти из строя. Женщина ещё раз поблагодарила школьника, и подарила тетрадку в клеточку на двенадцать листов, два карандаша и перьевую ручку с пёрышком «звёздочка».
Вася засмущался и встал в строй. Все захлопали в ладоши, а в рядах послышались шуточки и смех.
      - Ну, тётка даёт, могла бы что-либо и посерьёзнее подарить. Тетрадочкой отделалась. Хотя сама огромные тыщи чуть не потеряла. Дурак ты, Вася!
Но Василий не обращал внимания на реплики друзей. Он был счастлив и горд. И прекрасно знал, что одноклассники, не смотря на свои реплики, немного завидовали и гордились  своим товарищем. И действительно, они похлопывали его по спине, жали руку. А ведь из таких мелочей и куется характер будущих граждан страны.
       Вот только на учебном фронте у Васи не всё складывалось идеально. По всем предметам у него были хорошие отметки, а по арифметике даже отличные. А вот с русским языком были проблемы и очень серьёзные. Оценка за год колебалась между тройкой и двойкой. А виной всему была его невнимательность. Правила правописания он знал хорошо. Его тетради по чистописанию учителя всем ставили в пример. Правильный нажим пера, наклон букв. Но как только дело касалось диктанта или сочинения – неуд обеспечен. Тетрадь вся красная от пометок учительницы.
Короче, оставили Василия на осень. На лето выдали домашнее задание, от которого у школьника в голове закружилось. Около двухсот упражнений – это же с ума сойти!  В августе всё нужно было сдать учителю и уже в школе написать три диктанта.
       К намеченному сроку успел выполнить чуть больше половины требуемого  и был уверен, что теперь его точно вернут в четвёртый класс. Было обидно до слёз. Ведь мама и папа никогда его не заставляли делать задания. Он сам садился за стол и не вставал, пока не сделает пару упражнений. Даже друзья в это время не могли его увлечь играми. А теперь что? Всё зря?
       В школе Вася расспросил товарищей по несчастью – многие не сделали и половины того, что сделал он. Настроение немного поднялось. Ну а после первого диктанта, который Вася написал на «хорошо», учительница торжественно поздравила его с переводом в пятый класс. Мальчик сиял от счастья. Значит, не зря лето корпел. Теперь можно и погулять.
       До первого сентября ещё есть время. Завтра же на велосипед и на рыбалку. Сазанов и карасей таскать. Или хотя бы  пескарей. Это уже не важно. И планер, сделанный еще зимой, ждёт не дождётся, когда его в небо запустят. Хорошо-то, как! И Вася Трогов помчался домой.


Рецензии