Не сдавайтесь

 " Не сдавайтесь. Никогда не сдавайтесь."
 У.Черчилль был уже совсем пожилым человеком. Незадолго до его ухода из жизни, состоялась его последняя пресс-конференция. Собралась  толпа журналистов. Ожидали услышат от человека-легенды нечто вроде политического завещания. Но его последняя речь была сверхкраткой.  " Не сдавайтесь. Никогда не сдавайтесь. " - только и произнёс на прощание великий политик.
 Есть такая притча о двух лягушках , брошенных в банку с молоком. Одна попыталась выбраться, затем бросила все попытки и утонула. Другая барахталась сколько было сил, в итоге сбила из молока масло, и выпрыгнула из банки...
 Сашка был большой выдумщик и любитель разных ситуаций. талантливейший человек.
Встретились мы как-то на речке. Я собирался на танцы - сакральное место молодежи
тех лет, Саша и предложи:" Давай сплаваем на остров. Вспомним "молодость." Это о том, что мы в школьные годы сбегали с занятий на речку, где купались и играли, изображая сценки из фильмов. (Этим мы частенько занимались в детстве , собрав ребятишек со двора, вооружив их деревянными мечами и картонными шлёмами, доспехами с крестами, изображающими типа "псов- рыцарей". Саша разрисовывал раны , расставляли "актеров" , запускали дымовушки из кинопленки, разжигали небольшой костёр - так получалась имитация некоей батальной сцены из какого-то фильма, и тут же,  всё это фиксировалось на фото.  Таков был Саша-неугомонный, величайший, не по возрасту, режиссер и художник. И неуёмный фантазёр.) И даже иногда ловили на этом острове, рыбу на засохший хлеб под названием "коржамышка." Пацаны, что скажешь. Плавали мы хорошо. Особенно Саша с ростом под два метра и длинными руками  Угнаться за ним было тяжело.
- А одежда ?
-На руках, чтоб не замочить - пояснил Саша.  Хм, но ведь Сашина одежда была не для танцев и проще некуда. Шлёпки на босу ногу, какие- то старенькие штанишки и рубашонка. Но я-то был при параде. Отглаженные брючки, модные сверкающие туфли. Если что - его одежду можно и бросить.
 -Саш, ну я не дотяну через всю речку.
- А ты, как устанешь, мне передашь, я перевезу..
 Сказано-сделано. Аккуратно скрутили одежду и стянули ремнем. И вперёд. Но, как я и предполагал, долго я не протянул. Саша перехватил наш узел и легко поплыл высоко держа одежду над водой.  Но переоценка сил всегда приводит к неооценке ситуации. Пропыхтев какое-то расстояние, Саша возопил что больше не может. Пришлось опять впрягаться мне. Река - не место для дискуссий.
Недолго я продержался. Так преодолели  две трети пути, передавая тюк друг другу. Но затем силы  оставили нас.
Обесиленный Саша отказался принять бесценный груз...А ведь держать узел над водой на вытянутой руке занятие тяжёлое.
 Всё, я не удержал тюк в последний раз и наш груз плюхнулся на воду. На какое-то время неожиданно стало легче. Чудо, но наш тюк не утонул. В одеже был воздух и толкая тюк впереди, как мяч , удалось проплыть еще немного. Но затем одежда пропиталась водой и начала медленно уходить под воду. Приходилось её приподнимать, но законы Архимеда жестоки. И вот уже тюк под водой и мне приходится удерживать его за ремень. Тюк тянул меня в воду. Я его пытался вытянуть. И вот она, дилемма во всей красе - либо бросить его, с бесценной одеждой, или уйти под воду вместе с ним.  Всё.., силы иссякли.  Из последних сил барахтаюсь.. На речке - ни души рядышком.   Казалось бы всё. Прощай праздничный прикид. Но вдруг - о, чудо, - из-за острова, нашей цели, бесшумно, но с высокой скоростью вылетает лодка на веслах с тремя крепкими хохочущими ребятами. Закричали им, замахали руками..
 По теории вероятности это явно было не среднее гауссово распределение. Лодок вообще в это время было немного. И как эта одна из них оказалась в нужном месте и в нужный  момент времени - понятно, наверное, только тому, кто играет в эту виртуальную игру случайностей и закономерностей на этой планете под названием "жизнь".
 Одежда была спасена. Мы тоже. Бейся до последней, даже эфемерной возможности.
Пока есть хоть какой-то шанс. А без борьбы его и не будет.
 Все знают, что такое поступить в вуз. Надо успешно сдать экзамены. Я получил направление со всеми характеристиками для поступления ( так было принято)  и был допущен к поступлению в элитный вуз.  Конкурс был очень большой, а вуз языковой.
Сюда шли ребята подготовленные очень хорошо -  дети преподавателей, выпускники спецшкол либо дети высокопоставленных чиновников, с индивидуальной подготовкой.
Главными предметами, на которые нацеливали поступающих,  были русский  и иностранный языки. Вот здесь -то и скрывалось огромное количество двоек. Это было шоком для обладателей красных дипломов и простых отличников. Экзамены всегда стресс, испытание нервов на крепость. 
 Ну с русским письменным ( сочинение) у меня был свой рояль в кустах. Все приёмы известны. Но этот оказался прост и эффективен. Надо при проверке читать свое нетленное произведение в обратном порядке. С конца и до начала. Легко выявляются ошибки , которые при обычном чтении вы могли не заметить. Чтение наоборот нарушает смысловой порядок и вы читаете как бы каждую фразу отдельно.  Все ошибки сразу становятся видны невооружённым глазом.
 И вот наступают дни испытаний. Апофеоз случайностей и закономерностей. Ну,а в процессе подготовки - я, как некий периферийный увалень, не обладавший столичным снобизмом, лоском и манерами продвинутой молодёжи, служил поводом для насмешек и саркастических шуточек и приколов. Одной из шуток было непременно незаметно прикрепить мне на спину бумажку с надписью  "Референт Пупкин Вася." Публика радостно гоготала, а я сразу не мог понять в чем дело. Так всегда в человеческой стае - избираются наиболее одиозные и отличающееся чем-то или просто слабые человеческие особи, на которых и отыгрываются полноценные члены сообщества. Зная примерно мой уровень подготовки пипл решил, что шансов поступить у меня при такой подготовке не было. Но и здесь  у меня был свой рояль в кустах.  Естественно у меня был небольшой, практически только школьный запас слов на английском.  Готовился я в армии и пополнять словарный запас было попросту нечем кроме кондового армейского юмора. Поразмыслив, я сделал упор на грамматике. Был у меня учебник, который я изучил вдоль и поперек. И подошел к делу серьезно. Тщательно изучил все правила, как строятся предложения, сочетаются времена и прочее. Причем отнёсся как к науке, как к математике и другим серьёзным вещам. И вскоре все алгоритмы у меня уложились не зазубриванием, а именно пониманием,  как правильно строить фразы, предложения. Изучил все самые сложные формы.  Ну, а словарный запас - дело наживное, так решил я. В конце-концов можно и простыми словами изъясниться лишь бы грамотно было. 
 Ну, а с прононсом ? Всё тоже просто. Ещё раз изучил артикуляцию и сосредоточился на том, что произносится тяжело, тупо повторяя труднопроизносимые вещи помногу раз. Такое как сочетание Is the.  В итоге получил ясное  и чёткое произношение, которое, конечно, не оксфордское, но разные звуки легко различались посторонними ушами.  А это главное. 
 Прошло сочинение. Двоек было очень много. Каралась малейшая ошибка - точка, запятая, не там. Насмешники с обидой и неподдельной злобой в отношении меня начали разъезжаться, печально, с завистью, похлопывая меня по плечу... С подтекстом: " Все равно дальше не пройдёшь бедолага, ведь ты же не знаешь как будет графин и графиня по английски..."
  Я только посапывал, осмысливая свою честную тройку ( ошибок не было , за содержание, типа плохо раскрыл) - даёт ли она шансы на дальнейшее поступление. Но от аборигенов я знал, что это не проблема - главное сдать и шансы есть. "Рояль" сработал.
 И вот грянул гром. Экзамен по языку. Очередь была большой. Кто-то отрешенно смотрел в никуда, кто-то перелистывал  учебники,  другие пришёптывали нечто , зазубренное наизусть. Атмосфера гнетущая. Первый вышел молча, глянул невидящим взглядом на абитуру и, не отвечая ни на какие вопросы, так же молча удалился, слегка покачиваясь. Вылетел, красный как рак, второй. " Ну что ? -бросилась к нему толпа. Обреченно взглянув, выдавил побледневшими губами - Два."  Толпа ахнула. Уровень подготовки был известен. Ребята, более подготовленные чем другие, всегда стремятся пройти экзамены первыми. Наступила мертвая тишина. И пошло - два, три, два, два , два, тройка. Троечников спрашивали - ну что там, в билетах, на чём горят - экзаменовавшиеся хранили угрюмое молчание, очевидно переваривая, что же произошло с ними. Как так? С багажом знаний выше среднего и тройка!  Самоуверенность мгновенно давно слетела с лиц моих насмешников. 
А тем не менее процесс продолжался с пугающей быстротой. И,самое страшное -пугающее было то, о чём  никто из выходивших ничего не говорил. Обычно, всегда в таких случаях, сбрасывая напряжение, ребята взахлёб рассказывают, что спрашивали, что отвечал , щедро делясь  своим гнозисом с неиспытавшими судьбу.   Толпа начала волноваться, неизвестность всегда пугает больше всего. Человек так устроен.
 " Я не пойду,- от стены отделилась бледная тень очередника из числа моих отъявленных насмешников. " Я то же, - с испугом на лице произнёс следующий весельчак. Дурной пример заразителен. Очередь начала быстро  таять. А неизвестность только раззадорила меня, что же там такое, в чём "мина", было понятно, что у всех провалов было что-то общее, нечто что "заваливало" абитуриентов.  Да и труд, затраченный мной на изучение всяких герундиев и прочих премудростей, взывал к борьбе за место. Под крышей вуза. Загадки всегда привлекали меня с тех самых  пор, как отец моего приятеля ещё в детстве подбрасывал нам всякие головоломки. 
 Вхожу, тишина. Испытуемые тихо сопят, готовясь отвечать на билет. С этого момента,  я уже не замечал действительности вокруг себя. "Глобал проблем" целиком захватила меня. Я набросился на задания по билету. Быстро , начерно, мысленно составил все ответы на вопросы, спеша с максимальной, а может и выше скоростью. И вот - оно-то !
"Мина."  Всё стало ясно. Загадка исчезла. Прошиб холодный пот. В билет был включен текст для перевода. Суперсложный с точки зрения сочетания времен и разных оборотов. Для перевода надо было легко владеть грамматикой. Без дополнительных вопросов уровень знаний поступающего выявлялся с аптекарской точностью. Прошедшее в настоящем, будущее в прошедшем, тест просто изобиловал сложнейшими залогами и причастными, деепричастными оборотами.  Но это было полдела. Вторая трудность была в большом количестве незнакомых, специально подобранных слов. Вот на этом-то и ломались наши краснодипломные выпускнички. Часть просто, поняв невозможность выполнить задание , опускала крылышки и сдавались..Уходили просто отказавшись отвечать, осознав свое ничтожество.
 Ну уж нет, "но пасаран!", пацаны. Не сдаваться! Собрал всю волю и набросился на текст. Разрешено было пользоваться словарями - огромными томами.
Схватил и лихорадочно начал работать. Словарь просто порхал в мих руках. Слова разбросаны по всему талмуду. В тихой аудитории мои действия производили колоссальный шум как будто в тихой комнате заработал отбойный молоток...
 Вся комиссия с любопытством разглядывала неведомого до сего субъекта. А оригинал, абсолютно не обращая внимания на все окружение, лихорадочно порхал по словарю, иногда делая только пометки. И вот уже приглашают. Я сижу, вроде увлечен, не слышу - а сам хлопаю словарем туда-сюда, переводя последний десяток слов.  Ну всё, после третьего приглашения, ситуация стала чревата санкциями. Встаю и  медленно иду, на ходу находя последние нужные слова. Всё же это надо срочно  уложить в сером веществе и запомнить.
 Ну, вот и финал. Супернастойчивость победила. Из аудитории я вышел с пятеркой. Красный как рак, с  видом ошпаренного, сообщил шокированным собратьям - Пятерка! Публика ошеломленнно смотрела, проглотив язык от неожиданности. Насмешники были посрамлены.Также молча, как и другие великомученики, покинул пенаты. Не сдался и победил. И как! Не сдавайтесь . Никогда не сдавайтесь. Вся жизнь - это борьба. За лучший кусок мамонтятины. За лучший кусок  шерсти. За тёплое место у костра. За место  под крышей дома своего...


Рецензии
Хороший жизнеутверждающий, энергосберегающий, сильный рассказ! Побольше бы таких!
С уважением, Галина.

Галя Елохина   24.03.2015 09:56     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Будет ещё в этом же ключе - в плане есть )))

Иван Разумовский   24.03.2015 11:13   Заявить о нарушении