ШАНС БЫЛ!

         
          "Вино с разумом не ходят - вино шумит, ум молчит"(русск. пог.)
   
          Я иду по длинной улице имени Клары Цеткин в Рабочем посёлке города Петропавловска, тут я родилась, тут мои корни. Я люблю побывать на родной окраине – здесь другие запахи от золы ли, которой пытаются засыпать лужи, от дыма ли печей, от навоза ли, который выбрасывают прямо за ограды, от близкой ли степи, от железной ли дороги, или просто от воспоминаний. Здесь для меня и солнце светит по-другому...
          Вот остов моей школы, сорок седьмой, где я закончила восьмилетку, сердце моё трепещет от воспоминаний.  В нашей школе работал, и жив до сих пор, замечательный учитель физики - Степан Нестерович Челобанов, о нём я написала в рассказе "Щедрая душа". Ветеран войны, он так увлёк наших мальчишек физикой, что некоторые стали знаменитыми, работают физиками-ядерщиками, и теперь сами пишут учебники по этому предмету!
          Борька Калмыков и Борька Жидков носили ему модели плавающих корабликов, и Степан Нестерович возился с мальчишками - не зря! Калмыков  закончит Ленинградский Кораблестроительный институт, и будет строить настоящие корабли в Санкт-Петербурге, занимая  высокую и ответственную должность. А Жидков - на Дальнем Востоке будет водить морские суда, и станет даже вице-адмиралом! Нынче моему учителю физики будет 92 года, и если бы школа продолжала функционировать, то её педагогическому коллективу было бы чем гордиться!
           Я своему родному городу славы не принесла, и меня никогда не занесут в "анналы", но я не страдаю – сама потихоньку собираю кусочки истории, встречаясь с долгожителями, ветеранами, записывая их воспоминания, сотрудничая с музеями. А знаменитых людей, топтавших наши улицы, немало...
           Дальше по этой же улице имени Клары Цеткин стоит другая школа, в которой в годы войны учился лётчик-космонавт В.А. Шаталов. Вчера объявили о его смерти - в 94 года! Так рисковал, а прожил большую жизнь! Другие, ничем не рискуя, умирают молодыми... Неисповедима воля твоя, господи!..
           Здесь же, в нашей области, родился и другой лётчик-космонавт - А.С. Викторенко. В 1919 году у нас жил и работалнекоторое время в штабе 5-й Армии Тухачевского Ярослав Гашек, автор «Бравого солдата Швейка». В Петропавловске, мальчиком, жил создатель знаменитой сказки «Конёк-Горбунок» П.П.Ершов. Известные советские писатели Всеволод Иванов, Сабит Муканов, Габит Мусрепов, Иван Шухов, знаменитый фантаст Александр Казанцев и величайший певец Ермек Серкебаев родились здесь, на этой земле, прежде чем их именами назвали улицы, занесли во все энциклопедии! И актриса Раиса Рязанова родилась в Петропавловске у деревенской женщины от случайного молодца...
             Вспоминая знаменитостей, перепрыгиваю с ухаба на ухаб, буксуя в размякшем снегу, и время от времени зачерпываю весеннюю воду кроссовками.  Сейчас ещё что, а вот когда совсем растает снег, здесь будет такая распутица - ног из грязи не вытащишь! Цивилизация, со времён пребывания здесь классиков и знаменитостей, не потревожила своим  влиянием ни поверхностей дорог, ни убогих хижин горожан, имевших несчастье родиться и жить в Рабочем посёлке.
Наконец, выбираюсь к асфальту, а вот и моя остановка автобуса!
             На грязной скамье, о которую скоблили подошвы несознательные граждане, сидит, скорчившись, замусоленная женщина. От неё явно попахивает чем-то неприятным. Ба-а! Да кажется, я её знаю! Но в ТАКОМ виде я вижу её впервые.
             - Здравствуйте! Вы меня не помните? Мы на базаре рядом торговали! А потом вы жили в двадцатом, где и я… - обращаюсь я к ней.
             - Да, я там ухаживала за старушкой, она потом умерла, - отвечает женщина.
             - А здесь вы что делаете? - спрашиваю.
             - Пришла к знакомой, хотела у неё пожить – она меня пускает иногда, но оказалось, вместе с сыном уехала в Таинчу на несколько дней.
             - Что же теперь будете делать? - интересуюсь я.
             - Не знаю, есть хочется, не дадите на хлеб?  Вообще-то у меня тут в одной заброшенной избушке есть продукты – крупа, растительное масло, но там крыша обвалилась, и всё пропало...
             Я протягиваю ей мелочь.
             - А где ваш родной дом? - спрашиваю.
             - В Таинче был, родители отписали его брату, а он дом продал, пропил, сейчас сидит в тюрьме.
             - Родители ваши ещё должны быть молодыми, почему рано умерли? Пили?
             - Пили.
             - А вы зачем пьёте? Пропадёте!
             - Ну и что? У меня и сейчас есть недопитая… - она трогает свою сумку,  – глотнёшь,  и лучше становится…
             Я знала её не один год. Была нормальная, вроде, женщина, я помню даже наши разговоры с ней, она планировала замуж выйти, а потом, кажется, и выходила…  Сейчас же её лицо почернело, обуглилось от морозов, потрескалось, и сама словно меньше стала, как старуха, а ведь ей  всего лет сорок…
             - Где ночевать-то будете, например, сегодня? - спрашиваю.
             - А вы с кем живёте?
             - Одна.
             - Возьмите меня к себе, я всё делать умею!
             - Да нет, я одна привыкла… А вы бросали бы пить! У меня тут неподалёку жила родственница, пила, прошлой зимой отморозила ноги, их отрезали... Каково это - жить без ног?..
             Подошёл мой автобус, я простилась, и поторопилась зайти в салон. Хорошо побывать в Рабочем Посёлке, но жить бы  снова здесь я не хотела…
          
             Да, одни люди родятся и живут, чтобы украшать и славить свою землю, другие – только удобрять. Но разве для этого надо называться человеком?… А шанс был у всех!

            
      


Рецензии