Пять рублей, сто рублей

ПЯТЬ РУБЛЕЙ, СТО РУБЛЕЙ
Бывало ли вам когда-нибудь по-настоящему стыдно за свои поступки? Так стыдно, что пробирало до корней волос, до повышения кровяного давления, до того, что начинаешь сам себя ругать, унижать, казнить, проклинать? Но это не о государственной измене, не о предательстве в семье, не о подлом поведении по отношению к кому-нибудь на работе. Такие люди, как Резун, не знают угрызения совести. Они глазом не моргнут и вместе с Отчизной родных мать с отцом продадут. Имеется в виду поведение в обычных житейских условиях. Например, при покупке чего-нибудь.

 Вот Иван Фокич и сейчас, в свои восемьдесят лет, так и не может забыть свое поведение в продуктовом магазине пятьдесят лет тому назад. Это был ему урок на всю жизнь. Да такой, что в критических ситуациях он всегда советует младшим коллегам: «Не доверяй даже самому себе, не то что каким-либо слухам. Проверяй и проверяй! И только потом делай выводы! Человеку свойственно заблуждаться, ошибаться, делать поспешные выводы. Но только не корреспонденту! Ему это непростительно!»

Так что же приключилось с ним тогда, пятьдесят лет назад? А ничего особенного. Его, молодого, но уже «обстрелянного» журналиста, всегда привлекали критические материалы. Он бесстрашно разоблачал нарушителей социалистической законности, будь то в экономике или в моральном плане. Выходец из колхозного крестьянства, с детства познавший нищету, бесправие и подневольный труд, теперь он ненавидел тех, кто унижал человека, посягал на свободу других или наживался, пользуясь служебным положением.

После «Хрущевской оттепели» началась тогда так называемая Косыгинская реформа. В стране был всеобщий подъем. Поощрялись экономические методы управления,   материальное стимулирование. Ликвидировали совнархозы. Восьмая пятилетка была названа «золотой». И добросовестные журналисты вели беспощадную войну с разгильдяйством, панибратством, блатом, нарушениями в торговле.

По радио часто выступали артисты сатирического жанра Штепсель и Тарапунька. Они высмеивали торговлю со склада, невыполнение плана производства, приукрашивание в печати и по радио советской действительности. «Ты где это вчера пропадал? Я тебе звонил», - спрашивал Тарапунька у Штепселя. «Представляешь, весь день в очередях: за молоком, за ливерной колбасой, за хеком». «А у мене все есть с доставкой». «Как это?» «А я с утра вешаю котелок под радиоточку, и у мене и молоко, и яйца, и все, что хочешь».

В газете «Комсомольская правда» с разгромными статьями выступали ведущие публицисты. Будущий писатель и обозреватель радиостанции «Свобода» молодой украинец Анатолий Стреляный смело критиковал обкомы и крайкомы партии, восстанавливал в должности несправедливо отстраненных председателей колхозов. Да, в то время в СССР повсюду чувствовался дух свободы и гордости за свою страну.

Такая была тогда обстановка. Сам Иван Фокич не раз публиковал острые критические материалы в своей районной газете. Иначе говоря, настроен он в то время был воинственно и не терпел никаких нарушений и отклонений от общепринятых норм.

Зарплата у него была 120 рублей, по тем временам вполне приличная. Выдавали ее два раза в месяц: сначала аванс, а потом – получку. В тот день была получка, и Иван в обед принес домой шестьдесят рублей исключительно пятирублевыми купюрами. Положил деньги на привычное место и приготовился обедать. А в доме не оказалось хлеба. Не теряя ни минуты, он взял верхнюю купюру и пошел в продуктовый магазин, который был в соседнем доме.

Магазин уже закрывался на обеденный перерыв, и  отоварившихся покупателей выпускали, а опоздавших – не впускали. Иван сказал: «Я только хлеба возьму», - и его впустили. Итак, он был последним покупателем. Купил хлеба и селедку, подал деньги и получил сдачи. И что же он видит? Ему дали сдачу с трех, а не с пяти рублей.

- Позвольте, я Вам дал пять рублей, а Вы мне даете сдачи как с трех…
- Вы мне дали три рубля. Вот Ваши деньги, они лежат сверху.
- Не было у меня трех рублей. Всю зарплату я получил пятерками. Не надо меня обманывать. Этот фокус Вам не удастся.

- Хорошо! Возьмите два рубля. Имейте в виду – свои отдаю!

Иван взял деньги, уверенный, что не позволил себя обмануть. Возбужденный, он с порога спросил у жены:

- Ты деньги не трогала, которые я принес?

- Добавила туда три рубля. Сверху положила. А что?

- Да то! Я не посмотрел, что вместо пятерки взял эту трешку, и обвинил продавца в жульничестве.

Иван пулей вылетел из дома и побежал в магазин, который уже был закрыт. «Откладывать нельзя, надо срочно вернуть деньги и извиниться», - думал он и стал стучать в дверь. Ему открыли. Сгорая от стыда, он стал говорить, запинаясь:

- Я пришел извиниться перед Вами и вернуть сдачу. Я не знал, что поверх моих денег положили трешку, которую я и взял, не глядя. Простите меня, пожалуйста, это я по рассеянности. Впредь буду внимательнее.

- Я же вам объясняла, что Вы дали мне три рубля. А Вы не верили. Я Вас понимаю. Нет веры нам, продавцам. Потому что бывают еще и обвесы, и обсчеты. Ладно, забыли! Идите с Богом!

С тех пор Иван «зарубил себе на носу»: не спеши обвинять, проверь сначала самого себя: «Не ошибаешься ли?», - а потом и других. Переспроси, а если записал – покажи запись человеку, который дал сведения.

…Уж сколько лет ходит Иван Фокич в одни и те же магазины, покупая продукты. Продавцы давно знают этого приветливого, слегка рассеянного пенсионера. То он расплатится и уходит, забыв покупку взять. Приходится его окликать. То наоборот: возьмет продукты и готов уходить.

- А платить кто будет? – смеются продавцы. И он смеется: задумался, отвлекся.

Недавно купил курятину, расплатился. Поправляя продукты в сумке, отвлекся, механически сунул полученную сдачу в карман. Еще не отошел от прилавка, а молодой мужчина уже положил в лоточек для денег свою сотню. Иван Фокич стал уходить. Продавец, которая что-то поправляла за прилавком, окликнула:

- А сдачу? – И подает ему второй раз сотню. Иван Фокич уже не помнит, взял он сдачу, или нет? Молодой покупатель вырвал купюру из рук продавца:

- Это моя сотня!

- Это его сотня!

Иван Фокич вспомнил случай с злополучной трехрублевкой. Он понимал, что кто-то ошибается, но кто? Он не помнит, взял деньги, или нет. Продавец уверена, что не взял. А молодой человек настаивает, что это – его деньги. Иван Фокич, улыбаясь, говорит ему:

- Сотенку-то отдай! – И ждет развязки этой комической ситуации.

В спор вслушиваются еще два продавца. Подошла владелица магазина.

- Видеозапись покажет, что это мои деньги! – сказал молодой человек и этим поставил точку.

- Вы не расстраивайтесь, мы запись проверим и, если не взяли Вы сдачу, вернем деньги.

- Я абсолютно спокоен, - заверил Иван Фокич. Вынул из кармана деньги. – Вот, есть одна сотня. Возможно, что это и есть сдача.

Через день зашел он в магазин. И сразу ему сообщили:

- На записи Видно, как Вы взяли деньги и сунули в карман, а покупатель тут же положил свою сотню.

- И Слава Богу. Что значит техника! А могли ни за что обвинить человека.

Иван Фокич в очередной раз призвал себя быть более внимательным, чтобы не попадать в глупое положение. Склероз – не склероз, а надо быть собранным, не расслабляться.         
 

      


Рецензии
Странно, но у меня есть рассказ тоже про пять рублей. Жертва называется. Прочитала и улыбнулась. В таком же положении. Сильно нет здоровья. А остальное все неплохо совсем.
Здоровья Вам, Василий и терпения и тепла. Смеюсь, говорю, что хоть в банки закрывай. А то сейчас много, а зимой - маловато. У нас зимы очень суровые. С поклоном и уважением.
Я тоже зашла на страничку, а там песни, которые и не знаю, как послушать. А человек на моей читает.

Валентина Телухова   26.08.2015 11:12     Заявить о нарушении
Рад всякому отклику: сразу видно - живая душа! Лично я если потратил время на чтение, то уж пару слов напишу. Иначе зачем читал? Даже если бросаю читать на средине, то тоже сообщаю, почему это сделал. С уважением, Василий.

Василий Храмцов   26.08.2015 15:54   Заявить о нарушении
Тогда милости прошу ко мне в гости. Выбор большой и он за Вами! Мне нравится высокая степень откровенности. Будьте здоровы!

Валентина Телухова   26.08.2015 16:07   Заявить о нарушении
Когда-нибудь это случится. Я ограничен во времени. Всех Вам благ! Василий.

Василий Храмцов   26.08.2015 16:13   Заявить о нарушении
Очень верные жизненные наблюдения. В советское время народ был честнее,добрее,приветливее и светлее! Сейчас людей не узнать. Они стали злее,черствее, наглее. Куда делась доброта,улыбка? Что же касается обсчета и мелкого жульничества в быту, то это свойственно людям,ибо совесть, честь, сострадание к ближнему, многими нашими соотечественниками потеряны начисто. Двадцать пять лет постсоветского периода, когда Россию штормило из стороны в сторону, сделали свое дело:народ устал выживать в сложных условиях...

Борис Бем   16.01.2016 14:08   Заявить о нарушении
Я все эти годы живу за границей - в Украине. У нас всё хорошо! Сто рублей - это здесь. Нормально, народ доброжелательный - в Бессарабии. Василий. Вы меня подавили как огневую точку, боюсь Вам и слово сказать! Неприкасаемый, недосягаемый, агрессивный и мстительный. Вот! Всего Вам доброго!

Василий Храмцов   16.01.2016 14:44   Заявить о нарушении
Нет, уважаемый Василий, я не мстительный. И врагом Вас своим не считаю. Однако, если мои замечания Вас раздражают или не устраивают,я могу ничего не писать. А на страницу я к Вам зашел лишь для того,чтобы окунуться в Вашу творческую кухню. К сожалению, она наполнена чисто газетной заезженной публицистикой. Вас я в этом не виню. Каждый пишет как умеет. Я восстаю лишь против чванства, позерства и краснобайства. На этот пост отвечать не нужно. Всего Вам доброго!

Борис Бем   16.01.2016 15:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.