Понедельник день тяжёлый

Василию Трогову, только что закончившему седьмой класс средней школы №5 города Майкопа день седьмого июня 1964 года запомнился на всю жизнь. Родители паренька, покинув Чукотку в 1960 году, вновь затосковали по Северу. Особенно для отца, Петра Васильевича, страстного поклонника охоты и рыбалки ни какие прелести Кубани не могли заменить красот Севера. Его жена,  Мария Викторовна, мама Василия, тоже успела полюбить .тот суровый, но такой сердцу близкий и родной край, с которым связаны самые лучшие воспоминания. Конечно, условия проживания на Чукотке были далеки даже от просто хороших. Не говоря уже про отличные. Но взаимопонимание и поддержка людей, какая-то невероятная свобода души с лихвой затмевали всю неустроенность быта.
Отец Василия покинул Кубань раньше семьи на три месяца. Пока дети заканчивали учебный год, нужно было определиться с работой и жильем на новом месте. Добраться до Билибино или до Мачваама, где жили и работали в пятидесятых годах, Петру Васильевичу не удалось.  Путь его лежал через поселок Черский, где располагался знаменитый аэродром подскока Полярных экспедиций. Именно из Черского производилась заброска очередной дрейфующей станции СП («Северный Полюс»). В Черском Петру Васильевичу предложили остановиться в посёлке Зеленый Мыс, где разворачивалась большая стройка. Здесь укрупнялся морской порт, и закладывалась перевалочная база для заброски грузов, необходимых для строительства и обслуживания Билибинской АЭС и для обеспечения золотодобывающей промышленности этого уголка Чукотки. А значит, нужны были мощный порт, значительные склады ГСМ и угля, ангары для временного хранения оборудования, материалов, продуктов. Планировалось сооружение майны (искусственный котлован) под плавучую атомную электростанцию. И для реализации этих планов требовались рабочие руки.
В день отлёта из Майкопа на Север проснулись очень рано. Василию, его младшей сестрёнке Оле и их маме предстояло преодолеть более семи тысяч километров с тремя пересадками. В пять часов утра они уже мчались в такси по улицам Майкопа в местный аэропорт. В это утро по всему городу расклеили афиши нового художественного фильма:
«Понедельник – день тяжёлый»
- Ну, всё! Либо на самолёт где-нибудь опоздаем, либо из-за непогоды застрянем. Что-нибудь, да случится. - Запричитала мама.
- Да ладно, мама! Раньше времени не нужно паниковать. А мне кажется, что, наоборот, это хорошее предзнаменование. День ожидается солнечным. Все будет хорошо. Вот увидите. Успокаивал Василий маму.
От Майкопа до Краснодара добирались на знаменитом «кукурузнике», легком самолёте местных авиалиний АН-2. С высоты 150-200 метров Василий впервые любовался Кубанскими полями, садами и станицами. Из окна автобуса такого не увидишь.
В Краснодаре всё обошлось без задержки, и к обеду самолёт ИЛ-18 уже приземлялся в аэропорту столицы нашей Родины «Внуково». А ещё через два часа проходили регистрацию в аэропорту «Домодедово» на самолёт ТУ-104 до Тикси. В шестидесятых годах самолёты на север Якутии и на Чукотку летали по северному коридору через Амдерму, Хатангу, Тикси, Чокурдах, Черский. Конечно, ТУ-104 не сравнить с лайнерами 21-го века, но в те далекие года это было верхом технического совершенства.
Амдерма поразила Василия! Жаркое кубанское лето резко сменилось льдами Карского моря и пронизывающим ветром. Казалось, от этого колючего ветра на побережье спрятаться было невозможно. И такими жалкими казались серые приземистые домики посёлка. А ведь здесь люди жили, рожали и воспитывали детей, работали.  Спустя полвека Василию, тогда уже Василию Петровичу Трогову, довелось еще раз побывать в Амдерме. Конечно, серости убавилось, поселок стал ярким, красочным. Это был расцвет Амдермы.  Но льды и ветра ни куда не подевались.
Пройдет еще несколько лет и, усилиями новоявленных хозяев жизни Амдерма, как и весь Север, придёт в упадок. В настоящее время в Интернете можно найти такую весьма интересную информацию об Амдерме.
Амдерма сегодня – крошечный полузаброшенный посёлок на арктическом побережье Северного Ледовитого океана с населением всего около 400 человек. Но до чего удивительная штука – география! Поскольку в тех краях поселения невероятно редки и удалены друг от друга на сотни, а порой и тысячи километров, забытую богом Амдерму можно найти  практически на любой карте мира! Есть там и аэропорт – причём отличный, способный принимать Ил-76, Ту-154 и другие типы самолётов. Долгие годы Амдерма была одной из крупнейших баз советской военной арктической авиации, одним из центров гидро- и метеорологического обеспечения Северного морского пути. В 1993 году военные были переведены в другие
места, а вслед за военными потихоньку покинуло посёлок и почти всё гражданское население.
В принципе, сейчас Амдерма – крохотное, глубоко дотационное поселение, основная цель которого - просто обеспечивать присутствие России в Арктике. Чтобы этот пункт просто оставался на карте мира. А перспективы возрождения посёлка - возвращение военных, перспективное освоение нефтегазовых недр шельфа Арктики. Вернётся ли когда-нибудь жизнь в посёлок – покажет время,
До чего же велика наша страна! На юге давно уж отцвели сады, созревает черешня, клубника радует детвору, а на поверхности Таймыра с высоты десять тысяч метров невозможно различить хоть какие-либо чёрные точки. Как у Джека Лондона – сплошное «белое безмолвие»!  Несмотря на то, что здесь уже полярный день, до лета ещё, ох как далеко.
Хатанга встретила более приветливо, чем Амдерма - чувствуется некоторая удалённость от Ледовитого океана. Посёлок приютился между одноимённой рекой и взлетно-посадочной полосой уникального по своим размерам и значению изначально военного аэродрома.  А вокруг бескрайние
просторы тундры, довольно унылые в начале лета. И только в августе тундра расцветёт такими красками, какие жителям юга и не снились.
В Тикси ещё одна пересадка. На этот раз пересели на ярко окрашенный ИЛ-14 - самолет Полярной авиации и очень быстро все уснули. Сказалась почти суточная усталость. Чокурдах миновали в полудрёме и только на подлёте к Черскому сон Василия как рукой сняло. Такого количества озёр, как на левом берегу Колымы, севернее Нижнеколымска пожалуй, нигде на планете нет. Правда, в начале июня они ещё подо льдом, но контуры четко выделяются среди чёрных зигзагов лиственниц и кустарников.
Пролетая над этим районом  летом, создаётся впечатление, что земной тверди здесь вообще нет. Лучи солнца отражаются по всей поверхности тундры дельты Колымы. Совершенно другую картину приходится наблюдать, добираясь до охотничьих угодий на моторной лодке. Протоки, петляющие между бесчисленными озёрами, глубоко врезаны в тундру. Довольно крутые илистые берега покрыты густыми зарослями тальника, красной смородины, карликовой берёзки и редких лиственниц. И ничто не напоминает, что за стеной этих кустов и деревьев сплошные озёра и болота, непроходимые для путника. Всё это настоящий рай для водоплавающих птиц – многочисленных уток, гусей, гагар, а также чаек, куликов. Конечно, это не птичьи базары, каких много на скалистых побережьях и островах Северного Ледовитого океана, но многоквартирный жилой массив точно. Здесь в полной безопасности зарождаются птичьи семьи, на кочках среди травы строятся гнёзда, высиживаются птенцы. В конце лета многочисленные стаи желторотиков под чутким присмотром родителей копошатся в прибрежных зарослях. И только в последних числах августа тишину местами нарушают выстрелы охотников.
Отец встретил семью на моторной лодке. Посёлок Черский, огромная Колыма, Зеленый мыс, краны морпорта – всё было новым и интересным для Василия и его сестрёнки, и они беспрерывно крутили головами.  Мама устала намного больше детей, поэтому ей было не до окружающих пейзажей. Голова кружится от многочасовых перелетов, ноги гудят. Только бы скорее добраться домой и отдохнуть.
Конечно, Василию и раньше приходилось бывать в Черском пролётом в Билибино, но это было так давно. А здесь на лодке, по могучей реке – впечатлений море. Сон окончательно рассеялся. По колымскому времени уже наступила вторая половина следующего дня – вторника. А в Москве – глубокая ночь. Поэтому для Василия все еще продолжался понедельник.
Дав детям немного отдохнуть, Пётр Васильевич устроил небольшую экскурсию по посёлку. Василия поразил не столько посёлок, сколько многокилометровые просторы реки, краны морпорта.  Ближе к вечеру Василий не вытерпел и отправился обследовать окрестности посёлка. Пробираясь сквозь густые заросли карликовой берёзки, вышел к  Каральскому озеру, обогнул его. Озеро поразило юношу своим величием и таинственностью. Позже родители расскажут жуткую историю, связанную с этим озером, по ошибке называя его Кровавым. А пока Василий просто любовался окружающим миром, вдыхал неповторимый аромат лиственничного леса, багульника.
Поразило строение озера. Вдоль побережья почти везде тянется полоса плавучих водорослей шириной до десяти и более метров. И вот на поверхности этих водорослей то тут, то там виднеются чёрные «палки и брёвна». И только когда Василий подошел вплотную к берегу, эти предметы вдруг зашевелились и вскоре исчезли. Как оказалось, это на солнце греются щуки, чёрные, замшелые и порой, очень огромных размеров. Позже Василий попытается подстрелить такую щуку из ружья дробью – ничего не получилось. И даже картечь не взяла. Шкура непробиваемая.
Когда возвращался в посёлок, солнце стояло над горизонтом. Удивила какая-то необычная тишина – только ДЭС (дизельная электростанция) монотонно молотила чуть в стороне. Василий не сразу понял, в чём дело. В доме было темно, все окна занавешены, родители и сестра спали.
- Ты где шляешься по ночам? - Отчитала мама.
- Так ведь солнце светит.
- А ты на часы посмотри
Часы показывали два часа ночи. Начало среды. А для Василия закончился ПОНЕДЕЛЬНИК! Такой насыщенный и интересный!
Вот и верь приметам.

 


Рецензии