рецензия на облачный атлас Вачовски

    Поп-философская идея, тянущаяся тонкой нитью через все сюжетные линии «Облачного Атласа», кому-то покажется банальной, кому-то слишком туманной для воплощения в кино. Вообще вычленить единый посыл из калейдоскопа различных культур и историй, оторванных временным пространством, довольно сложно на первый взгляд. Здесь и  тихоокеанские острова 1800ых, и Бельгия 1930го, и Сан-Франциско 70ых, и Лондон наших дней, и все это разбавлено двумя историями про будущее и про некое сверхбудущее.

     Все герои сюжетов перемешаны, а их действия в настоящем как бы вторят тому, что они сделали в прошлом, намекая на метафизическую связь со временем и пространством. Всего в фильме показано шесть историй, которые, несмотря на временной разрыв, развиваются в контексте фильма параллельно друг другу. Стоит сразу предостеречь: отчаянные попытки уследить за историями по порядку и выстроить их логически приведут… разве что к мигрени. Иначе бы режиссеры (Энди Вачовски, Лана Вачовски, Том Тыквер) просто сняли бы шесть разных фильмов. 
Идея мировой души выражена с помощью «мозаичного» монтажа. Истории постоянно прерывают друг друга, и, когда привыкаешь к одному персонажу, он тут же трансформируется в следующем сюжете в новую фигуру.  Таким образом, мы одновременно наблюдаем за развитием событий  в прошлом, настоящем и будущем. Пока зрители пытаются отгадать, кто же из героев притаился за очередной маской, создатели утверждают, что все персонажи в фильме представляют собой единую мировую душу. Эта душа кочует из образа  в образ. На экране появляется  новый эпизод, а мы все еще слышим монолог  героя предыдущего сюжета. Подобный прием подчеркивает  взаимосвязь всех персонажей.

    Какой бы ни был антураж истории, в них единственно важной темой остается ценность человеческой жизни. В псевдокиберпанковом НеоСеуле герой, похожий на вулканца из «Стар Трека», рушит тоталитарную систему, освобождая Сонми-451 (Пэ Дуна). Сонми (бывший клон) познала свободу, то есть жизнь. Она – голос правды. Она поняла, что на самом деле значит фраза из фильма: «Я не потерплю преступного нарушения своих прав». Она поняла, что значит быть человеком и иметь права. Теперь Сонми обрекает себя на смерть во имя истинных человеческих ценностей, которые люди променяли на уютные кафе с послушной прислугой. Послушной, потому что неповиновение равняется смерти.

    Постапокалиптическое будущее более метафорично. Люди поклоняются Сонми как некому божеству, не зная её истории. А диктатура представлена бандой каннибалов, которые пожирают другое племя, находящееся на острове. Этот мотив выражается и в истории с клонами, когда клонированных девушек кормили их же переработанными телами.
Будь то чернокожий раб (Дэвид Гяси), тайком пробравшийся на корабль, потому что страсть к жизни сильнее или же это искусственно выращенный клон – свобода дана каждому от создателя и человек не в праве распоряжаться чужими жизнями. Гуманизм в широком смысле этого понятия проникает в каждую деталь фильма. Даже в рассказе  про смешного еврейского старичка-издателя (Джим Броудбент), несмотря на комизм, есть трогательная сцена, когда заикавшийся дед вдруг заговорил. Заговорил естественно о свободе и тирании.

     Интересно, что в нашей стране кассовые сборы уже превышают сборы в США. Казалось бы, мы погрязли в ксенофобной агрессии и демократичные американцы должны быть больше предрасположены  к картинам вроде «Облачного Атласа»,  но практика показывает обратное: сытый американский зритель  не  желает внимать идее  о кармических последствиях поступков. Наши же соотечественники проявляют большую заинтересованность - возможно, это заслуга активной интернет рекламы.  Но почему- то хочется верить, что популярность  фильма вызвана актуальностью темы и острой нехваткой  сегодня чего-то чистого и благородного.
Режиссеры поднимают глобальные проблемы: о карме, реинкарнации, о человеческой душе, в конце концов, при этом они не занимаются морализаторством с экрана, что особенно ценно. И не случайно в фильме присутствуют персонажи разных рас, наций, полов и возрастов: свобода – необходимость, а не привилегия.   

     Первое, на что обращаешь внимание – поразительный грим. Дэниел Паркер и Джереми Вудхед действительно удивляют своими работами. Чего стоят Холли Бери, которую и не узнать под личиной азиатского ученого из будущего или Хью Грант в образе вождя племени каннибалов.

     Отдельной зрительской благодарности заслуживает Том Хэнкс. Несмотря на свой богатый актерский опыт, он все равно удивил своими перевоплощениями, сыграв абсолютно непохожих друг на друга характерных персонажей.
«Облачный Атлас» - это, пожалуй, самый масштабный «независимый» проект, хотя сложно говорить о независимости при таком длинном списке продюсеров, среди которых наш соотечественник – Александр Роднянский. Бюджет (1000000$) по меркам Голливуда – скромный, по меркам независимого кино – серьезный. И после просмотра понимаешь, что не зря режиссеры заложили свои дома, по их рассказам, чтобы завершить фильм. Картина снята с претензией на интеллектуальное кино, но выполненная по законам блокбастера с львиной долей экшена, саспенса и спецэффектов. Так, кто же ты, «Облачный атлас»? Артхаусное детище или продукт масскульта? Ответ для себя  зритель найдет только в кинотеатре. Как впрочем, и ответы на вопросы, что же есть жизнь и сможет ли человек жить без свободы. (2012г.)


Рецензии