Большевик Суханов. Манаус. Бразилия

Первый рейс на «Большевике Суханове»  мы сделали в Бразилию, причем в Бразилию континентальную, называемую также Амазонией. Порт Манаус на рубеже 19 и 20 веков рос невероятно быстро. Причиной тому был бум автомобильной промышленности, которая требовала каучука. И вот именно здесь, и больше нигде в мире, росли в огромных количествах каучуковые деревья.

Манаус находится посредине континента, на реке Рио-Негру, Черной реке, крупном притоке Амазонки, в самом устье Черной реки. Непосредственно перед этим, Рио-Негру сливается с молочного оттенка Солиемос, другой, меньшей реки. Смешиваются воды рек не сразу, около мили можно наблюдать уникальное природное явление  – «Свадьбу рек».

После того, как семена каучуковых деревьев увезли в Южную Азию, значение Манауса резко упало. А в конце 19-го века там было все, что можно пожелать, даже Оперный театр «Амазонас», который сохранился. И построен он был на века. В нем выступали даже Энрико Карузо и Анна Павлова.

Наш причал был понтонный, по другую его сторону стояло очень старое греческое судно без кондиционера. Радист с грека не раз заходил к нам в гости отдохнуть в холодке. Женатый на польке, он  умел объясняться по-русски. В Бразилии всегда тепло, даже жарко. Все женщины в то время носили почему-то брюки, в основном, в продольную полоску. Бразильянок пускали и в порт, так что на ветхий грек они доступ имели. Эта выставка бразильских девушек была у нас перед глазами. Один из мотористов, по прозвищу Композитор и спать, казалось, не ходил, будто прирос к левому борту.

Мы же проводили время более цивилизованно. Была организована экскурсия по Манаусу, во время которой мы увидели и Оперный театр, и дворец  Рио-Негру,  местный музей индейцев  и плавучий рынок. Деньги местные тогда назывались крузейро. На два крузейро (около сорока центов) покупалась литровая бутылка питьевого спирта. Другие цены не помню, не впечатлили. Продавались небольшие крокодильчики, как живые, так и засушенные. Наш помполит купил, а может быть не купил, а достал каким-то другим образом, довольно большого крокодила и поместил его в общественную ванну. Той ванной никто и не пользовался, но стоило там поселиться крокодилу, как доктор заявил о пользе «жемчужных ванн» с подачей сжатого воздуха и необходимостью оздоравливать членов экипажа.
Крокодил  жил не долго. Кто-то из доброжелателей первого помощника помог ему отойти в мир иной, а с ним вместе исчезла и здоровая идея доктора.

Посетила нас некая Наташа, москвичка, вышедшая замуж за своего однокурсника из Бразилии. Приводили они и  свою очаровательную дочку. Муж Наташи  оказался очень приличным парнем, который помог и в организации экскурсии, и в поездке стармеха  с электромехаником на охоту на крокодила. Больше желающих не нашлось. Жизнь, она ведь одна. А на Наташу многие засматривались, но и только. И красивая, и вроде, своя. Она очень скучала по родине и с удовольствием общалась с экипажем.

Несмотря на то, что вся Бразилия говорит только на португальском, а мы и по-английски то еле-еле, договариваться с местными было нетрудно. Помогал я одному нашему ветерану босоножки покупать.
-- Ты спроси, сколько стоят.
Я спрашиваю. Мне отвечают. Я перевожу.
-- Да это-то я понял, а вот ты спроси, черные у него есть?
 Я спрашиваю. Мне отвечают. Я перевожу.
--Это я и сам понял. Ты спроси, есть ли у него 41-й размер.
 Я спрашиваю. Мне отвечают. Я перевожу.
-- Это я и сам понял. А ты вот лучше спроси…
В общем, объясняться несложно.

Перед самым выходом из Манауса, потек у нас холодильник масла главного двигателя. К счастью и холодильников было три, и масло в ту пару использовалось без присадок. Особого вреда вода не принесла. Весь переход через океан мы сепарировали масло, отделяя от него воду. И только в Средиземном море впервые дала о себе знать эта эмульсия. Перед прохождением Босфора проверили задний ход. Опять завис какой-то золотник. Ну, у нас было кому устранить неисправность. Я же любовался спокойствием и невозмутимостью Юрия Антоновича Викулина. Не повышая голоса, не поторапливая никого, он спокойно ждал окончания ремонта. Далеко  не каждый начальник ведет себя в критических ситуациях подобным образом. Образец для подражания.

 Наш следующий рейс был в Александрию, Бейрут и Латакию. Все механики оставались на судне, только Викулина сменил старший механик Белан и ушел с парохода Док. 


Рецензии