Конец делу венец

Валентин Гадзиковский,

"Гости ушли", http://www.proza.ru/2015/03/09/558,


В шахматах есть понятие эндшпиль - концовка шахматной партии. Давайте поговорим об эндшпиле в литературе, Валентин, на примере трёх ваших рассказов.

Концовка короткого рассказа должна быть яркой, как удар молнии, неожиданной, как развязка анекдота.

"В следующий раз сам будешь делать работу деликатнейшего свойства за своим Антон Антоновичем".

Что вы, Валентин, садитесь деликатнейшим образом на краешек литературного стола, словно Антон Антоныч на край унитаза?!

Да никогда бы жена не обратилась подобным образом к мужу без трусов, не способная видеть без раздражения  его неприкрытое и уже бесполезное в доме хозяйство.

Она отрезала бы ему так:

"В следующий раз сам будешь мыть унитаз за своим Антон Антонычем!".

И супруги привычно отвернулись бы друг от друга, чтобы довершить в мечтах то, что могло бы случиться этим вечером, но никогда уже не произойдёт.


Следующий рассказ «Чему быть, того не миновать», 

http://www.proza.ru/2015/03/25/505.

Легко пишите, Валентин, и  легко вас читать. Вот в темном подъезде героиню преследует некто, воняющий псиной. Приближается неминуемая развязка, к которой героиня не готова:

"...Ну ты у меня сейчас получишь».

Лидочка резко повернулась и увидела большую собаку, которая смотрела виноватыми глазами…".

Лидочка, находясь в состоянии бойцовского полуобморока, вложила в свой  возглас все эмоции, которые смогла собрать в кулачок мужества.  Где же восклицательный знак?! Что за ватная проза?

В целом развязка рассказа невнятная и должна быть усилена.

Невнятная вот из-за этой фразы: "...увидела большую собаку, которая смотрела виноватыми глазами…".

Куда смотрела виноватыми глазами собака? Тут целое невспаханное поле для авторской фантазии.

Опять же, появится ясность в сплошном тумане мотивации поведения собаки и сравнение ее с возможными действиями людей в той ситуации.

Задумаемся: встреча с собакой в кромешной темноте подъезда безопасней встречи с людьми. Мы страшнее зверей?

Поэтому, считаю, деликатной вежливой собаке незаслуженно уделено всего пару слов - даже не фраз.

Вот, http://www.proza.ru/2015/03/18/706, окончание вашего миниатюрного рассказа "Одно слово", в котором герой весь вечер безнадёжно пытается вспомнить слово "профурсетка", что бы бросить его в глаза холодной к нему соседке Маргарите Иошимовной, у которой он в гостях:

"- Милый друг, не надо, не надо много слов, достаточно одного единственного слова, идущего от сердца. Прислушайтесь к себе…

Афанасий Германович на пару секунд  замер, прислушиваясь к себе, но ничего не услышал. С этим и ушел.".

Рассказ-миниатюра, если сравнить его с воздушным шариком, должен взорваться в конце, а не вяло сдуться. Хотя бы так:

Афанасий Германович на пару секунд замер, прислушиваясь к себе, и вдруг вспомнил заветное слово, увлекая за собой Маргариту Иошимовну обратно в квартиру:

- Кушетка! Где здесь у вас кушетка?! :)


Непревзойденный мастер выразительных концовок — О-Генри.

Я рекомендовал бы нынешним авторам иногда перечитывать развязки  его рассказов в качестве иллюстраций к моим  доброжелательным замечаниям, Валентин.

Согласны ли вы с ними?

 Прочитанные  рассказы  позволяют сделать предположение, что вы будущий мастер бытового рассказа, Валентин, остро подмечающий мелочи, среди которых, по-видимому вам, как и большинству из нас, диванных романтиков, уготовано судьбой влачить существование. Во всяком случае - вы знаток современного мещанства.

На нашу жизнь без смеха и трезвыми глазами смотреть невозможно, говорят в народе. :) 

Вашим рассказам бы да немного  сарказму вперемешку с грустным юмором,  и они, как лампочки, освобожденные от паутины и копоти, со всей беспощадностью высветили бы всю никчемность современного бездуховного обывательского быта.

Смелее, решительнее! У вас,Валентин, есть потенциал стать вровень с русскими  бытописателями уровня А. Аверченко, Михаила Зощенко, Ильфа и Петрова!


Рецензии