Повышать нашу значимость

ПОВЫШАТЬ НАШ ЗНАЧИМОСТЬ
(Из книги «О людях и для людей»)

Америка!..И не надо обладать чрезвычайно буйной фантазией,чтобы без труда представить себе сияние рекламных огней и половодье машин на улицах,глянец «плейбоев» и мелькание «сникерсов», да «марсов» в рекламе,то есть,то изобилие еды и товаров,чем пичкают нас ежеминутно с экранов телевизоров.То есть,всего того потребительского рая,довольно уже прочно вбитого в наше сознание.
Но есть и другая Америка – трудолюбивая страна с высоким уровнем организации производства,оснащённая самой передовой техникой и технологией,обладающая высокоразвитой наукой.И здесь,скажем,есть и для нас немало поучительного.
…Плавно оторвавшись от взлётной полосы,«Дуглас» покинул Финляндию и взял курс на Нью-Йорк.Среди пассажиров особняком группа из семнадцати человек – это   металлурги,химики,шахтёры,а точнее – руководители крупных предприятий России. Многие из них тоже обладатели не только большого производственного опыта,но и немалых  научных знаний.И в этой группе среди крупных специалистов-руководителей генеральный директор нашего акционерного общества Владимир Иванович Мартынов и начальник автотранспортногоцеха Генрик Владимирович Толмачёв.Они также руководители высокого ранга.И эта поездка организованна по инициативе комитета по металлургии с целью:перенять передовые достижения и если они действительно стоящие,использовать у себя на производстве.Таким образом, можно однозначно сказать,что состав этой группы подобрался компетентным.
Через двенадцать часов посадка в Нью-Йорке.И сразу же вновь на самолёт и перелёт  в Калифорнию,в город-порт Лос- Анджелес.Это и есть главный экономический центр Запада США.Здесь находятся авиа и космическая, радиоэлектронная, машиностроительная и химическая промышленность Штатов.Это не только морской порт на юге тихоокеанского побережья США,но это ещё и международный порт.В этом городе с его пригородами проживает чуть более двенадцать миллионов человек(а в самом городе – чуть более трёх!),с севера на юг город вытянут более чем на восемьдесят километров.Именно потому,что этот город и есть промышленный центр Штатов,он и стал целью поездки столь компетентной группы.
Металлургический завод кампании «Калифорниа стеель» гостеприимно принял гостей. Представители фирмы-завода познакомили вновь прибывших гостей со всеми сторонами жизни предприятия,том числе,и с его историей.А гости оказались дотошными: облазили весь завод,спрашивали:что и как, интересовались всем и вся!И признаться – им поучиться было чему!По численности работающих заводской штат здесь небольшой,не более тысячи человек!Но интересна его история!Возник завод в самый разгар Великой Отечественной войны у нас в России.В 1943 году.До 1984 года здесь было пять доменных печей,три коксовые батареи,два конвертора и прокатный цех.То есть полный цикл производства стали!Но борьба за экологию в Соединённых Штатах, высокие штрафы и налоги подтолкнули кампанию искать иные пути в работе.Продав доменное оборудование и конверторы в Китай,«Калифорниа стеель» закупает прокатный стан и начинает выпуск труб различного диаметра,вплоть до 600 мм и листа – до 1,2 мм толщиной.
Что же ещё бросилось гостям в глаза?Высокая компьютеризация производства!В цехах почти не было видно людей – одни автоматы и компьютеры!В специально и продуманно оборудованных помещениях операторы контролируют на экранах мониторов весь процесс проката стали из слябов(то есть,из стальных плит-заготовок).Любое отклонение от нормы в процессе проката тут же корректирует ЭВМ.Нельзя было и не заметить и высокую требовательность к соблюдению правил техники безопасности, порядка и чистоты,как в самих цехах,так и на всей заводской территории.
Три дня здесь пробыла группа.И от гостей здесь секретов не скрывали.Расписание для них было жёстким.Программа включала в себя не только семинары,но и изучение следующих вопросов:информационные системы менеджемента,основы маркетинга, трудовые отношения и продуктивность труда,охрана окружающей среды,функции профсоюзов,использование компьютеров в управлении бизнесом,стратегическое планирование бизнеса.А также трудовые отношения,подготовку кадров,функции торгового департамента США,маркетинг российских товаров в США,роль рекламы, правовые аспекты совместных предприятий,улучшение продуктивности через бригадный метод и кризисный менеджемент.
Учебная программа для гостей была разработана в Колумбийском университете.И кроме этих трёх дней учёба продолжалась ещё четыре дня в Нью-Йорке,с знакомством и посещением различных кампаний и предприятий,с демонстрацией новых технологий, где обсуждались вопросы создания совместных предприятий,а также возможности взаимного экспорта и импорта.Однако,посещение завода в Лос-Анджелесе оказало особое впечатление на гостей.Это был для них наглядный пример выживания в трудных условиях рыночной экономики.Девиз этого предприятия был сформулирован в небольшой памятке,отпечатанной на визитных карточках работников кампании,и называется она так:«Заявление о цели нашей деятельности».Где сказано:
«…Мы будем стараться во все времена придавать высшее значение нашим потребителям,путём удовлетворения их запросов и достижения относительных ценовых преимуществ;
…Мы будем достигать этой цели путём использования непрерывного и постоянного  совершенствования процессов производства на всех уровнях нашей организации;
…Репутация компании основывается на лояльности к потребителям и привлечении общественности к делам компании;
…Мы,как все люди с чувством собственного достоинства,будем повышать нашу значимость через наше общее посвящение себя долгосрочному успеху и прибыльности нашей компании».
Не правда ли,это то,что делается и на нашем Косогорском металлургическом заводе, как похоже это заявление на наш девиз? Мы тоже пытаемся приспособиться к запросам наших потребителей,учимся плавить лишь те марки чугуна,которые на сей момент пользуются особым спросом. Мы ищем пути выпуска новых видов продукции в каждом заводском цехе.Но только ли это,может быть,нужно делать сегодня более энергично? Да,мы стремимся к совершенствованию производства,начав внедрение компьютеров и ЭВМ,у нас повышается требовательность к профессиональному мастерству работников.Но это,видимо, нужно делать ускоренными темпами,более строго походить к укреплению трудовой дисциплине, воспитывать и воспитывать в каждом заводчанине чувство собственного достоинства!
 Когда работникам «Калифорниа стеель» был задан гостями для них вполне резонный вопрос:«Есть ли на предприятии нарушители трудовой дисциплины?»,то в ответ они услышали полное удивление:«А что это такое – нарушители?».Они даже не могут себе представить,чтобы пьяным можно прийти на работу,или во время работы напиться? Работа для них – это всё,святое,всё благополучие их жизни!
Рабочая неделя на предприятии – четырёхдневная.Отпуск – двадцать один день.Но отпуск полностью никто не берёт,дни берутся только с определённой целью – по семейным обстоятельствам,когда без них совершенно нельзя обойтись.Или для поездки к морю.Отпускные дни не оплачиваются.Отдых только за свой счёт! Зарплата:пять тысяч долларов в месяц.
«…Дисциплина такая на предприятии, – делится сегодня своими впечатлениями Владимир Иванович Мартынов,– что даже мы, люди много лет жизни отдавшие металлургии,знающие всё и вся, не могли заступить за ту или иную линию на территории завода.Весь асфальт там расчерчен:где можно двигаться пешеходам,а где лишь технике.Мы не увидели ни одного человека,слоняющегося без дела.Тем паче, кого-то спящим!Здесь каждый до минуты отдаёт всего самого себя целиком работе! И для того,чтобы труд каждого использовался наиболее полно и эффективно,на этом предприятии об этом заботятся соответствующие службы.Уходит,например,работник на выходные дни отдыхать,вешает он свою рабочую одежду в свой шкафчик,а возвращается:одежда постирана, отштопана,отглажена.Хоть на танцы иди!И сами рабочие очень бережно относятся к спецодежде.На предприятии прекрасная столовая, с самыми разнообразными блюдами…».
«…Я заметил,– это уже отмечает Генрик Владимирович Толмачёв,– здесь люди постоянно что-то жуют!Булочки какие-то, соки пьют из бутылок!Прямо на пульте управления,а то и на ходу!Очень и очень, много полных людей!..».Ну что же,чему удивляться,если в стране полное изобилие?!Но даётся это,конечно,не просто так, а напряжённым,интенсивным трудом».Но этот стиль жизни,отнюдь,для многих эмигрантов из бывшего Советского Союза,ныне из России,просто неприемлем.Побывала эта группа,например,в «русском» районе Нью-Йорка.Правда,из «русских» здесь в большинстве только евреи и армяне.И не все здесь выдерживают этот «стиль» жизни. Из каждых ста человек только тридцать остаются в Штатах жить.И занимаются,в основном,мигранты торговлей.А домой,в Россию,возвращаются три категории людей. Кому уже за сорок лет и они не могут здесь найти работу или сменить профессию. Или те,кто нажил деньги в России не совсем честным путём,а здесь их бездумно прожил.А сам он их здесь зарабатывать не умеет.И третья категория – люди, страдающие ностальгией,скучающие по Родине.И на чужой земле они жить просто не могут! 
Жизнь,естественно,на чужбине не всегда сладкая.Разговорились как-то наши гости ненароком,наши экскурсанты с одним из молодых людей,парнем-мигрантом,и спросили его:почему он здесь и почему уехал из России? И не хочет ли он уехать назад, домой? Так он ответил:«Уехал в Америку я сдуру!А вот теперь домой вернуться не на что,денег нет!Работает он продавцом в магазине,и этому очень рад,особенно тяжело здесь тем,кто не знает английского языка.И работу найти сложно,и помощь от государства он получить не может,как неполноценный гражданин…».
«…В Нью-Йорке,– продолжает делиться своими впечатлениями Толмачёв,– все по улицам просто бегают.Никто не ходит здесь спокойно!Все торопятся,спешат, вокруг ни смеха, ни улыбок!Нам на это пояснили:«Поживите здесь,столько сколько мы,или хоть немного,и вы будете точно также бегать…».В Соединённых Штатах сегодня ежегодно открывается около двух миллионов новых фирм.А через год,от этого числа остаётся лишь шесть процентов.Остальные – банкротятся!Так что в экономической жизни здесь не всё так-то просто!Не всем даётся счастье в руки».
Трудно,например,попасть на работу в крепкую фирму.Или иметь постоянную работу. Самые престижные профессии:врач,юрист,учитель.Большое значение,однако,уделяется рекламе.Этим занимаются:телевидение,печать,различные информационные службы. Этого,к сожалению,недостаточно ещё в жизни АО «КМЗ».Вернувшись из этой поездки, генеральный директор не только поделился своими впечатлениями от увиденного с руководителями нашего завода, но и провёл специальное совещание, где ещё раз проанализировал роль каждого руководителя в жизни завода,в свете всего нового, что было им узнано во время поездки в США.И в соответствии с новыми своими требованиями и новыми условиями рыночных отношений в сегодняшней экономике страны.
Заводской коллектив имеет,конечно,замечательные трудовые традиции,интересную историю своего развития,высококлассных специалистов,но новые совершенно иные условия жизни и производственной деятельности в нашей стране требуют от нас и совершенно иного опыта работы,то есть,в условиях не известных нам рыночных отношений!А это значит:нужно выдержать анархию производства,разрыв всех экономических связей,выдержать все удары судьбы,рост цен и налогов,преодолеть неплатёжеспособность потребителей и многое другое,дотоле незнакомое в деятельности предприятия.Заводчане это смогут преодолеть только благодаря тому, если сумеют неплохо трудиться,быть монолитными в достижении цели, дисциплинированными и едиными в верности заводским традициям.Они ещё должны быть не только преданными да конца заводу,но и уметь перестраиваться на ходу,так как  всё более ужесточающаяся экономическая жизнь требует большего опыта для адаптации в новых условиях производственной деятельности.Необходимо чтобы каждый руководитель,каждый заводчанин знали свои задачи и цели,умели их достигать в самой сложной ситуации.И потому сегодня,как никогда,мы должны,как и прежде, твёрдо сказать:«Свою судьбу мы решаем сами!».
В такое уж напряжённое время мы живём,когда требуется единение всех сил,и такие трудные времена уже были в заводской истории.Были и попытки закрыть доменный цех,даже присоединить Косогорский металлургический завод к НПО «Тулачермет». Однако практика и результаты нашей деятельности показывают,что заводчане всегда были на правильном пути.Безусловно,заграничный опыт нас обогащает,но и своего опыта не нужно забывать!Так,после первой поездки в США(1991 году)и проведённого там семинара по малому бизнесу и развитию малых самостоятельных предприятий,на заводе было образовано малое самостоятельное предприятие «Строитель».И об успехах этого предприятия в строительстве жилья и других объектов в посёлке и на заводе мы все знаем.Эта поездка,несомненно,помогла и в совершенствовании внешнеэкономической деятельности.За внешнеэкономическую деятельность АО «КМЗ» исполнительным комитетом Дирекции деловой инициативы присуждена «Международная Золотая Звезда».Это награда – авторитет нашего предприятия на мировом рынке и она ещё более должна привлечь внимание мировой общественности и бизнеса к заводской продукции.
А.Бочаров.
1993.
На снимке: генеральный дирктор АО "КМЗ" В.И. Мартынов.


Рецензии