Кросама

   В нашей семье было две мамы, мама и гросс мама(большая мама). Бабушку, мы, внуки и наши дети называли ласково кросама. Многие друзья и знакомые даже не знали ее имени и так же называли кросамой. Только родственники и люди старшего поколения обращались к ней Мари танте (тетя Мария).
Лихие девяностые годы заставили бросить насиженные места и разъехаться кто куда смог. Наши семьи трудности не обошли стороной. Уезжали на деревню к дедушке, без средств на существование, спасая семьи, с надеждой на спокойную и мирную жизнь.
Две мамы отказались уехать с нами, боялись остаться без жилья, этот путь они уже прошли в годы войны.
Только через три месяца я смогла приехать в Грузию рискуя своей жизнью и привезти мамам продукты, и так три года подряд, каждые три четыре месяца сначала продукты, потом деньги привозила родителям, каждый раз повышая разряд школы мужества.
Наконец маму уговорила поехать со мной, а кросмама осталась жить одна, никакие уговоры не действовали. Младший брат с семьей жил недалеко и помогали чем могли, хотя сами еде сводили концы с концами.
Все годы я думала о том, как исполнить просьбу бабушки, похоронить по законам лютеранской церкви. Писала в Германию письмо с просьбой о помощи лютеранам и просьба моя была услышана.

Источник: Газета «Вечерний Тбилиси» 20 августа 2011 год. № 60
Лютеранская церковь в Тбилиси была построена еще в 1819 году на углу нынешней улицы Марджанишвили и проспекта Агмашенебели. Сооружена была из древесины и вскоре сгорела от пожара. Потом на этом месте выстроили каменное здание. Церковь была названа во имя святых Петра и Павла. В 1944 году ее снесли. Лютеранское богослужение в Грузии восстановили лишь после распада СССР. Под строительство церкви выделили земельный участок на улице Терентия Гранели - там, где прежде находилось немецкое кладбище. Строительством церкви занимался профессор Саарбрюккенского университета доктор Герхард Хуммель, который впоследствии переселился в Тбилиси и был возведен в сан епископа евангелической лютеранской церкви Грузии. Он скончался в 2004 году, а его супруга по сей день живет здесь и даже научилась говорить по-грузински. Сейчас церковь возглавляет епископ, доктор Ханс Йоахим Кидерлен.

С Герхардом Хуммелем я познакомилась в Грузии. Многоуважаемый профессор приезжал в немецкий поселок и проводил службу, помогал делом и словом всем кто к нему обращался. Лютеране на территории Грузии очень дружны.  Я благодарна этому великому и мужественному человеку, он проделал титаническую работу. С его супругой я познакомилась в две тысячи тринадцатом году, когда приезжала в Грузию и обратилась за консультацией по  лютеранским обрядам.

  Стук в дверь, открываю, почтальон подает телеграмму от моего младшего брата "Кросама умерла двадцатого февраля похороны двадцать шестого"
Слез не было, было такое спокойствие и наплыв воспоминаний, даже не помню как расписалась за доставку телеграммы, как ушел почтальон, очнулась от маминых слов
-Света, а кто приходил?
У меня язык не поворачивался сказать о смерти ее мамы, да говорить и не надо было, она сама догадалась и так тихо произнесла
-Мама умерла, я ее во сне видела она попрощалась со мной. Хотелось бы поехать на похороны.
Вечером мы уже садились на поезд до Владикавказа, а утром таксисты ходили по вагонам и собирали клиентов до Тбилиси. Один таксист говорит другому: "Ладно возьми этих двое и в следующем вагоне одну она едет на похороны". Я поняла что это моя младшая сестра и пошла в другой вагон, а она уже шла навстречу, так мы и поехали втроем. Дорога через перевал несколько дней была завалена снегом и перевал был закрыт, но мы знали что кросама нас ждет и на похороны успеем. Когда проезжали через Военно Грузинскую дорогу(перевал) то обрывов не было видно сплошная высокая стена из снега с одной стороны и скалы с другой стороны.
 Я все дни и ночи просидела рядом с бабушкой спать совсем не хотелось,  чувствовала как большая мама мне передавала  бразды правления нашего рода, фактически эта передача проходила уже давно, оставалось только получить мое окончательное согласие и приступить к несению этого бремени.
Все проходило удивительно спокойно, приходили соседи, наши коллеги, друзья, знакомые, бабушка еще продолжала руководить процессом, она всегда соблюдала спокойствие и нас к этому призывала.
Завтра похороны, уже поздно, а дочь и все внуки сидят рядом с гробом и слушают Тамару.
- С ранней весны и до поздней осени я пораньше выходила из дому. Еще вечером я гадала какой букет цветов выставит кросама на окно?
Фантазиям не было предела, такие красивые букеты и каждый день разные, ласкали взор и поднимали настроение. Хоть одно радовало в это трудное время. Постою возле окна, полюбуюсь цветами, улыбнусь и бегу на работу. Тома рассказывала так проникновенно, а нам казалось,  что она снова стоит у окна и смотрит на подарок который Мария приготовила прохожим, в очередной раз порадовать их на целый день.
И все говорили о бабушкиной работоспособности, выносливости, о доброте, никто никогда не видел ее слез, только обворожительную улыбку, никогда она не жаловалась на трудности жизни, хотя их у нее было больше чем предостаточно.
А наутро младший брат сделал нам всем сюрприз, привез Герхарда Хуммеля который по законом лютеранской церкви помог проводить в последний путь дочь немецкого народа Краус Марию Иоганесовну, нашу любимую кросаму.
Удивительно! Никто не плакал, видно  душа Мари танте еще была рядом с нами и не позволяла горевать о себе.
После похорон пришлось немного отступить от обрядов евангелической лютеранской церкви, более двухсот человек пришли на похороны и многие остались поминать. Тамада произнес все положенные тосты, много людей приехали из Тбилиси и Рустави и уже затемно стали уезжать, кто поближе жил, посидели до полночи. Под утро разошлись соседи и очень близкие друзья братьев, сестры и мои.
Через три дня после похорон пришлось уехать, перевал был закрыт пока мы были в Грузии, в день выезда дорога была очищена и мы так же проехали по снежному коридору высотой три-четыре метра. Во второй раз в жизни страха не ощущали, потому что не видно было обрыва и гордых горных гряд находящихся по ту сторону пропасти.
Жизнь продолжается, берегите близких, делайте больше добрых дел. С гордостью всегда рассказываю о великой женщине, о большой маме.
 


Рецензии