Бестселлеры Карлоса Кастанеды

В 1968 году издательство «University of California Press» опубликовало книгу Карлоса Кастанеды «Учение дона Хуана». Книга сразу стала бестселлером, как и все последующие – про природные наркотические вещества, галлюцинации, мистику и шаманизм. Многомиллионные тиражи сделали Кастанеду миллионером. Как известно, широкая публика дюже падка на низкопробную художественность и лженаучную науку. Действительно, прочитав недавно «Учение», а  также продолжение - «Особую реальность» - я поразился чрезвычайно низком качеством сих нашумевших опусов. Осилил я их с трудом, преодолевая зверскую скуку. Мой интерес в ходе чтения угас столь быстро, что после сотой страницы пришлось героически бороться с дремотой. Я так зевал, что аж сводило скулы. Фабула обеих книг в том, что некий ученый (имярек – автор) поступил в ученики к философу-шаману (реально – к бездельнику и наркоману) дону Хуано. Чему учёный научился у Хуано? Да всяческой хуане! Собирать галлюциногенные травки и грибы, одурманивать себя ими, бегать нагишом, лаять по собачьи, подыхать от передозировки и т.п. Вся эта низкопробная мерзость, высокопарно преподносимая автором как «путь воина», «видение сущностей» и т.д., разворачивается на фоне многозначительных учительских нравоучений, претендующих на познание духа, особое видение пространства и проникновение в потусторонние миры. На мой взгляд, суть их примитивна, а форма невыразительна. Покурив травку или сожрав гриб, учитель и ученик дружно впадают в транс, начинают чувствовать себя птицами, животными, монстрами. При этом они истошно орут, воют, прыгают, блюют и т.д. Высокопарная авторская патетика в обоих «шедеврах» туго переплетается с плаксивой слезливостью ученика и идиотским мелодраматизмом его фраз. И всё это на фоне зануднейших бесед учителя и ученика - двух дебилов. По своему стилю и смыслам оба произведения чрезвычайно напоминают сказочку «Алхимик» Пауло Коэльо, который, по-видимому, позаимствовал у Кастанеды, всё, что мог, в меру своего столь же низкого интеллекта. В «Учении» и «Особой реальности» ученик задаёт дурацкие вопросы, а учитель обычно уклоняется от прямых ответов, но зато доходчиво объясняет, какие именно виды растений и грибов представляют интерес с точки зрения индукции галлюцинаций, а какие нет. Весьма забавно, что Кастанеда за первую книжку получил степень магистра, а за вторую - доктора, хотя книги не только не являются научными, но даже не могут, по-моему, претендовать быть научно-популярными. Что касается художественных достоинств или философских откровений, то они находятся, увы, на уровне нашумевшего мелодраматического телесериала «Рабыня Изаура».


Рецензии
Кастанеду никогда не читала, и как писатель он мне не интересен.
Но вот в "Википедии" пишут: "В произведениях Виктора Пелевина, Макса Фрая и Любка Дереша присутствует заметное влияние идей Кастанеды.[29] Упоминание Кастанеды можно найти в творчестве таких российских музыкантов, как, например, Борис Гребенщиков («Аквариум»), Гарик Сукачев («Неприкасаемые»), Егор Летов («Гражданская оборона»), Армен Григорян («Крематорий»), Илья Кнабенгоф «Чёрт» (Пилот), и Александр Васильев («Сплин»), Angelight, Гуахо , Смоки МО. Альбом Джона Андерсона Toltec посвящён тематике произведений Кастанеды. Также к этим темам прикасались: Дельфин, Евгений Чичерин, Mr.Credo, Тол Мириам.

Популярность ведёт и к некоторым заблуждениям: многие люди слышали о Кастанеде в основном по первым двум книгам и ошибочно считают, что все его работы посвящены описанию приёма психоделиков; известны случаи, когда книги Кастанеды обвиняли в пропаганде наркотиков.[30] После выхода в свет трудов Кастанеды появился и ряд критиков (среди которых, например, Ричард Де Милль), а также компиляторов и подражателей (Кен Орлиное Перо, Виктор Санчес, Теун Марез и др.), которых сам он не признавал."

Алина Хьюз-Макаревич   03.07.2015 19:19     Заявить о нарушении
популярность ведёт к извращениям :)

Николай Векшин   04.07.2015 08:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.