Под жарким небом Афганистана

ПОД ЖАРКИМ НЕБОМ АФГАНИСТАНА
(Из книги  «О людях и для людей»)


  … Афганистан открылся глазам рядового Сергея Полякова просторами долин, глубинами ущелий, высотой гор. Жаркое солнце нещадно палило с высоты, и каждый глоток воды был здесь бесценен, особенно во время многокилометровых маршей. Это была страна с непривычным для русского человека рельефом, с чуждым пейзажем и удивительным  растительным и животным миром, непонятными людьми и их традициями. А вот о том, как он сюда попал, Сергей говорит следующее:
  –  Захотелось мне посмотреть другой мир и вот эту страну, когда я ещё за рубежом побываю? К тому же захотелось  проверить и себя: на что же я ещё способен, смогу ли служить  в более трудных условиях?  Первый год я прослужил в Сибири, где тоже не мёд и нам к тому времени  тоже там порядком  надоело, то когда  вдруг предложили  поехать в Афганистан и продолжить здесь  свою службу, то есть оказать интернациональную помощь этому народу, то я,  вместе с ещё одним своим земляком-туляком, сразу же  подал  рапорт…
 В солдатском альбоме Сергея бережно хранятся фотографии той необычной страны, о которой он мне рассказывал и где прошёл срок его оставшейся службы, Афганистана: мечети, непривычные здания и жилые дома, горы, редкие пальмы, люди в необычных для нас одеждах.
 – Народ там дружелюбный,  –  вспоминает Сергей, –  но не все, конечно, понимали вначале, особенно в глухих кишлаках, что мы отстаиваем их интересы, пришли с добром и помощью, с дружбой. Душманы и западная пропаганда хорошо делали там своё дело, уверяли афганцев в том, что мы враги и пришли сюда всего лишь как завоеватели. Но мы-то пришли сюда по приглашению Правительства Афганистана, и потому наша постоянная и безвозмездная экономическая помощь этой стране, военная помощь в охране городов и деревень, с целью прекращения разбоя на дорогах и  душманских набегов  на населённые пункты –  вот и вся наша помощь, все наши «завоевания!». Постепенно порядок в стране налаживался, жизнь начинала входить в спокойное русло.  Вот и сейчас принятое решение нашего Правительства о выводе ограниченного контингента советских войск из этой страны,  разве  это не говорит о том, что у советского солдата в Афганистане  не было никакой  иной цели, кроме как  оказание помощи соседнему народу, попросившего его о том, чтобы наладить мирную жизнь.  Мы служили там и находились под полным руководством Афганского Правительства…
 Листаю страницы его «дембельского»  альбома. С фотографий на меня смотрят юные лица его друзей-солдат, шагнувших неожиданно для себя из нашего мирного времени под свист душманских пуль и показавших на деле не только свою личную храбрость, но и верность солдатскому долгу, традициям,  подвигу старших поколений.
 – … Приходилось порой, конечно, разоружать и крупные душманские банды,  –  продолжает между тем вспоминать об Афганистане Сергей,  –  не раз стоять на посту, даже  подбираться в горах по самому краю ущелий к опасному и умеющему воевать противнику, чего не было у нас в мирной жизни, то есть, во время службы в Сибири. Но всегда рядом с нами были наши товарищи из афганской армии, они нам и помогали. И он указывает мне на их фотографии.
 –  Это вот командир афганского танка. Чай вместе с ним не раз пили, говорили о будущей его и нашей мирной жизни. Он рассказывал нам о своей стране, о том, какой он её видит в будущем – свободной и независимой. Да, проблем в этой стране, конечно,  много, хватает…  это, прежде всего вопросы образования и медицины, социального обеспечения. А работать, трудиться афганский народ умеет! Какие прекрасные фрукты там растут?! Дыни у них… очень сладкие, сочные, –  Сергей засмеялся,  –  они нас угощали очень часто…
  В служебной характеристике Сергея написано: «…рядовой Поляков – дисциплинированный, храбрый, умелый воин, умеющий помочь товарищу в трудную минуту». А рядом ещё один документ – это Наказ косогорских металлургов призывнику Полякову о сохранении боевых и трудовых традиций заводчан. Сергей честно выполнил этот Наказ, нёс свою службу достойно, а сейчас он также достойно трудится формовщиком в цехе фитингов, по солдатски прямо вновь выбрав трудный рабочий путь.
А.Бочаров.
1988.


Рецензии