Религиоведение для регентского отделения Дух. Семи

Учебная программа по курсу «Религиоведение»
 для регентского отделения Духовной Семинарии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках религиоведения как учебной дисциплины, читаемой на третьем курсе регентского отделения Духовной Семинарии, осуществляется первоначальное знакомство воспитанниц с мировыми и народно-национальными религиями.
 Эти сведения пригодятся выпускницам регентского отделения в дальнейшей приходской работе, прежде всего для преподавания в Воскресных школах и для ответов на вопросы прихожан. Дальнейшее самообразование и образование в других учебных заведениях, религиозная жизнь в крупных городах неизбежно приведут к соприкосновениям с иными верами. Существование множества религий и православное отношение к иным конфессиям, умение защитить Богооткровенное учение христианства от прекословий лжеименного знания, проблемы православной миссии в инославной и нехристианской среде, апология христианства перед неверующими и инаковерующими – все это требует знания истории религий.
На первом и втором курсах в регентском отделении Семинарии изучается ряд богословских дисциплин – катехизис, Библейская история, История Русской Православной Церкви, Общецерковная история.
Однако в учебном плане регентского отделения отсутствуют сравнительное богословие, христианская апологетика и сектоведение, т.е. те предметы, которые изучают иные религии с православной точки зрения. Курс религиоведения может в некоторой мере восполнить этот пробел, при условии дальнейшего самообразования и богословско-религиоведческого образования.

Итак, ЦЕЛЬ учебной дисциплины «религиоведение» – первоначальное знакомство воспитанниц с мировыми и народно-национальными религиями.

ЗАДАЧИ изучения религиоведения в регентском отделении:

1. Дать представление о предмете истории религии,
2. Привести принципы классификации религий, раскрыть основные концепции происхождения религии.
3. На примере двух народностно-национальных религий – иудаизма и индуизма – одной из самых древних и одной из самых крупных религий рассказать об особенностях формирования и существования региональных и национальных верований.
4. Рассмотреть мировые религии – буддизм, христианство, ислам.
5. При изучении христианства как мировой религии представить основные апологетические аргументы в пользу Божественного происхождения христианства, защиты Православного вероучения от предвзятых обвинений.
6. При изложении истории возникновения и формирования католицизма и протестантизма изучить основные вероучительные погрешности и заблуждения этих ветвей христианства, используя учебный материал сравнительного богословия.
7. Ознакомиться с некоторыми новыми религиозными движениями и сектами христианского и нехристианского происхождения XX-XXI века и дать их православную оценку, опираясь на методы сектоведения.

 
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п Тема лекции Время проведения Количество часов
1. Введение. Представление о предмете истории религии. Принципы классификации религий. Основные концепции происхождения религии. Цель жизни человека. Сентябрь-октябрь 6
2. Иудаизм Ноябрь 4
3. Индуизм. Декабрь 4
4. Буддизм. Зачет за первое полугодие. Январь 4
5. Христианство – возникновение и распространение. Понятие христианской православной апологетики и сравнительного богословия. Февраль 4
6. Католицизм. Март 4
7. Протестантизм. Апрель 4
8. Новые религиозные движения и секты. Понятие сектоведения. Годовой зачет. Май 4

ПОДРОБНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕМ

Введение
Основные школы религиоведения и подходы к изучению истории религий. Представление о предмете истории религии, историческое становление сравнительного религиоведения. Принципы классификации религий. Основные концепции происхождения религии, их представители: теологические, философские, социологические, психологические и биологические.

Иудаизм
Иудаизм - общая характеристика. Термин «иудаизм» (2 Мак., 2,22; 8,1; 14,38; Гал., 1,13-14). Принадлежность к иудеям. Периодизация истории иудаизма.
1 период. Древний Израиль до иудаизма. Избрание Израиля (т. зр. Иуды Галеви, В. С. Соловьева, библейская). Миссия Израиля.
2 период: Возникновение иудаизма после разрушения Храма в 586 г. до Р. X.
3 период: Период формирования раввинистического иудаизма после 70 г. по Р. X. Масора, Мидраш, Мишна.
Гиллель и Шаммай, религиозные партии в Израиле (фарисеи и садукеи).
Йоханан бен Заккай. Рабби Акиба и восстание Бар Кохбы (131-135).
Иегуда Ганаси и заключение Мишны. Талмуд.
4 период: Господство раввинистического иудаизма. Евреи в Вавилоне. Экзилархат. Сурская и Пумбедитская академии, ее гаоны. Галаха и Агада. Преемство раввинов.
Евреи в Византийской империи. Отношения с христианами.
Евреи в исламских государствах (халифат, османская империя). Караимы. Хазарский каганат.
Евреи в Западной Европе. Моисей Маймонид. Каббала.
5 период: Время разнообразных «иудаизмов» от Американской 1776 года и Французской 1789 года революций и до наших дней. Иудаизм в Восточной Европе (Польша, Россия). Хасиды (Израиль Бешт, каббалистические, пантеистические влияния, любавические хасиды). Митнагадим.
Моисей Мендельсон и иудейское просвещение. Реформистский, консервативный и либеральный «иудаизмы».
Заповеди Торы. Мессия и иудейский мессианизм.
Лунный календарь. Иудейские праздники (Новый год, Йом-Кипур, Кущи, Ханука, Пурим, Песах, Шавуот). Соблюдение субботы (39 млахот, мукце, эрув).
Законы о пище (кашерная и трефная пища). Круг жизни (обрезание, бар-мицва - религиозное совершеннолетие, брак, смерть и погребение). Духовный суд - Бейт-дин. Мезуза. Тфилин.
Синагога и молитва. Миньян. Иудейское образование (хедер, йешива, семинария).

Индуизм
Понятие индуизма, особенности индийской религиозности - синкретизм, историческая изменчивость и неизменность. Религия в Индии в ведический период: Религиозные особенности доарийской Индии, арийское завоевание, его значение. Ведические писания и боги Ригведы, четыре веды-самхиты, корпус Вед. Веди¬ческий культ, монистические тенденции вед, складывание брахманизма.
Кастовая система, брахманы и космический порядок, их значение в жизни индийского общества. Понятия кармы, перерождения, идеал освобождения, путь нравственной жизни, мифологические представления о происхождении мира и человека. Араньяки: трактаты лесных отшельников,  переход от ритуала к мис¬тической и аскетической религиозной жизни.
Появление упанишад, учение упанишад - путь знания. Брахман и Атман - основные понятия упанишад. Эпические произведения, пураны, сутры.
Индуизм - реформированный брахманизм, пантеон индуизма - тримурти, многобожие и единобожие в индуизме. Вишнуизм: учение об аватарах, Рама и Кришна, наиболее популярные из воплощений Вишну, традиции, связанные с Кришной и их проис¬хождение. Учение Бхагават-Гиты, явление трансцендентного божества, заповедь бхакти. Шиваизм: культ Шивы и древние демонические культы. Учение йоги. Формы индуистского культа.
Джайнизм, сикхизм.
Неоведанта и ее отношение к традиционному индуизму, распространение индуизма на западе в XX веке.

Буддизм
Жизнь основателя буддизма, значение Будды в учении буддизма. Буддийская община - сангха, палийский канон священных текстов раннего буддизма - ''Типитака'',  распро¬странение буддизма, первые соборы. Разделение буддизма на два основных течения: тхераваду (хинаяну) и махаяну, религиозные идеалы хинаяны и махаяны, учение о бод¬хисатвах.
Четыре благородные истины - доктринальное основание будизма: страдание, причина страдания, освобождение, путь освобождения. Дхармовый анализ сознания в хинаяне, дхарма, законы причинности, понятие кармы, поток сознания-сантана, нирвана. Нега¬тивная диалектика Нагарждуны, понятие ''шуньи''.
Благородный восьмеричный путь, буддийское учение о нравственном совершенствова¬нии, учение о грехе, понятие правильного действия, аскетическая деятельность. Кар¬тина мира в буддизме: космография, виды миров, их взаимосвязь, великая кальпа, эсхатология.
Хинаяна - южный будизм; распространение будизма махаяны в Китае, его связь с ме¬стными верованиями.
Ваджраяна - тибетский буддизм, его характерные особенности, школы.
Японский буддизм.
Современное состояние буддизма. Феномен буддизма в современной западной культуре.

Ислам
Ислам - общая характеристика. Население Аравии и его верования в доисламскую эпоху. Мекканский культовый комплекс. Христианское и иудейское влияние.
Пророк Мухаммад (570-632), жизнь и деятельность.
Проблема преемства власти после смерти Мухаммада. Халифы и халифат. Праведные халифы: Абу Бакр (632-634), Омар ибн ал - Хаттаб (634-644), Осман ибн Аффан (644-656), Али ибн Аби Талиб (656-661) и раскол исламской уммы.
Халиф Муавия (661-680) и эпоха Омейядов (661-750). Исламские завоевания и политика исламизации населения.
Династия Аббасидов (750-1055). Упразднение халифата (14 в.). Ислам в современном мире.
Коран - первоисточник исламской религии. Структура (суры и аяты) и содержание Корана. Единая редакция Корана при халифе Османе. Сунна.
Ислам о происхождении мира. Эсхатология ислама. Учение о даджжале и махди.
Столпы ислама:
1. Принцип исповедания (таухид, калима).
2. Молитва (намаз, ракят).
3. Пост (ураза).
4. Милостыня (закят).
5. Паломничество (хадж).
Шариат (исламское право). Мечети (минарет, михраб) и школы (мектебе, медресе, университеты). Служители исламской религии (муэддзин, мулла, имам, кади, муфтий).
Исламские обряды (обрезание - суннат, брак, погребальные обряды).
Исламские праздники и памятные дни (ураза-байрам, курбан-байрам, новый год, день рождения Мухаммада, ночь вознесения пророка, ночь благословения, ночь могущества).
Основные направления и секты в исламе (сунниты и шииты, исмаилиты, секты карматов и ассасинов, кайсаниты, зейдиты, движение ваххабитов). Исламский мистицизм. Движение суфиев. Движение Мирзы Али Мохаммеда-Баба (1819-1850), Мирза Хусейн Али-Бахай-улла (ум. в 1892) и возникновение синкретической религии - бахаизма.

ХРИСТИАНСТВО
Христианство – возникновение и распространение. Понятие христианской православной апологетики и сравнительного богословия. Отношение Православной Церкви к инославию. Вопрос о "границах Церкви" в контексте сравнительного богословия. Практика трех чиноприемов как выражение отношения Православной Церкви к инославным конфессиям, причины и пределы ее исторической изменчивости

Католицизм
Основные догматические отличия католического вероучения. Особенности римско-католической экклезиологии, учение о власти папы как римского первосвященника, его значение в жизни церкви (харизматический и юридический аспект). Догмат о учительной непогрешимости папы, относительная непогрешимость любых суждений римского епископа.
Историко-догматические предпосылки учения о власти папы: папа как преемник апостола Петра, "власть" апостола Петра над Церковью, его отношение к другим апостолам, рассмотрение и критика "доводов от Писания" в защиту папской власти.
Роль Римской кафедры и Римского епископа в Древней Церкви (МП века). Причины возвышения Римской кафедры. Споры о времени празднования Пасхи при папе Викторе и о перекрещивании еретиков при папе Стефане. Возвышение Римской кафедры в эпоху Вселенских Соборов. Рим и другие древние Церкви Запада, 6-ое правило I Вселенского Собора о римском епископе. Сардикийский Собор 343 г., права и преимущества усвоенные им римскому епископу, институт папских легатов и папских викариев. Римская кафедра и Православный Восток в эпоху Вселенских Соборов. Экклезиологическое значение 28-ого правила Халкидонского собора.
Римская Церковь в варварских государствах Западной Европы. Просвещение франков, англосаксов, германцев. Формирования светской власти римских пап, псевдо-исидоровские декреталии.
Конфликт пап Николая I и Адриана II с Константинопольской Церковью. Окончательное отпадение западной церкви в XI в., его предпосылки (вероучительные, культурно-исторические и политические). События 1054 г, папа Лев IX и патриарх Михаил Керулларий.
Возышение власти папы в средние века: Церковная жизнь на Западе после разделения Церквей, утверждение абсолютной власти римского епископа над Западной Церковью и его притязания на абсолютную светскую власть. Формирование новой экклезиологии на основе сложившегося нового статуса римского епископа, римско-католическая церковь как абсолютная монархия. Клюнийское движение, деятельность папы Григория VII, вопрос инвестуры. Борьба за власть с германскими императорами, папа Инокентий III - вершина папского абсолютизма, конфликт папства с французским королем, Бонифаций VIII и Филипп IV. Еретические движения средневековья, инквизиция. Крестовые походы, рыцарские ордена. Основные течения средневековой схоластики.
Папство в период позднего средневековья: Авиньонский период, реформа курии, упадок папства, "великий" раскол (1378-1414), возникновение движения конциляризма, Констанский и Базельский соборы как выразители "соборного движения". Папа Евгений IV, Флорентийская уния и ее последствия, антилатинская полемика св. Марка Эфесского. Папство периода Ренесанса.
Католическое движение Контрреформации (общая характеристика периода), Тридентский собор, его значение в истории Католической Церкви. Папство в XVII в., его отношение с абсолютистскими монархиями Европы.
Папство в эпоху Просвещения - XVIII в., борьба пап с Французской революцией, отношения с Наполеоном (кон. XVIII, нач. XIX вв.). Папы времен Реставрации, Священного Союза (1 пол. XIX в.), борьба папства с либерализмом. Папа Пий IX, I Ватиканский собор, его последствия, Лев XIII, политика "разрешения и связывания". Папство 1 пол. XX в., отношение католической церкви к коммунистическим и социалистическим движениям, нацизму и советскому государству.
Римско-католическое учение об нахождении Святого Духа от Отца и Сына ("филиокве"). Исторические условия возникновения и догматическая сущность учения о "Филиокве". Святоотеческое учение о нахождении Св. Духа. Доктрина "филиокве" и Православный Восток, историческая традиция полемики. Осмысление этого догмата в современном католическом богословии.
Общая характеристика католической сотериологии в сопоставлении с православной. Юридизм как основное заблуждение католицизма в учении о спасении. Католическое учение о первобытной праведности и первородном грехе. Развитие доктрины об удовлетворении Богу за грехи. Учение о чистилище, сверхдолжных заслугах, сокровищнице добрых дел и индульгенциях.
Римско-католическая мариология. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.), о Ее телесном вознесении (1950 г.), неприемлемые догматические выводы, вытекающее из католической мариологии.
Особенности римско-католического учения о таинствах. Действительность и спасительная действенность таинства, отступления католиков от древних церковных установлений в способе совершения таинств -догматическое значение. Таинства Крещения, Миропомазания, Евхаристии, Исповеди, Священства, Елеоосвящения, Брака.
Нравственное учение католической церкви в связи с юридической теорией искупления, исповедальная практика. Каноническое право. Священное Писание и Священное Предание у католиков, католическое богослужение, храм, иные особенности римско-католического богословия и церковной практики
Основные монашеские ордена и их основатели, специфика католической мистики, ее оценка в православном богословии.
II Ватиканский собор, основные документы этого собора. Значение II Ватиканского собора для современного католицизма. Личность Иоанна Павла II, особенности его понтификата. Послесоборные реформы. Лефевр и его последователи. Католическая Церковь в современности. Ватикан и Россия-история отношений.

Протестантизм
Предшественники реформации.
Джон Виклиф и его критика католического вероучения: отрицание примата Апостола Петра, главенства папы, чистилища, индульгенций, целибата и употребление латинского языка в богослужении. Заблуждения Виклифа: учение об абсолютном предопределении, разделение таинств на главные и второстепенные, учение о духовном Причащении, отрицание Священного Предания и монашества. Ян Гус и Иероним Пражский. Идея устройства национальных Церквей, отрицание богоустановленности папства. Отношение Иеронима Пражского к Православию. Отношение Яна Гуса к Священному Преданию, Таинствам и предопределению в сравнении со взглядами Виклефа. Иероним Савонарола - обличитель нравов римской курии, отношение Савонаролы к примату римского епископа. Светский гуманизм.
Начало Реформации:
Мартин Лютер, краткая биография, история разрыва Лютера с Римом: обращение Лютера к епископам с увещанием запретить продажу индульгенций, 95 тезисов Лютера против индульгенций, сожжение папской буллы, осуждение Лютера (Вормский эдикт 1521 г.), Лютер на нелегальном положении, перевод Библии.
Распространение идей Лютера, причина успеха этих идей. Возникновение новых реформационных направлений - иконоборчество и анабаптизм. Крестьянская война в Германии (1524-25 гг.), отношение Лютера к этим направлениям Реформации.
Император Карл V как защитник интересов католического Рима. Союз Лютера с немецкими князьями. Рейхстаг Карла 5 в Шпейере (1529 г.) и подтверждение Вормского эдикта. Съезд сторонников Лютера в Шмалькальдене, протест Карлу V и создание шмалькальденского оборонительного союза против императора. Шмалькальденские религиозные войны протестантов с католиками и Аугсбургский религиозный мир 1555 г. Символические книги лютеран. Их авторы и причины появления, двойственное отношение лютеран к этим книгам.
Лютеранство.
Лютеранская экклезиология. Учение Лютера о духовном (или невидимом) бытии церкви как попытка обосновать преемство своего учения от церкви апостольской, вопрос о непрерывности существования истинной церкви на земле в связи с учением Лютера о её невидимом бытии. Отношение лютеран к источникам вероучения: отрицание Священного Предания и умаление учительной роли церкви, вопрос о каноне Священных книг. Лютеранское понимание таинств. Противоречие между учением Лютера о спасении одной верой и установлением таинств Господом Иисусом Христом, непоследовательность во взгляде Лютера на таинства.
Лютеранская сотериология. Опровержение Лютером католического учения о сатисфакции как умаляющем достоинство Голгофской Жертвы. Учение Лютера о состоянии крайней поврежденности человеческой природы после грехопадения и пассивности человека в деле своего спасения. Учение Лютера об оправдании одной верой. Лютеранское понимание сущности спасения как изменения отношения Бога к человеку ради веры его в искупительную Жертву Сына Божия.
Отношение лютеран к молитве, постам, призыванию святых, почитанию икон и других святынь церковных. Контакты лютеран с Православной Церковью в прошлом и настоящем.
Цвингли.
Краткие биографические сведения. Проповедь Цвингли в Цюрихе и распространение его идей в других городах Швейцарии. Крайний рационализм Цвингли: взгляд на Евхаристию как на простое воспоминание Тайной Вечери. Цвинглианское понимание Евхаристии в современном протестантизме.
Кальвинизм или реформатство.
Краткие сведения о жизни и деятельности Кальвина. Вероучительные книги кальвинизма.
Сходство кальвинизма с лютеранством: учение о духовном бытии церкви и оправдании одной верой, отрицание Священного Предания и всей церковной традиции (призывание святых, почитание икон и других церковных святынь, молитвы за усопших и т. д.) Отличительные особенности кальвинизма: учение о безусловном предопределении, учение о непреодолимом действии благодати Божией, взгляд на Евхаристию как на духовное общение человека с Богом. Черты иудаизма и язычества в кальвинизме (избранничество и фатализм).
Распространение кальвинизма. Признание кальвинизма под именем пресвитерианства государственным исповеданием в Шотландии (1592 г.). Кальвинисты во Франции (гугеноты). Кальвинизм как идеология оппозиции королевскому абсолютизму во Франции, гугенотские войны, Варфоломеевская ночь (1572 г.). Предоставление гугенотам религиозных и политических свобод (Нантский эдикт 1598 г.). Политика кардинала Ришилье и упразд¬нение политических прав гугенотов ("Эдикт милости" 1629 г.). Современное состояние кальвинизма.
Англиканство.
История отношений короля Иоанна Безземельного и папы Иннокентия III, вассальная зависимость Англии от Рима и последствие этой зависимости для церкви Англии. Церковная политика Генриха VIII: сохранение догматической доктрины, иерархического устройства и литургических форм католической церкви с установлением супрематии короля над церковью Англии. Законодательная защита католической доктрины ("кровавый билль") и некоторые отступления от неё (отмена индульгенций, почитания икон, вопрос о национальном языке в богослужении). Экономические и политические причины упразднения монастырей, секуляризация монастырских земель. Преследование сторонников реформации и папизма при Генрихе VIII как тенденция к образованию англиканства.
Курс на реформацию при Эдуарде VI как стремление новой знати закрепить свое положение. Литургическая реформа ("Книга общих молитв") и составление 42-х вероучительных членов, их лютеранская направленность Мария Тюдор и попытка реставрации католичества (восстановление власти папы, частичный возврат церковного имущества, преследование сторонников реформации).
Елизавета Тюдор, восстановление королевской супрематии и создание государственной церкви. Поставление Матфея Паркера и проблема апостольского преемства англиканской иерархии. Попытки Елизаветы примирить сторонников реформации и католичества. 39 вероучительных членов как выражение политики примирения. Нонконформисты (пуритане), их оппозиция новой церкви, разделение пуритан на просвитериан и индепендентов или конгрегационалистов. Принцип полной свободы конгрегации (прихода) в делах веры и устройства, провозглашенный индепендентами, как благоприятная основа для сектанства,.
Упадок церковной жизни в Англии в 18 веке, "оксфордское движение" как попытка возродить церковную жизнь, отношения с Православием в 19 веке. Различные течения внутри современного англиканства, их характеристики. Отношение между РПЦ и англиканством в наши дни.
Экуменизм.
Протестантская конференция в Эдинбурге по вопросам сотрудничества в области миссионерства (1910 г.) как начало экуменического движения. Два направления в экуменическом движении: "Вера и строй" и "Жизнь и деятельность". Первая экуменическая конференция с участием православных (Женева, 1920 г.).
Первоначальная позиция Русской Православной Церкви относительно экуменизма (по материалам Московского совещания 1948 г.). Вступление РПЦ в экуменическое движение (Дели, 1961 г.). Экуменическая трибуна - средство православного свидетельства. Отношение православных к вопросу общения в таинствах. Усиление синкретизма на VI Ассамблее ВСЦ в Ванкувере (1983) и на VII Ассамблее в Канберре (1991 г.). Вопрос экуменизма в настоящее время.

Традиционные религии в современном мире.
Тенденции модернизма и фундаментализма, возвращение к архаичным культам, современный синкретизм (Нью-Эйдж). Диалог религий, экуменизм - история, задачи, основные направления.

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И СЕКТЫ.
Понятие сектоведения. Современные секты (Новые Религиозные Движения).  Причины роста количества сект в Новейшее время. Секты деструктивного характера. Разбор учений современных сект, по их вероучительным источникам. Причина быстрого распространения сект в России. Классификация современных сект, их основные признаки. Информация о распространении сект на территории нашей епархии.
Дополнительно как учебный  материал предполагается использование видеофильмов о сектах.

Пятидесятники.
Современное неохаризматическое движение ( неопятидесятники): “ Движение веры”, ”Теология процветания”, ”Слово жизни”. Екатеринбургская секта “Новая жизнь”. ''Общество сознания Кришны’’
«Трансцендентальная медитация»
«Семья» (“Дети Бога”).
«Всемирная церковь Бога», «Поместная церковь Уитнесса Ли».
«Церковь Христа» ( Бостонское движение)
«Богородичный центр». «Белое братство»
Секты Виссариона («Община единой веры», «Церковь последнего завета»).
Порфирий Иванов и «ивановцы».
Филосовско- религиозные синкретические учения. Оккультизм, теософия, антропософия.
Движение «Нью Эйдж» («Новая Эра»). Российские нью- эйджеровские секты: «Анастасия», «Рейки».
Сатанисты. Причины популярности сатанизма в последнее время.
Опыт Церкви в борьбе с сектантством.
Иудаистические секты.
Секты ислама.
Неоиндуисткие секты
 
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. – Основные философско-религиоведческие школы в истории религии.
2. – Теории происхождения религии.
3. – Ранние формы первобытных верований. - Религиозные центры в Древнем Египте.
4. – Пантеон греческих богов.
5. – Греческие мифы творения.
6. – В чем проявилось влияние греческой религии на римскую?
7. – Пантеон римских богов.
8. – Чем можно объяснить, что в Риме, в отличие от Греции, были общенациональные религиозные праздники?
9. – Какова специфика религии древних славян?
10. – Славянский пантеон богов до крещения Руси.
11. –– Какова специфика религии Древнего Китая?
12. – Что такое Дао?
13. – В чем специфика даосского вероучения и культа?
14. – Космогония конфуцианства.
15. – Каков синтоистский пантеон богов?
16. – Какова взаимосвязь синтоизма и буддизма?
17. – Какова связь синтоизма и даосизма?
18. – Социально-политическая ориентация современных синтоистских организаций.
19. – Состав Вед.
20. – Пантеон ведических богов.
21. – Специфика религиозных представлений в брахманистский период.
22. – Структура Упанишад.
23. – Каково учение сикхизма?
24. – В чем специфика учения джайнов?
25. – Состав Ветхого Завета.
26. – Состав Талмуда.
27. – Вероучение и культ иудаизма.
28. – Каковы основные направления в иудаизме?
29. – Исторические условия и время возникновения буддизма.
30. – В чем различия и что общего в понимании богов в индуизме и буддизме?
31. – Как можно достигнуть спасения в буддизме?
32. – Какова специфика ламаизма?
33. – Какова эволюция христианства?
34. – Каковы причины раскола христианства?
35. – В чем специфика реформы Никона?
36. – Направления в старообрядчестве.
37. – Каковы особенности вероучения и культа католицизма?
38. – Что такое социальные энциклики католической церкви?
39. – В чем специфика протестантского вероучения и культа?
40. – Состав Корана.
41. – Какова специфика шиизма по сравнению с суннизмом?
42. – В чем проявляется эволюция религии в современную эпоху?

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. – Происхождение религии.
2. – Религия Древнего Египта.
3. – Роль мифов в религии Древней Греции.
4. – Роль греческой культуры в становлении и развитии римской религии.
5. – Космогонические мифы зороастризма.
6. – Митраизм.
7. – История и современное состояние парсизма.
8. – Культ в системе религии древних славян.
9. – Противоборство язычества и христианства в Древней Руси.
10. – Социальное и религиозное значения реформы князя Владимира.
11. – Культ Неба как верховной божественной силы в религии Китая.
12. – Возникновение и эволюция даосизма.
13. – Возникновение и эволюция конфуцианства.
14. – Возникновение и эволюция синтоизма.
15. – Синтоизм и буддизм.
16. – Синтоизм и конфуцианство.
17. – Синтоизм и даосизм.
18. – Состав и учение Вед.
19. – Брахманизм и буддизм.
20. – Вероучение и культ джайнизма.
21. – Вероучение и культ сикхизма.
22. – Реформированные движения в индуизме.
23. – Кришнаизм.
24. – Религиозный синкретизм в Индии.
25. – Социальные и культурные условия возникновения иудаизма.
26. – Состав и содержание Ветхого Завета (Танаха).
27. – Состав и содержание Талмуда.
28. – Вероучение караимства.
29. – Вероучение хасидизма.
30. – Исторические условия и время возникновения буддизма.
31. – Раннебуддистское учение о страдании, карме, сансаре, нирване.
32. – Вероучение и культ хинаяны.
33. – Вероучение и культ махаяны.
34. – Учение тантризма.
35. – Учение ламаизма.
36. – Буддизм в Японии и его специфика.
37. – Буддизм в Китае и его специфика.
38. – Социально-исторические и культурные условия возникновения христианства.
39. – Харизматический период в развитии христианства.
40. – Проблема историчности и мифологичности Иисуса Христа.
41. – Эволюция христианства и превращение его в господствующую религию Римской Империи.
42. – Вероучение и культ православной церкви.
43. – Возникновение и вероучение старообрядчества.
44. – Особенности вероучения и культа католицизма.
45. – История католических орденов.
46. – Социальная доктрина католической церкви.
47. – Общественно-исторические условия возникновения и эволюции протестантизма.
48. – Реформация М. Лютера и его учение.
49. – Учение Ж. Кальвина.
50. – Учение Т. Мюнцера.
51. – Учение У. Цвингли.
52. – Вероучение и культ англиканской церкви.
53. – Вероучение и культ лютеранства.
54. – Вероучение и культ кальвинизма.
55. – Вероучение и культ позднего протестантизма. Основные направления.
56. – Общественно-исторические условия возникновения ислама.
57. – Жизнь и проповедь Мухаммеда.
58. – Вероучение и культ ислама.
59. – Состав и содержание Корана.
60. – Вероучение шиизма.
61. – Учения богословских школ в исламе.
62. – Вероучение поздних школ и направлений в исламе.
63. – Ислам и социально-политические движения современности.
64. – Вероучение современных синкретических религий и движений.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ВСЕМУ КУРСУ
1. – Предмет истории религии.
2. – Дискуссия по вопросу классификации религии.
3. – Ранние формы религиозных верований.
4. – Иудаизм. Этапы развития и эволюция.
5. – Состав и содержание Ветхого Завета.
6. – Библия (Танах): сказания о Моисее, исходе и завете. Декалог.
7. – Библейские пророки. Мессианизм и эсхатология.
8. – Библия (Танах): сказания о сотворении мира и человека, грехопадении, патриархах.
9. – Состав и содержание Талмуда.
10. – Вероучение и культ иудаизма.
11. – Караимство, хасидизм.
12. – Возникновение христианства, его социальные и идейные предпосылки.
13. – Становление христианской церкви. Формирование вероучения и культа.
14. – Харизматический период в развитии раннего христианства.
15. – Новый Завет: христианское учение о Боге, человеке, спасении.
16. – Раскол христианства. Православие. Вероучение и культ.
17. – Католицизм: вероучение и культ.
18. – Католические ордена.
19. – Социальная доктрина католической церкви.
20. – Происхождение протестантизма. Вероучение и культ.
21. – М. Лютер о Боге и человеке, спасении, свободе и рабстве воли, о вере и разуме.
22. – Англиканство, лютеранство, кальвинизм.
23. – Квакеры, методисты.
24. – Меннониты, баптисты.
25. – Ведическая религия. Состав "Вед".
26. – Брахманизм.
27. – Эволюция индуизма. Современный индуизм.
28. – Шиваизм, вишнуизм, шактизм, кришнаизм.
29. – Возникновение буддизма. Будда и его учение.
30. – Основные направления буддизма.
31. – Тибетский буддизм (ламаизм).
32. – Ислам: возникновение, эволюция, основные направления.
33. – Состав и содержание Корана.
34. – Суфизм.
35. – Трансформация и модернизация ислама. Ваххабиты.
36. – Современные нетрадиционные религиозные культы.
37. – Надконфессиональные синкретические религиозные системы: теософия, антропо-софия, Агни Йога.

 


Рецензии