О влиянии рельефа Страны на Естественное направлен

О влиянии рельефа Страны на Естественное направление Дорог в Харьковской и других губерниях южной полосы России. И. Леваковский. Харьков 1865 г. 14 С.
cтраница 2.

Сухопутные дороги, как обыкновенная, так и железная, находятся не в меньшей зависимости от рельефа страны; потому что отсутствие или присутствие значительных неровностей, в виде возвышений или углублений, естественно обуславливает собой и наиболее удобное, а следовательно и наиболее выгодное направление  самых дорог. Выбор путей сообщения, говорит Герен, не зависит от произвола, но указывается самой природой, и торговые пути получают постоянное и определенное направление, которое остается неизменным в продолжении многих веков, и даже тысячелитий.
Этому влиянию починяются не только обыкновенныя, нормальныя сношения между людьми, но и чрезвычайная, каковы - военные походы и сражения. Один взгляд на карту Ротенберга, на которой показаны места сражений в Германии, убеждает в справедливости этих слов. Грунер еще почти за 40 лет до настоящего времени сделал некоторые указания на эту зависимость.

страница 3

Посмотрим теперь, какое влияние оказывает рельф южной полосы России на направления и свойства дорог.
Обыкновенно считают южно-русские степи сплошной и непрерывной равниной. Действительно, отсутствие заметных неровностей по известным направлениям, обнаруживающиеся часто столь резким и правильным очертанием горизонта, могло служить основанием к составлению подобнаго понятия о наших степях при недостаточном знакомстве с ними. Такая особенная форма в топографическом отношении бросалась в глаза всем иностранным путешественникам, которые в различные времена посещали эти страны; желая самим названием обозначить эту природу, незнакомую жителям западной Европы, все они приняли для этого слово "степь", употребляемое с незапамятных времен славянскими народами. Но в - сущности, понятие о южно-русских степях, как о непрерывной равнине, справедливо только в том отношении, что здесь не находится значительных неровностей, происшедших вследствии поднятия отдельных частей на большую высоту сравнительно с окружающим пространством. Однако, независимо от этого, в наших степях, как мы видели прежде, существует множество другаго рода неровностей, произведенных водой.
страница 4.
При этом нужно заметить, что даже самыя ничтожныя речки у нас текут в чрезвычайно широких и глубоких долинах, так-что речки в 20-30 саженей ширины вьются по долинам, возвышенные бока которых отстоят один от другаго по 2-4 версты. при огромной ширине южно-русских долин, они глубоко врезаются в почву; так-что самая равнина лежит на несколько десятков и даже сот футов над уровнем рек; поэтому высота склонов долин весьма значительна.
Большая ширина долин благоприятствует необыкновенным весенним разливам рек, причем после спадения воды остаются долго невысыхающие болота. Наконец, кроме множества долин, изрезывающих поверхности южной России в известных направлениях, у нас есть еще особый род неровностей, являющихся как  следствие особенности в геологическом строении России, вообще - это балки и овраги.
Такое большое число широких и глубоких долин с находящимися в их боках оврагами и балками оказывает и в настоящее время огромное влияние на характер наших дорог. Влияние это не укрылось от наблюдательности Мурчисона, который говорит, что, вследствие множества неровностей, большие дороги в России почти всегда проходят по высшим точкам равнины, где меньше и реже попадаются неровности; поэтому в России нет больших дорог вдоль речных долин, как это обыкновенно бывает в западной Европе; в России это невозможно в следствии весенних разливов и осенних оврагов. Такой причиной направления наших дорог объясняется и другая их особенность - пустынность: дороги выбирают себе места

страница 5

по-дальше от воды, а селения жмутся к ней. Это особенно ощутительно в степных губерниях, где иногда доводится проехать много десятков верст, не встречая ничего, кроме одиноко стоящих станций: но едва вы доезжаете до какой-нибудь незначительной речки, - почти всегда попадаете в селение.
Если и  в настоящее время, когда многие посторонния влияния более или менее илменили естественное направление дорог, еще все ощутительно на них неотразимое влияние особенности рельефа; то тем более влияние это должно было выражаться во времена отдаленныя, когда естественные причины, без примеси посторонних влияний, действовали сильнее.

страница 12.
И так, мы видим, что для проведения железной дороги в южной полосе России, по изследованиям опытного специалиста, наибольшие удобства представляются водоразделами, и что проектированные линии во многих частях совпадают с направлением прежней Муравской дороги. Следовательно, и здесь ярко выражается влияние рельефа страны, определившие собой известное направление торгового движения, с которым сообразоваться и которому удовлетворить должна и вся вообще дорога от Москвы к Черному морю, т. е. она должна проходить через  Харьков, сделавшийся центром этой торговли. Насиловать  это направление значит рисковать вступить в борьбу с естественными условиями, определенными самой природой, а эта борьба отзовется тратой лишних капиталов на преодоление препятствий, и результат ея все-таки не удовлетворит многих существенных потребностей.


Рецензии