Марионетка

В этот год, в лютую зиму, в город пришел кукольник. Он был одет столь просто и непритязательно, что мог бы сравняться с коренными обывателями, если бы ни его очень яркое, с выразительной мимикой лицо.
Я вообще люблю рассматривать лица, особенно запоминающиеся, не серые и смазанные какие сейчас имеют многие, в силу желания быть как все. Мне нравятся такие, в которых есть за что зацепиться взглядом. Слишком смуглое и нахмуренное, веснушки на носу, незамазанные белилами и краской, нос с горбинкой, слегка искривленный уголок рта, глаза, необычайно светлые, с сеточкой тонких морщин, все это нравится мне настолько, что привычка разглядывать лица превратилась в некий ритуал, без которого теперь я не смог бы себе и представить своей жизни. Может поэтому лицо кукольника показалось мне чрезвычайно странным. Оно не было серым, пустым, но не было и наполненным или завершенным. Если читатель позволит мне, я бы сказал, что у этого человека вообще не было лица, потому что столь много лиц он имел.
Он все время менялся. То я видел его в состояннии грусти, он вздыхал и томно смотрел в окно, казавшись эдаким романтиком, непризнанным поэтом, умирающим от любви, то вдруг он хмурился и я не смог бы дать ему меньше сорока, настолько серьезен он был. То вдруг вздыхал и превращался в старика, с немощными слезящимися глазами и тонким трясущимся ртом.
Впервые с кукольником я встретился в феврале.Тогда он уже довольно прочно обосновался в городе и приобрел славу самого талантливого кукольника в мире из всех существующих. Меня же с ним познакомил мой друг, занимающийся организацией его спектаклей - они искали декоратора, кем я и являлся.
- У Вас интересное лицо... - сказал я тогда, на что кукольник только устало усмехнулся.
- Вот как? Род моей деятельности, скажем так, обязывает... - протянул он.
Вы должно быть хорошо разбираетесь в человеческих эмоциях, если вас заинтересовал мой образ?
Я пожал плечами.
- Я просто люблю наблюдать за людьми.
- Вы подобрали себе довольно интересное времяпровождение. А я, знаете ли, люблю наблюдать за их чувствами. И за выражением этих чувств. Как Вы думаете, можно ли управлять эмоциями других? Я много лет потратил на то, чтобы найти ответ на этот вопрос.
- Да Вам не в кукольники, Вам в колдуны! - пошутил я, но мой новоиспеченный знакомый отчего-то посерьезнел.
Мы еще немного поговорили тогда. И хотя я помню каждое слово, я бы не хотел предоставлять это на суд.
- Если Вас интересуют эмоции, то советую посетить мой спектакль. Он будет завтра. Возможно, я даже угощу Вас хорошим кофе, - сказал он напоследок.
Я улыбнулся и сказал, что подумаю. На этом разговор был закончен.
Я думал, что точно смогу понять и разоблачить в неискренности его представление. Я вообще не доверял куклам. Ведь их лица не могут выражать чувства. А раз так, то и вся его знаменитость лишь результат сценаристов.
Но то, что я увидел тогда... Даже не так. То, что я увидел, испытал, ощутил, понял... совершенно переменило мое мнение.Меня словно вывернули наизнанку и скроили заново! После его выступления в моей голове была лишь одна мысль "моими эмоциями управляли!". Я не хотел чувствовать, но чувствовал. Я не хотел смеяться, но смеялся так, что на глазах выступали слезы. Я не хотел грустить, но мое сердце задыхалось тоской.
Что же делал этот мастер человеческих чувств - кукловод? Он не рассказывал длинных историй, напротив, его идеи были предельно просты. Это могло быть кораблекрушение, и я слышал вой ветра и шум волн, которые секундой спустя накрывали меня с головой. И я чувствовал это. Я знал, что так и есть. Я знал, что сейчас умру и поддавался животному ужасу, навеянному кукловодом.
 В тот вечер тогда,  в полной прострации от того, что ощутил, я стал гадать, в чем же секрет этого человека. Как он мог заставить людей испытывать то, чего они совершенно не желали? В чем же тайна?
- В куклах. - кто-то легонько тронул меня за плечо. Я обернулся и увидел кукольника. Он протягивал мне чашку с какой-то темной жидкостью.
- Успокойтесь, это просто кофе. Вы слишком напуганы происходящим. Но это лишь оттого, что сказалась ваша привычка разглядывать лица. Вы знаете, остальные в зале испытали просто сильнейший восторг от представления. Но никак не страх.
- Я... Я не боюсь. Спасибо, кофе чудесный. Так в чем вы сказали секрет? В куклах?
Он кивнул.
- Смотрите, - кукольник с легким щелчком раскрыл находившийся при нем саквояж из темной кожи. - Их всего три.
Их и вправду было три. Абсолютно три одинаковых кукол-марионеток, деревянных болванок... Отличались они лишь тонкой полоской губ. У первой она была ровная, у второй уголки были подняты вверх и обозначали улыбку, у третьей же, в противоречье, была унылая гримаса.
- И все? А как же?! - удивился я, но кукольник меня перебил.
- Три куклы, талант и немного магии. Больше ничего не нужно, дорогой мой знаток человеческих лиц. Лицо может выражать все. Но точно так же оно может не выражать ничего. Запомните это.


Рецензии