Батенчик

Пишу о своих подругах, друзьях, и почти ничего о той, которая была рядом со мной в трудный период, поддерживала. Ведь только ей я могла рассказывать все, как есть, она знала все. Таня Батенина – Батенчик.

Я не собиралась ехать в Ковров одна, да и не слышала раньше об этом городе. Почти всех после окончания нашего отделения «Радиофизика и электроника» оставляли в Саратове. Но мы должны были пожениться с Толей, в Саратове он жить не хотел, поэтому я написала перед предварительным распределением, что хочу на выезд. Выездных мест было всего два. Если бы не желание мое и еще одного парня, этих мест просто бы не было. Парню досталась Тула, мне – Ковров. Преддипломную практику мне разрешили пройти в университете, но я уже знала, что должна уехать. И в Коврове знали о моем предстоящем приезде. В это же время в нашу теоретическую группу приехал харьковчанин Юра Григораж. Лену из Владимира и Таню из Кирова приняли в конструкторское бюро.

С Толей мы расстались перед моей защитой диплома. Весь год отношения у нас складывались не лучшим образом. Я поняла окончательно, что любви у нас нет и не было, объединили только потери с той и другой стороны, «как дети, мы из двух нерадостей хотели радость -  хоть одну».  Поэтому, узнав, что ему предстоит служба в армии в 26 лет, все отсрочки кончились, в Ковров он со мной не поедет, я сказала, что не буду его женой, мы расстались навсегда. В Ковров я поехала одна.

С приездом я немного задержалась из-за туристической путевки, которую взяла мне мать. В результате Юру, Лену и Таню поселили в общежития молодых специалистов, а для меня места уже не было. Я  еще с одной девушкой жила на квартире, которую оплачивал наш институт. Но достраивался дом, где предполагались квартиры под общежитие.

Все приезжающие специалисты проходили обучение в библиотеке НИИ, нам объясняли, как работать с картотекой, выполнять информационный поиск, оформлять авторские свидетельства на изобретения. Те четверо, которых я перечислила, то есть мы с Юрой и Лена с Таней оказались в одной группе. К Тане я сразу почувствовала расположение, как и она ко мне. Мы подружились, стали встречаться. Договорились, что как только сдадут новый дом, мы обязательно поселимся вместе. Девушки, с которыми Таня жила в квартире, были много старше ее, а моя соседка часто уезжала домой, и все свободное время проводила с парнем, с которым познакомилась здесь.

Дом вскоре сдали. Пять четырехкомнатных квартир друг под другом предназначались для заселения молодыми специалистами, в каждой квартире по 7 человек. На первом, третьем и пятом этажах жили девушки, а на втором и четвертом – парни. Наша квартира оказалась на третьем этаже, сверху и снизу ребята. Инженерами в нашей квартире были только Таня и я, другие девочки окончили техникумы, работали  техниками, соответственно, были моложе нас. Мы распределились по комнатам. Причем в нашей квартире в комнате с балконом девочки  согласились жить втроем, оставив самую большую проходную комнату для общего пользования. В других квартирах кому-то одному приходилось жить в этой комнате, отгородившись шкафами. У нас здесь стоял телевизор, стол, собирались все вместе.

Мы сразу договорились о дежурствах по кухне и по уборке квартиры по комнатам. Одна комната неделю готовит, одна убирает, одна отдыхает, потом все сдвигается. На еду складывались, готовили завтрак и ужин, обедали все в институте. Часто денег не хватало, приходилось добавлять. Тем более ребята любили приходить к нам в гости как раз во время ужина. Не обходилось без инцидентов. Одна наша девушка старалась навещать своих родственников и знакомых именно в период своего дежурства. Ее напарнице приходилось справляться одной. Другой девушке показалось, что мы слишком много денег тратим на продукты. Она отказалась с нами питаться, уходила во время еды. Заработала туберкулез и долгое время лечилась впоследствии.

Мы с Таней  оказались неважными кулинарами, ни ей, ни мне не приходилось часто этим заниматься. Старались, обучались, как могли. Попалась как-то курица с длинными, когтистыми лапами, что с ними делать мы не знаем. Решили бросить в кастрюлю «для навара». Лица девчат вытянулись, когда они обнаружили эти лапы на дне опустевшей кастрюли:
- Вы бы ей хотя бы когти подстригли!

Зато порядок я всегда наводила старательно, как привыкла. Ворчала на Таню за то, что она разбрасывала свои вещи. Таня запихивала их в тумбочку, но они высыпались оттуда, как только кто-то открывал дверку. После того, как я побывала в гостях  у Тани дома, я уже ничему не удивлялась. Таких квартир я, кажется, больше нигде не видела. Плафоны на люстре были повернуты кверху, пыль заполняла их полностью, тусклый свет едва пробивался. Всюду лежали груды старых газет, журналов. Открывать холодильник нам не доверяли, из него все падало на пол, рассыпалось и разбивалось. Это притом, что мать Тани жила в это время одна и работала врачом.

В наш первый отпуск мы с Таней поехали сначала ко мне, отдыхали на Волге. Затем на теплоходе добрались до Горького (Нижнего Новгорода). Это был обычный пассажирский теплоход, не туристический. Но во всех больших городах он стоял довольно долго. Можно было присоединиться к экскурсии, которые организовывались на берегу, или просто гулять по городу. По Ульяновску мы ходили с экскурсией, в Куйбышеве (Самаре) и Чебоксарах гуляли просто так. Казань проходили ночью, поэтому не удалось посмотреть. Вечером на верхней палубе показывали кино, можно было потанцевать. Из Горького мы поездом доехали до Кирова (Вятки), побыли там, потом вернулись в Ковров.

Юра Маклаков работал в конструкторском бюро вместе с Таней. Появился в нашей квартире он, благодаря ней. Но потом уже было непонятно к кому он приходит. Он весело, дружески общался со всеми, с ним приходили его друзья. В длительные походы с наибольшим удовольствием из нашей квартиры ходила я, в любую погоду и время года. Другие присоединялись не очень часто. На съемки любительского фильма «У Серебряного озера» поехали все. Здесь окончательно определилась симпатия Юры. Это была Лиля. Они сидели у костра вместе со всеми, потом уединились. Таня ушла  на электричку одна рано утром, предупредив только меня. Друг Юры пытался ее догнать на мотоцикле, когда Юра узнал, но не успел, она уехала.

Потом я стала встречаться с Сашей, и насколько близкими  были наши отношения, знала только Таня. Ей я рассказала о своей беременности и о  том, что решила оставить ребенка, которого Саша не хотел. Мне было уже 25 лет, и я не верила, что смогу создать настоящую семью, слишком много разочарований. Саша хотел жениться на другой девушке, я его не держала. Неважно, что он женился потом не на той, на которой собирался. Главное, что он не хотел быть моим мужем, и этот ребенок ему был не нужен. Я уехала в отпуск домой. Вернувшись, объявила всем, что вышла замуж, доработала до декретного отпуска и уехала. Уволилась через год, раньше меня не отпускали, пока не кончился срок обязательной отработки. С Сашей мы работали в одной лаборатории. На моих глазах он стал встречаться с этой Артемкиной, она приходила к нему в рабочее время. Они поженились, когда у меня уже родился Алеша. Таня все рассказывала мне по телефону.

Таня замуж так и не вышла, хотя была красива, за ней ухаживали многие. Володя Зайцев сидел у нас часами, но у Тани постоянно находились какие-то неотложные дела. На мое робкое:
- Таня, парень-то ведь очень хороший
последовало:
- Хотя бы ты мне ничего не говори!
Он ей был не нужен. А на мое предложение родить хотя бы ребенка, Таня ответила:
- Не каждый может. Ты не боишься съезжать с высокой горы на лыжах, а я боюсь.

Еще раз мы с ней встретились, когда я была с Алешей в больнице в Саратове. Ему оперировали колено левой ноги. Таня проводила отпуск у брата в Тольятти, заехала ко мне. В гостинице мест не было, остаться со мной в больнице она отказалась. Долго ждала в холле гостиницы, пока не нашлось место для ночевки. Билетов на самолет тоже не было, ей пришлось ехать поездом, в общем вагоне. Письма Таня писать не любила, о том, как она добралась, сообщила через полгода. Наша переписка оборвалась все из-за той же нелюбви Тани к письмам.

Через много лет  на меня вышли в «Одноклассниках» Юра и Лиля. Они встречались иногда с Таней, у Лили в Кирове родня, они навещают их. Таня жила сначала с мамой, потом одна. Сейчас тоже одна.


Рецензии