Один день из жизни учителя. 02
Второй урок подходил к концу, когда в дверь заглянула инспектор по делам несовершеннолетних.
- Марина Владимировна! Я только что разговаривала с вашим Новиковым – пистолет-то настоящий. Пневматика.
Видимо, в глазах классного руководителя застыли одновременно испуг и удивление, потому что инспектор продолжила:
- Вот-вот, и я так же была удивлена! А как он вчера уверенно рассказывал про покупку игрушечного… Вы написали характеристику?
- Ой, я не ожидала, что вы придете так рано!
- Не волнуйтесь. Я сейчас буду снимать показания с него еще раз, завуч обещала поприсутствовать. А вы мне отправьте характеристику до завтра по факсу. Хорошо?
- Да, конечно.
«Вот это да!» - только и пришло на ум Марине.
10.00
По звонку классный руководитель отправилась в столовую, где ее класс, как и несколько других, получал на второй перемене бесплатный завтрак. Обязательное присутствие учителей подразумевало, что будет главенствовать дисциплина, но, как это происходило почти каждый день, пока учитель доходил до столовой, кто-нибудь умудрялся съесть порцию одноклассника. И начинались постоянные разборки.
Вот и на этот раз без этого не обошлось: после физкультуры освобожденные от урока первыми добрались до столовой и умудрились съесть не только свои, но и чужие завтраки.
Бороться с этим практически невозможно: все это было бездоказательно.
11.05
После третьего урока все учителя, как муравьи, потянулись в учительскую на совещание.
Директор, мужчина лет шестидесяти, всегда уравновешенный, спокойный, выглядел несколько возбужденным.
- Коллеги! Вопрос, по которому мы сегодня с вами собрались, не очень приятный.
По учительской прошуршал шепоток. Учителя посматривали друг на друга, пытаясь понять, что случилось и кто виноват.
- Вы знаете, что школа не имеет права собирать с родителей деньги ни на какие нужды. Об этом я уже неоднократно говорил на совещаниях разного уровня: и с классными учителями, и с председателями методических объединений.
Учителя опять переглянулись: кто умудрился связаться с деньгами?
- Вчера всех директоров города собрали в Управлении образования, чтобы еще раз напомнить об этом. На днях в одной из школ произошел инцидент, из-за которого была уволена учительница.
Опять послышался шепоток: видимо, кто-то уже знал об этом случае и поспешил опередить директора, сообщив известное коллеге.
- В классе собирали деньги на охрану. Один ребенок, чтобы не забыть, попросил учителя написать сумму на руке, потому что в дневниках сообщать об этом нельзя. Родители обратились в прокуратуру – учителя уволили.
- Виктор Михайлович! – подала голос председатель профкома. – Но у нас-то все деньги собирают родительские комитеты.
- Елена Валерьевна! Все верно! Но вот что принес мне один из родителей, - директор достал из внутреннего кармана пиджака сложенный вчетверо листок. Развернув его, он прочитал:
- Уважаемые родители! Комплект учебников на следующий год будет стоить столько-то. Необходимо доплатить столько-ко…
Директор замолчал и обвел всех присутствующих внимательным взглядом, как будто старался найти автора данного послания.
- Подписи нет. Но этот листок принес домой один из учеников. Хорошо, что отец позвонил мне, а не сразу в прокуратуру.
- А может, это писал родительский комитет? – раздался тихий голос учительницы начальных классов.
- Может, - подтвердил директор, - но я еще разберусь с этим.
Он помолчал и добавил:
- Я в последний раз напоминаю: все сборы денег осуществляет родительский комитет. И еще: никаких подарков ни на первое сентября, ни на День учителя.
- Даже цветы нельзя? – раздалось сразу несколько голосов.
- Нельзя!
Прозвенел звонок на урок, но учителя не спешили покидать учительскую, возбужденно обсуждая услышанное:
- Скоро о нас ноги вытирать будут!
- Мы вообще бесправны…
- Чуть что – в прокуратуру!..
- И замечания делать нельзя – нарушение прав ребенка.
Обсуждение прервал строгий голос завуча:
- Коллеги! Был звонок, идите на уроки!
12.05
Когда прозвенел звонок, возвестивший, что четвертый урок литературы в ее родном восьмом классе подошел к концу, Марина Владимировна, отпуская учеников, сказала:
- Не забудьте, после уроков репетируем спектакль в актовом зале. Жду всех участников. А сейчас, пожалуйста, останьтесь те, кто участвует в конкурсе чтецов. Наташа, – обратилась классный руководитель к старосте, - запиши, название стихотворений, кто автор. Список потом принеси мне. А вы, ребята, после следующего урока подойдите в класс. Я послушаю, что вы выбрали.
Отдав распоряжение старосте, Марина Владимировна обратилась к Вове Новикову:
- Владимир! А ты подойди ко мне.
Когда за последним учеником закрылась дверь, учительница с укором взглянула на Новикова:
- Вова! Инспектор сказала, что ты нас обманул.
Она помолчала, внимательно посмотрев в глаза восьмиклассника. Не заметив в них никаких намеков на раскаяние, она продолжила:
- Ты же понимаешь, что мог нанести травму детям?
- Да никакой травмы не могло быть: там скорость маленькая, пульки пока летят, сила уменьшается.
Марина Владимировна удивленно смотрела на Новикова.
- А если бы попало в глаз? Или в висок?
- Так ничего же не случилось, да и не могло случиться. Это физика…
- При чем здесь физика? – оборвала поток нелепых доводов учительница. – Ты знаешь, что даже незаряженное оружие однажды стреляет?
- Марина Владимировна! Да что из-за какой-то ерунды меня таскают…
- Из-за ерунды? – её возмущению не было предела. – А если родители ребят пришли к тебе разобраться?
- Они не имеют права! – очень быстро среагировал Новиков.
-Всё, Вова! Поговорим в следующий раз. Я очень надеюсь, что ты подумаешь о том, что ты сделал.
- Да ничего я не сделал…
- Слушай, а кто тебе продал пистолет? Ведь тебе только четырнадцать!
- В магазине всем продают, это же не травматический.
- И сколько он стоит?
- Четыре тысячи.
- Тебе родители дали?
- Нет, я накопил с карманных.
- А мама знает?
- Уже – да!
Отпустив Новикова, Марина Владимировна попросила учеников не заходить в класс до урока: ей необходимо было успокоиться. «Куда мир катится? Оружие можно купить свободно. Скоро они и настоящие принесут! Вон в интернете сколько разных роликов выложено! Похоже, и правда пора на пенсию!»
14.15
После шестого урока классный руководитель отправилась в актовый зал, где заблаговременно записалась на это время. Провести репетицию перед театральным фестивалем – проблема: каждый класс хочет несколько раз попробовать свои силы на сцене. В последние две недели перед конкурсом актовый зал расписан по минутам. Не успел – значит опоздал.
Ее восьмой класс, благодаря расторопности Марины Владимировны, уже провел три репетиции на сцене. Сегодня им предстояло соединить текст с музыкой и танцами.
Ребята великолепно отыграли спектакль, как будто перед строгим жюри.
- Молодцы! Здорово! – похвалила ребят учительница. – Теперь не подведите на фестивале.
Радость-радостью, а из головы не выходил Новиков, которого «затаскали из-за ерунды». Марина опять вспомнила свои утренние мысли: «Если бы он на моих детей направил этот пистолет! Так ведь тогда речь шла об игрушечном…»
15.45
Завуч уже собиралась домой, когда Марина Владимировна вошла в ее кабинет.
- Наталья Дмитриевна! Извините, я только с репетиции. Вот протокол проведения контрольной работы в восьмом классе.
- И как? - завуч взяла протокол и начала внимательно изучать.
- Как всегда: Новиков, Шульга «двойки». Да, вы же в курсе, что сегодня инспектор приходила?
- Да уж, я была при их беседе. А ведь вчера нам на совете что говорил!..
Было похоже, что и Наталья Дмитриевна находилась в состоянии шока.
- А знаете, я ему сказала, что родители детей могли бы с ним очень резко поговорить…
- И как он среагировал?
- Сказал, что они не имеют права!
Они еще несколько минут обсуждали поступок Новикова, затем завуч пошла домой, а Марина Владимировна – в свой кабинет писать характеристику и проверять сочинения.
16.20
Еще раз перечитав написанную характеристику, она отложила ее в сторону и придвинула к себе непроверенные тетради с сочинениями.
17.25
Буквы в тетрадях начали свой, только им понятный, танец. В глазах появилась резь.
«Пора передохнуть!» - Марина взглянула на часы. Затем достала ежедневник.
«Так, характеристику написала, отчет сдала, прорепетировала, поговорила… А заявку не сдала!» Взгляд наткнулся на дописанный ночью пункт: «Не забыть пообедать!» Горько улыбнувшись, она достала из шкафа чайник, чай, сахар и любимую кружку с маками. «Вот и обед! Или ужин? Видимо, как всегда: и то, и другое!» Горячий чай обжигал небо, но Марина Владимировна не обращала на это внимание. Она опять вспоминала Вову Новикова, который хорошо знал чужие обязанности, и мужа, который уговаривал ее оставить работу.
«Видимо, и правда пора на пенсию!» - подумала она.
Грустные мысли прервал телефонный звонок:
- Марина Владимировна! – голос Наташи звучал виновато. – Извините, я вам не отдала список на конкурс! Но стихи так все хорошие, мы с девчонками посмотрели!
- Ничего, завтра отдашь, не волнуйся! – успокоила учительница.
Посидев несколько минут в тишине, она подумала: «Ну, какая пенсия! Еще стихи послушать нужно, в театральном фестивале занять первое место, - здесь она улыбнулась. – Да и с Новиковым нужно что-то делать!»
18.00
Засунув непроверенные тетради с сочинениями в пакет, она выключила в кабинете свет и закрыла дверь.
«Придумала тоже – на пенсию! Да я дома с ума сойду от скуки!»
И весело мурлыча что-то себе под нос, учительница русского языка и литературы Марина Владимировна отправилась пешком домой, чтобы завтра с новыми силами продолжить выполнять свою любимую работу, без которой она не представляла своей жизни.
Свидетельство о публикации №215032602130