Один день из жизни учителя. 02

   09.55
   Второй урок подходил к концу, когда в дверь заглянула инспектор по делам несовершеннолетних.
   - Марина Владимировна! Я только что разговаривала с вашим Новиковым – пистолет-то настоящий. Пневматика.


   Видимо, в глазах классного руководителя застыли одновременно испуг и удивление, потому что инспектор продолжила:
   - Вот-вот, и я так же была удивлена! А как он вчера уверенно рассказывал про покупку игрушечного… Вы написали характеристику?
   - Ой, я не ожидала, что вы придете так рано!
   - Не волнуйтесь. Я сейчас буду снимать показания с него еще раз, завуч обещала поприсутствовать. А вы мне отправьте характеристику до завтра по факсу. Хорошо?
   - Да, конечно.
   «Вот это да!» - только и пришло на ум Марине.



   10.00
   По звонку классный руководитель отправилась в столовую, где ее класс, как и несколько других, получал на второй перемене бесплатный завтрак.                Обязательное присутствие учителей подразумевало, что будет главенствовать дисциплина, но, как это происходило почти каждый день, пока учитель доходил до столовой, кто-нибудь умудрялся съесть порцию одноклассника. И начинались постоянные разборки.


   Вот и на этот раз без этого не обошлось: после физкультуры освобожденные от урока первыми добрались до столовой и умудрились съесть не только свои, но и чужие завтраки.
   Бороться с этим практически невозможно: все это было бездоказательно.


   11.05
   После третьего урока все учителя, как муравьи, потянулись в учительскую на совещание.
   Директор, мужчина лет шестидесяти, всегда уравновешенный, спокойный, выглядел несколько возбужденным.
   - Коллеги! Вопрос, по которому мы сегодня с вами собрались, не очень приятный.


   По учительской прошуршал шепоток. Учителя посматривали друг на друга, пытаясь понять, что случилось и кто виноват.
   - Вы знаете, что школа не имеет права собирать с родителей деньги ни на какие нужды. Об этом я уже неоднократно говорил на совещаниях разного уровня: и с классными учителями, и с председателями методических объединений.


    Учителя опять переглянулись: кто умудрился связаться с деньгами?
    - Вчера всех директоров города собрали в Управлении образования, чтобы еще раз напомнить об этом. На днях в одной из школ произошел инцидент, из-за которого была уволена учительница.
   Опять послышался шепоток: видимо, кто-то уже знал об этом случае и поспешил опередить директора, сообщив известное коллеге.


   - В классе собирали деньги на охрану. Один ребенок, чтобы не забыть, попросил учителя написать сумму на руке, потому что в дневниках сообщать об этом нельзя. Родители обратились в прокуратуру – учителя уволили.
   - Виктор Михайлович! – подала голос председатель профкома. – Но у нас-то все деньги собирают родительские комитеты.
   - Елена Валерьевна! Все верно! Но вот что принес мне один из родителей, - директор достал из внутреннего кармана пиджака сложенный вчетверо листок. Развернув его, он прочитал:
   - Уважаемые родители! Комплект учебников на следующий год будет стоить столько-то. Необходимо доплатить столько-ко…


   Директор замолчал и обвел всех присутствующих внимательным взглядом, как будто старался найти автора данного послания.
   - Подписи нет. Но этот листок принес домой один из учеников. Хорошо, что отец позвонил мне, а не сразу в прокуратуру.
   - А может, это писал родительский комитет? – раздался тихий голос учительницы начальных классов.
   - Может, - подтвердил директор, - но я еще разберусь с этим.


   Он помолчал и добавил:
   - Я в последний раз напоминаю: все сборы денег осуществляет родительский комитет. И еще: никаких подарков ни на первое сентября, ни на День учителя.
   - Даже цветы нельзя? – раздалось сразу несколько голосов.
   - Нельзя!


   Прозвенел звонок на урок, но учителя не спешили покидать учительскую, возбужденно обсуждая услышанное:
   - Скоро о нас ноги вытирать будут!
   - Мы вообще бесправны…
   - Чуть что – в прокуратуру!..
   - И замечания делать нельзя – нарушение прав ребенка.
   Обсуждение прервал строгий голос завуча:
   - Коллеги! Был звонок, идите на уроки!



12.05
   Когда прозвенел звонок, возвестивший, что четвертый урок литературы в ее родном восьмом классе подошел к концу, Марина Владимировна, отпуская учеников, сказала:
   - Не забудьте, после уроков репетируем спектакль в актовом зале. Жду всех участников. А сейчас, пожалуйста, останьтесь те, кто участвует в конкурсе чтецов. Наташа, – обратилась классный руководитель к старосте, - запиши, название стихотворений, кто автор. Список потом принеси мне. А вы, ребята, после следующего урока подойдите в класс. Я послушаю, что вы выбрали.


   Отдав распоряжение старосте, Марина Владимировна обратилась к Вове Новикову:
   - Владимир! А ты подойди ко мне.
   Когда за последним учеником закрылась дверь, учительница с укором взглянула на Новикова:
   - Вова! Инспектор сказала, что ты нас обманул.


  Она помолчала, внимательно посмотрев в глаза восьмиклассника. Не заметив в них никаких намеков на раскаяние, она продолжила:
   - Ты же понимаешь, что мог нанести травму детям?
   - Да никакой травмы не могло быть: там скорость маленькая, пульки пока летят, сила уменьшается.


  Марина Владимировна удивленно смотрела на Новикова.
  - А если бы попало в глаз? Или в висок?
  - Так ничего же не случилось, да и не могло случиться. Это физика…
  - При чем здесь физика? – оборвала поток нелепых доводов учительница. – Ты знаешь, что даже незаряженное оружие однажды стреляет?
   - Марина Владимировна! Да что из-за какой-то ерунды меня таскают…
   - Из-за ерунды? – её возмущению не было предела. – А если родители ребят пришли к тебе разобраться?


   - Они не имеют права! – очень быстро среагировал Новиков.
   -Всё, Вова! Поговорим в следующий раз. Я очень надеюсь, что ты подумаешь о том, что ты сделал.
   - Да ничего я не сделал…
   - Слушай, а кто тебе продал пистолет? Ведь тебе только четырнадцать!
   - В магазине всем продают, это же не травматический.
   - И сколько он стоит?
   - Четыре тысячи.
   - Тебе родители дали?
   - Нет, я накопил с карманных.
   - А мама знает?
   - Уже – да!


   Отпустив Новикова, Марина Владимировна попросила учеников не заходить в класс до урока: ей необходимо было успокоиться. «Куда мир катится? Оружие можно купить свободно. Скоро они и настоящие принесут! Вон в интернете сколько разных роликов выложено! Похоже, и правда пора на пенсию!»



   14.15
    После шестого урока классный руководитель отправилась в актовый зал, где заблаговременно записалась на это время. Провести репетицию перед театральным фестивалем – проблема: каждый класс хочет несколько раз попробовать свои силы на сцене. В последние две недели перед конкурсом актовый зал расписан по минутам. Не успел – значит опоздал.


   Ее восьмой класс, благодаря расторопности Марины Владимировны, уже провел три репетиции на сцене. Сегодня им предстояло соединить текст с музыкой и танцами.


   Ребята великолепно отыграли спектакль, как будто перед строгим жюри.
   - Молодцы! Здорово! – похвалила ребят учительница. – Теперь не подведите на фестивале.
   Радость-радостью, а из головы не выходил Новиков, которого «затаскали из-за ерунды». Марина опять вспомнила свои утренние мысли: «Если бы он на моих детей направил этот пистолет! Так ведь тогда речь шла об игрушечном…»



   15.45
   Завуч уже собиралась домой, когда Марина Владимировна вошла в ее кабинет.
   - Наталья Дмитриевна! Извините, я только с репетиции. Вот протокол проведения контрольной работы в восьмом классе.
   - И как? - завуч взяла протокол и начала внимательно изучать.
   - Как всегда: Новиков, Шульга «двойки». Да, вы же в курсе, что сегодня инспектор приходила?
   - Да уж, я была при их беседе. А ведь вчера нам на совете что говорил!..


   Было похоже, что и Наталья Дмитриевна находилась в состоянии шока.
   - А знаете, я ему сказала, что родители детей могли бы с ним очень резко поговорить…
   - И как он среагировал?
   - Сказал, что они не имеют права!


   Они еще несколько минут обсуждали поступок Новикова, затем завуч пошла домой, а Марина Владимировна – в свой кабинет писать характеристику и проверять сочинения.



   16.20
   Еще раз перечитав написанную характеристику, она отложила ее в сторону и придвинула к себе непроверенные тетради с сочинениями.



   17.25
   Буквы в тетрадях начали свой, только им понятный, танец. В глазах появилась резь.
   «Пора передохнуть!» - Марина взглянула на часы. Затем достала ежедневник.


   «Так, характеристику написала, отчет сдала, прорепетировала, поговорила… А заявку не сдала!» Взгляд наткнулся на дописанный ночью пункт: «Не забыть пообедать!» Горько улыбнувшись, она достала из шкафа чайник, чай, сахар и любимую кружку с маками. «Вот и обед! Или ужин? Видимо, как всегда: и то, и другое!» Горячий чай обжигал небо, но Марина Владимировна не обращала на это внимание. Она опять вспоминала Вову Новикова, который хорошо знал чужие обязанности, и мужа, который уговаривал ее оставить работу.


   «Видимо, и правда пора на пенсию!» - подумала она.
   Грустные мысли прервал телефонный звонок:
   - Марина Владимировна! – голос Наташи звучал виновато. – Извините, я вам не отдала список на конкурс! Но стихи так все хорошие, мы с девчонками посмотрели!
   - Ничего, завтра отдашь, не волнуйся! – успокоила учительница.
   Посидев несколько минут в тишине, она подумала: «Ну, какая пенсия! Еще стихи послушать нужно, в театральном фестивале занять первое место, - здесь она улыбнулась. – Да и с Новиковым нужно что-то делать!»



   18.00
   Засунув непроверенные тетради с сочинениями в пакет, она выключила в кабинете свет и закрыла дверь.


   «Придумала тоже – на пенсию! Да я дома с ума сойду от скуки!»
    И весело мурлыча что-то себе под нос, учительница русского языка и литературы Марина Владимировна отправилась пешком домой, чтобы завтра с новыми силами продолжить выполнять свою любимую работу, без которой она не представляла своей жизни.
   
   


Рецензии