Шесть дней 15-20 день. Великое и простое рядом

        Шесть дней я провела в Катманду, гуляя по улицам и площадям, посещая разные места паломничества - всевозможные храмы, дворцы,  ступы, монастыри.  В день приезда я сознательно не покидала Тамель, оставив напоследок всё интересное, что можно увидеть в этой удивительной, сумасшедшей и царственной столице Непала и её пригородах Патане и Бакхтапуре.  Говорят, здесь собрано всё самое лучшее, что есть в Индии и Тибете, а сами непальцы дружелюбнее тибетцев и индусов вместе взятых.

        Поначалу, попадая в эту древность и средневековье, ты просто испытываешь культурный шок. Но постепенно,  осваиваясь и погружаясь в жизнь непальцев (конечно, я перегибаю насчёт сильного погружения), начинаешь   привыкать и проникаться симпатией ко всему увиденному и происходящему. Да и не может не цеплять или оставить равнодушным эта потрясающая атмосфера.  Древние пагоды, большие и маленькие; скульптуры  всевозможных идолов и божеств; невероятные  яркие персонажи (фрики, тибетцы с молитвенными барабанами,  монахи, целые семьи индусов), сувенирные лавки, уличные торговцы, рикши, бродячие собаки,  кучи мусора,  машины и байки… - всё здесь перемешалось в одну большую кипящую жизнь.  И, кажется, нет разницы между мирским и божественным.  Здесь всё обыденное – священно, а всё священное – обыденно.  Религия (в основном, индуизм, буддизм), олицетворённая статуями демонов и богов, священными изваяниями, крутящимися барабанами,  пагодами и ступами,    присутствует на каждом шагу, как на королевской площади, так и в каждой подворотне. Ею пропитана каждая секунда существования.

  Я побывала на  самой большой ступе Тибета Боднатх, построенной ещё в шестом  веке.  Посетила ступу Сваямбунатх  или «Моnkey Теmple», где, люди лишь гости, а  хозяевами являются многочисленные священные обезьяны; гуляла по площадям с дворцами и храмами в  Патане и Бакхтапуре; часами сидела на древних пагодах, украшенных искусной причудливой резьбой; болтала  подолгу  с местными, покупая у них сувениры.  Ела, как в ресторанах, так и в простых забегайловках. 
Мне довелось увидеть Кумари – живое божество Непала. Она живёт на площади Дурбар высоко во дворце, так как  её ножки не должны касаться земли. Словно царевна Несмеяна, она изредка выглядывает в резное окошко, принося счастье туристам.   Совсем юная девочка, в которую по древним поверьям вселяется дух сердитой богини Таледжу. Считается, что увидеть Кумари – это редкий случай и  большое везение. Хотя, мне кажется, что многие туристы её видят. Однако, когда я сказала хозяину нашей гостиницы, что имела счастье лицезреть Кумари, он смотрел на меня так восхищённо, как будто это я сама - Кумари, и признался, что сам никогда её не видел.

        А вот я сижу на самой высокой пагоде Ньятапола. Сегодня мой день рождения. Тёмное небо усыпано яркими звёздами. Внизу около соседней пагоды горит множество свечей. Здесь же сидят мужчины-непальцы, играют на барабанах и распевают мантры.
        «Боже! И куда тебя опять занесло?- думаю я, - Как ты здесь оказалась,  и что делаешь совершенно одна  в этой предалёкой,  чужой стране?»  На мгновение все показалось нереальным: и я, будто совсем  не я,  и происходит это   не со мной.  А  потом вдруг снизошло чувство защищённости и понимание, что именно здесь я  абсолютно в безопасности! Этот древний мир изливает своё благословение и поздравляет с Днём рождения, дурында!   И, переполненная всё тем же нежным счастьем и безграничной благодарностью, я с высоты  смотрю на всю эту экзотику и удивляюсь тому, какой классный у меня подарок!
 
Лишь в одно место я не пошла сознательно. Это индуистский храм Пашупатинахт,  расположенный на берегу реки. Здесь предают огню тела умерших, и желающие могут увидеть этот ритуал. В числе таких желающих я не оказалась, пусть обойдутся  без меня…

В последний день я посетила «Garden Dream». Есть такой цивильный европейский уголок недалеко от Тамеля. Здесь красивые газончики, цветы, фонтаны, цветущие кустарники. Можно на коврике полежать на траве, можно посидеть на мягком диванчике.  Я отдыхаю от шумного, пыльного  Катманду; от продавцов, на каждом шагу предлагающих всякую всячину; от гудящих машин и байков, которыми запружены все улицы, но отсутствуют тротуары,  а люди снуют между  сигналящими машинами и мотоциклами, и каким-то волшебным образом всем удаётся существовать в этом хаосе.  Наблюдаю за шустрыми бурундуками.  Вечером я улетаю в Москву. Конечно, я уже соскучилась, и очень хочется домой. Особенно, если учитывать, что всё это время я была без связи: мой мобильник почему-то не ловил ни в Катманду, ни тем более в горах. Вспоминаю приятные моменты, немножко записываю. Ближе к вечеру прогуливаюсь по Тамелю, докупаю подарки, ужинаю. Потом,  как всегда, заблудившись, плутаю по улицам в поисках своего отеля…  Сегодня день тихой грусти, нежного прощания, добрых воспоминаний. Вот, наконец,  нашелся мой отель. Переодеваюсь. Тепло благодарю хозяина.  Ловлю такси. Едем в аэропорт.


Рецензии