Чи бачили ви киценьку? Вернойхен. Шиллерштрассе. 3

http://www.proza.ru/2015/03/27/1185

Холодные вечера.

Швейная машинка была одной из первых маминых покупок. Уходя в Дом Офицеров на курсы «Кройки  и шитья», она запирала меня в комнате. А я любила оставаться одна - играла, листала книжки, или глубокомысленно размышляла. Например, очень меня занимал  вопрос:
«Вот я помню, что было в Станиславе, и  всё, что было вчера. И что, я так всю  свою жизнь помнить буду? Как же это всё  во мне поместиться? …Может быть, для этого  дети  и  должны расти?...» Видимо, выросла я недостаточно, потому что, оказалось, помню  сегодня далеко не всё.
Наступали холода,  темнело всё раньше. По вечерам, после ужина, когда что-то  уютно потрескивало в печке и тускло светила электрическая лампочка, мамочка что-то смётывала, порола и строчила, папочка что-то паял и закручивал отвёрткой, а я на полу возилась с игрушками. Во всём копируя маму,  воспитывала Серёжу, каждый вечер кормила, умывала и укладывала его в постель.  Перед  сном понарошку читала ему книжку. Родители не придавали значения моей болтовне. Никто  так и не понял, когда я научилась читать.
Однажды я, наконец, решила выяснить давно мучившие меня вопросы, на которые никак  не находила ответа: «А почему пишут Аспушкин? А кто такой Детгиз? » Родители молча подняли на меня глаза. Отец спросил, «Где пишут?» Я  показала книжечку сказок, на обложке напечатано: «А.С. Пушкин», а чуть ниже: «ДЕТГИЗ». Выяснилось, что, я свободно читаю. Родители очень гордились мною!
Но тут надобно отметить, что  мне приходилось потом встречать немало детей, самостоятельно научившихся читать и задававшихся точно такими же вопросами. Напрашивается какое-то обобщение, никак не соображу, какое. Но хочется поблагодарить родителей, таинственный  ДЕТГИЗ и  лично товарища Аспушкина за то, что  любознательные маленькие человечки имели возможность начинать своё самообразование с очень хорошей литературы
Когда меня укладывали спать, лампу с моей стороны завешивали газетой. Я засыпала, рассматривая нарисованного в уголке потолка коричневого оленёнка в окружении зелёных ёлочек –здорово придумали хозяева дома !!! Жизнь была бы очень прекрасна, если бы не противный папиросный дым… Я возненавидела его навсегда.

http://www.proza.ru/2015/03/27/1251


Рецензии
Очень свежо, оригинально, ни на кого не похоже, почти поток сознания, он и должен быть таким и детей, только, что осознавшим себя... И как это сохранилось...Если у человека осталось с собой детство уже во взрослом состоянии, он способен на многое, эти детские впечатления закладывают моральные основы, которые почти ничем нельзя поколебать со временем...Молодец, Валя.

Федоров Александр Георгиевич   27.03.2015 14:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша! Спасибо,за добрые слова, за то, что подтолкнул меня начать эту работу. Спасибо тебе и всем вернойхенцам за то, что бережно хранят воспоминания о нашем счастливом детстве!

Валентина Унковская   27.03.2015 15:33   Заявить о нарушении