Стань для них Богом, Феликс

Шестая часть сборника «Антилопа»
из записок: «Курсантские байки».


     - РТ-229 сегодня в 14-00 идет на размагничивание, - среди прочего завершая «утренний доклад» командиров кораблей, объявил строгий, не терпящий никаких возражений, комдив рейдовых тральщиков капитан третьего ранга Мещряков Александр Иванович. – Какие будут вопросы?
     - Разрешите, товарищ командир, - подал удивленный и даже слегка растерянный голос командир рейдового тральщика с 229-ым бортовым номером лейтенант Стариков Олег Феликсович (или просто Феликс, как звали его все с курсантских лет).
     - Ста-ри-ков, - выдохнул от негодования комдив. – Ну, какой ты к лешему Стариков? Старики вопросов не задают, а действуют, они выполняют приказ, а не рассуждают. «Путь постигает, идущий», товарищ лейтенант. Слышал такую концепцию? Ну, что тут может быть не ясным, иди и готовь свою Антилопу к выходу, а про отсутствие допуска к управлению корабля скажи спасибо механику, это он без спроса подал твой тральщик на стенд. Снять с выхода корабль уже не возможно, пробовал, он в плане флота. Ясно?
     -Что делать? – С новой силой и беспощадностью, в который уж раз за последний месяц, как Феликса назначили командиром корабля, вновь повис над ним всё тот же замечательный вопрос.
     - И кто виноват? – По классике жанра, услышав причитания друга, весело блеснул своими знаниями философии Пашка Кононенко.
     Неугомонный весельчак Пашка, ловивший в прошлом году вместе с Феликсом на Юрковском во время курсантской практики африканскую крысу Ларуню, тоже был назначен новым командиром соседнего тральщика. Он сразу понял всю серьезность возникшей ситуации предстоящего выхода. Прошло чуть больше месяца с момента, как их с Феликсом назначили командирами, только-только сданы последние теоретические зачеты на право самостоятельного управления кораблем, но у них не было ещё ни одного практического занятия по непосредственному управлению кораблём.
     А тут, на тебе…
     И совершенно не важно, что до полигона размагничивания, куда Феликсу предстояло отвести корабль всего полмили от гавани, но сниматься с якоря, швартоваться на бочку, кормой к стенке, к тому же в непростых погодных условиях и вечерней видимости - это весьма сложные и очень опасные элементы кораблевождения.
     - Виновного, Пашка, комдив обозначил, это дивизионный механик старший лейтенант Марзан Александр Викторович. А вот что делать, он совсем не сказал, - уныло пожаловался другу Феликс.
     - Брось унывать и слушай сюда. Беги к начальнику штаба, «мировой мужик», он подскажет, что, а главное как делать, - хлопнув по плечу друга, сказал Пашка и помчался по своим неотложным делам, коих у любого командира в утренние часы просто невпроворот.
     - Ты прав, Пашка, если уж и спрашивать кого-то, так это именно его, - обрадовавшись вдруг найденному решению, подумал Феликс и, круто развернувшись в противоположную сторону, рванул в казарму, где и размещался тогда штаб дивизиона.
     И действительно, как это он сам не догадался обратиться к начальнику штаба дивизиона, который никогда и никому не отказывал в помощи. Капитан третьего ранга Данилкин Николай Григорьевич был не просто опытным и знающим офицером, прошедшим длинный и тяжелый командирский путь. Одних только дальних полугодовых походов в Атлантику у него было более пяти. Но главное он был отзывчивым, деликатным и до щепетильности принципиальным человеком. Николай Григорьевич никогда не позволял себе ни повышать голос на человека, какую бы антипатию тот не вызывал у него, ни промолчать при виде несправедливости неважно от кого б та не исходила. Увы, это огромная редкость, если не сказать больше, что сочетание этих качеств одновременно в одном человеке в жизни почти не встречается. Вот поэтому начштаба все, как подчиненные, так и начальство и уважали, и любили, и даже боялись. Ну и как же тут не боятся, ведь соответствовать его нравственному уровню ой как не просто, а другого в общении с ним он и не допустит. Но говорить, слушать, или просто находиться рядом с ним, всегда было тепло и уютно, ну потому, что правду, как говорить, так слушать всегда легко и приятно…
     - Знаю, Стариков, знаю, - с ходу, как только молодой командир появился на пороге кабинета, заявил начштаба, - с вами на выход пойдет Марзан, раз уж он заварил эту кашу, ему и помогать её расхлёбывать. Задача по подготовке «матчасти» корабля ему уже поставлена, да и на рейде он бывал чаще чем дома, так что если даже стемнеет, то по огням и РЛС не заблудитесь. Но это лишь часть дела, для выполнения поставленной боевой задачи нам потребуется все ваши знания, командир, полученные до сих пор, ваша смекалка и немного банального везения. Садитесь и записывайте.
     Начштаба, отложив все свои неотложные дела и выгнав из кабинета всех, в том числе и офицеров собственного штаба, в течение целого часа подробнейшим образом под запись втолковывал Феликсу каждый, даже самый незначительный эпизод предстоящего, в общем-то, не особо сложного, но первого его выхода в море в качестве командира корабля.
     - В море нет мелочей, командир, - не переставая, повторял он, - нет простых или сложных задач, на флоте каждая поставленная кораблю задача является боевой.
     Феликс записывал, спрашивал и снова записывал. Сколько всего оказывается надо сделать для всего-то двухчасового выхода на несколько кабельтовых за молы гавани. Это и заполнение многочисленных журналов, предварительная прокладка курса на выход, подготовка множества рапортов на получение специальной документации связи, локации, техпаспортов аппаратуры, другой спецлитературы, получение согласований и утверждений на них, совместная работа с оперативным дежурным гавани, со специалистами по размагничиванию, подготовка экипажа, прогрев и поверка всех систем корабля. Но самое сложное это, конечно, после всей этой «кутерьмы» правильно выполнить все приемы маневрирования на небольшом, но очень даже строптивом корабле.
     Смешно, чему только не учат курсантов в училище, вплоть до психологии и философии великих мечтателей о светлом будущем, но совершенно не учат практическому управлению кораблем, а главное нигде, никогда, и никто, даже непосредственно на флоте, не обучает практическому выполнению швартовки корабля в гавани. Считается, что всё это офицер освоит в своей повседневной деятельности в первичной лейтенантской должности в ходе частых оперативных дежурств по кораблю, глядя за действиями командира и старпома. Но как быть, когда ты единственный офицер на корабле и выступаешь одновременно в роли и дежурного офицера, и старпома, и командира корабля?
     А?
     Как в одночасье стать всеми ими одновременно?
     - Ну, как, всё пока понятно? – Ободряюще улыбнувшись лейтенанту после своего затянувшегося инструктажа, спросил начштаба.
     - Думаю, всё! - Уверено сказал заметно повеселевший Феликс, - спасибо Вам, товарищ командир.
     - Вот и хорошо, я уверен, что у вас, Олег Феликсович, всё получится, - выходя вместе с Феликсом из кабинета, на ходу продолжил затянувшийся урок начштаба, не решаясь отпустить лейтенанта на корабль, словно боясь недосказать ему, не договорить, не дообъяснить что ли что-то очень важное и нужное. – Ну, а теперь, командир, о самом главном, отбрось на время всё, что только что услышал. Ведь настоящий командир не тот, кто беспрекословно выполняет всё, что ему говорят, а тот, кто из нескончаемого потока дел, событий и задач, так называемой текучки, безошибочно выбирает главные, которые необходимо выполнить немедленно, не дожидаясь подсказок. Иначе не быть такому офицеру командиром – так себе, амеба бесформенная, и только.
     - Понял, товарищ командир, - настороженно было начал заинтригованный Феликс…
     - Многие опытнейшие офицеры будут наставлять тебя, что инициатива, на флоте наказуема, - горячо, словно ведя какую-то свою многолетнюю дискуссию с кем-то и, не дав договорить лейтенанту, продолжил начштаба. - Так вот на это я скажу, что это только часть правды, инициатива действительно не поощряема, но равнодушное, бездумное, формальное отношение к кораблю и в особенности к экипажу не просто недостойно звания командира корабля, но не подобает ему. Все приказы и наставления никогда не выполнишь, а утерять в этой текучке основную задачу командира можно очень даже легко. А основное для командира корабля – это обеспечить боевую готовность, понимаешь, не красоту на палубе и в бумагах, а реальную способность экипажа выполнить любую задачу и остаться живым. И главным критерием, судьей, что ли этой готовности во все времена являлся личный состав, его способность к максимальному напряжению своих сил и навыков в экстремальных ситуациях, его отношение его к командиру и вера ему.
     - Угу, - рассеянно кивнул головой перегруженный информацией Феликс, озабочено глядя на полностью исписанный лист своих записей.
     - Олег Феликсович, закройте свой стратегический план, на его исполнение у вас предостаточно времени, тем более механик уже на корабле готовит документацию и «матчасть», а нам с вами осталось разобрать лишь ещё одну маленькую историю-сказку, - вернул Феликса на землю Николай Григорьевич.
     «Так вот, в некотором царстве в некотором государстве, возможно даже, что и у нас в дивизионе.
     Некогда, ну или, если быть чуть точнее, лет так восемь-десять назад, когда кое-кто из сегодняшних командиров ещё в пионерском галстуке в школу бегал.
     Вдруг, откуда ни возьмись, вполне даже возможно, что и из вашего училища, появился добрый молодец, некий лейтенант, назовем его Александром Сметаниным. Великолепно, надо сказать прямо, подготовленный по своему профилю офицер, золотой медалист, «умница», весёлый, добрый, неравнодушный, к тому же очень хороший товарищ.
     Выдали, значит, этому русскому витязю настоящего боевого богатырского коня,  рейдовый тральщик, кто знает какой, может даже и ваш.
     И взялся богатырь за дело, да так ретиво и успешно, что объездил коня своего в два раза быстрее отведенного ему времени, успешно освоив все элементы кораблевождения и маневрирования. А как только в гавани растаял лед, вместе со своим экипажем уже в конце февраля он умудрился первым в базе сдать все три курсовые задачи на готовность корабля к новой навигации. Вот и послали Сашку-отличника, как первого богатыря во всей дружине  в самый сложный, но почетный дальний дозор, на первую в новом году брандвахту.
     Без шуток, это действительно очень почетно, и не только для корабля, но и для всего дивизиона, за это право командиры кораблей в базе традиционно соревнуются каждый новый год. Курсовые задачи принимают флагманские специалисты не только базы, но даже и флота, так что не подмухлюешь.
     Все командиры гордились и даже немного завидовали Сашке Сметанину, особенно опытные, которые много лет командовали своими «боевыми лошадками».
     Ну, сам понимаешь, вдруг впервые за всю историю бригады конкурс выиграл молодой никому неизвестный командир, полгода, как назначенный на корабль.
     Но брандвахта выпала на редкость сложной и выматывающей. Погода в конце зимы не сахар, да и лед огромными полями ещё мигрирует по Балтике, вот и пришлось экипажу вместо недели задержаться на дальней банке у приемного рейдового буя в трудных условиях, аж на двадцать дней. Но что поделаешь, лёд неожиданно вернулся, плотно закрыв вход в гавань.
     Может из-за этого (все-таки рейдовые тральщики не предназначены, долго находиться в море), может по другой причине, но уже при возвращении в базу Сашка, как, положено сделав перекличку по боевым постам, обнаружил отсутствие матроса на третьем посту. Говорят, он плохо переносил качку, вот и не удержался на леерах на ходу корабля, когда отдавал очередную порцию внутренностей «Нептуну». А может просто, не смог больше терпеть невыносимое выворачивание организма и сиганул на встречу стихии, так бывает, учти это, особенно на ходу корабля.
     Как бы там не было, но полный осмотр корабля положительного результата не дал…
     По тревоге была поднята вся база и даже несколько вертолётов. Но поиск ничего не дал, матрос словно бы исчез с лица земли. А нашего богатыря, обвив во всех «тяжких», отстранили от должности, отобрав боевого коня.
     Почти год шло следствие…
     Но корабль Сметанина был действительно лучший. Вины ни за командиром, ни за экипажем, как не искали, не нашли. Его полностью реабилитировали, но коня не отдали, назначив командиром боевой части на морской тральщик в другое тридевятое царство, где он, кстати, служит до сих пор в звании старшего лейтенанта и, к всеобщему сожалению, без малейшей перспективы дальнейшего карьерного роста.
     Впрочем, не в карьере счастье, да и не о ней мой рассказ…
     Настоящий русский богатырь Сашка после этого случая очень изменился, сник, погас что ли, практически перестал общаться с окружающими, словно вычеркнул себя из жизни на этом свете. Он, похоже, до сих пор не может простить себе того, что не предугадал, не почувствовал эту беду, будто бы он мог это сделать. Увы, Олег, не всё на свете мы можем изменить, ведь человек не Бог».
     - Стань душой корабля, командир, не отдались от экипажа, ешь, пей и спи вместе с ним, никогда не закрывай дверь в свою каюту и душу, - закончил свой рассказ начштаба и, помолчав немного, добавил, - стань для них Богом, Феликс!

     PS Дверь в каюте у Феликса, как и у начштаба до сих пор открыта всегда, где бы она (имеется в виду каюта) не находилась.

     Автор заранее приносит извинения за возможные совпадения имен и описанных ситуаций, дабы не желает обидеть кого-нибудь своим невинным желанием слегка приукрасить некогда подмеченные им события.
     Взято из дневников периода 1982-1987гг., сокращено, откорректировано и получено глубокое удовлетворение встречей с героями рассказа, до сих пор живущими в авторских, а теперь и ваших мыслях - 20.03.2015г.
     Автор благодарит критика и корректора (ЕМЮ) за оказанную помощь и терпение.


Рецензии