Чи бачили ви киценьку? Вернойхен. Шиллерштрассе. 8

http://www.proza.ru/2015/03/27/1300

Долговая яма

Долгое время мы не были знакомы  с хозяином дома. Из шёпота родителей я уловила, что он в тюрьме. Уточнять у мамы подробности информации, полученной таким способом, было немыслимо,  так я всё выяснила у  Сабины…  Подробности были ужасны!!!  Сабина поведала, что её папа  сидит  В ДОЛГОВОЙ ЯМЕ!!!  Яма очень глубокая. Как ему туда передают еду и воду, Сабина не знала, мы предположили, что на верёвках. Куда он прячется от дождя и снега, мы придумать не смогли. Возможно, вырыл пещеру, если цепи позволяют. Предположение, что он там  закован в цепи, высказала  я.  Похоже, сон во время сеансов  был не слишком крепок  и посещения кинозала всё-таки отражались на моём  кругозоре.  Бессильные помочь папе  Сабины,  мы вместе плакали от ужаса  и  сострадания.

Однажды мама  сказала: «Завтра едем проведать дядю Урбана».  Я испугалась. Проведать?!!!  Мы будем стоять на краю этой ужасной ямы?!!!  Увидим несчастного  папу Сабины и ничем не сможем ему помочь?!!!   Только бы не поскользнуться …
Спокойствие и деловитость мамы и Герты  были удивительны, но успокаивающе подействовали и  на меня.
Оказались мы в здании казарменного вида. Миновав какие-то лифты, коридоры и лестницы с  крашенными тёмно-зелёными панелями, наконец  увидели скромного, худого  человек.

- Валюшка, познакомься с дядей Урбаном!- сказала мама.
Обрадованная, что нет ни страшной  ямы, ни цепей, я бросилась было к нему  и…     И  неожиданно напоролась на  хмурый, неприязненный взгляд… Этот взгляд я  долго не могла забыть, и когда Урбан, наконец –то,  возвратился домой, первое  время старательно  избегала встреч. Но постепенно утратила бдительность, а  ничем не подкреплённое  неприятное воспоминание бесследно выветрилось.

Вспомнила я  этот взгляд, когда, много лет спустя, узнала  кое-что о судьбах Герты и Урбана. Правда о войне нестерпима.  Я не вправе обнародовать то, что Герта доверяла маме в личных беседах, но реальность такова, что  только острая нужда вынудила её пустить в дом  русскую семью.

Многое забылось  из рассказов мамы… Однако, считаю возможным и правильным упомянуть некоторые подробности, из которых можно получить представление о хозяевах дома.
Кто понимал, отмечал очень красивую, грамотную речь Герты. Мама говорила, что это всё, что осталось от довоенного прошлого, когда  Герта принадлежала  к аристократическим кругам и жила в замке где-то в Восточной Пруссии. Я бы сказала сегодня, что  она сохранила нечто большее – воспитание, проявляющееся  в отношении к людям, к превратностям жизни.
Герта и Урбан, перед тем пережившие утрату близких, познакомились в лагере.  Это  был не советский лагерь.  То ли немецкий, для перемещённых лиц, то ли союзнический. Их готовили к переброске в Африку - кормили селёдкой и не давали пить.  Герта спасла Урбана от расстрела.
После войны  они приехали в  Вернойхен, где жил отец Герты. Тот сам бедствовал и смог помочь только тем,  что предложил поселиться в загородном садовом домике. Вот почему домик был таким маленьким 

Герта познакомила моих  родителей со своим отцом и его женой. Припоминаю даже, что родители  ходили к нему  на день рождения, но меня с собой не брали.

http://www.proza.ru/2015/03/27/1402


Рецензии