Первое слово съела корова!

Грамота «За художественное мастерство» Международного литературного конкурса имени Александра Куприна 2015 г.
Первые три главы вошли в сборник издательства "Детгиз" - "Как хорошо-7".
В связи с подписанием договора оставлен ознакомительный фрагмент. Купить книгу: https://www.labirint.ru/books/670237/

Иллюстрации Татьяны Сафоновой.

Первое слово съела корова!

— Первое слово дороже второго!
— Первое слово съела корова.
— Коровы слова не едят!
— А она волшебная.

Глава первая. Бедный Пушкин!

За окном ярко светило солнце — и не скажешь, что середина осени. В такую погоду хочется гулять с утра до вечера, а не мучиться с домашними заданиями. Но Никите не повезло: весь воскресный день он делал уроки с мамой. Рядом вертелся старший брат Сашка и всячески отвлекал: то рожу состроит, то постарается задеть, проходя мимо. Его просто тянуло к Никите.
— Пушкин, — торжественно объявил Никита, — Александр Сергеевич, «Осень».
И начал читать с энтузиазмом в голосе:
 
Дни поздней осени бранят… э-э-э...

— Обыкновенно, — подсказала мама.
Сашка закатил глаза. Мол, даже стихотворение брат выучить не в состоянии, но Никита ничего не заметил.

Но мне она мила, читатель дорогой.
Красою тихою, блестящей…

— Блистающей, — поправила мама.
Никита посмотрел в окно — как же хочется на улицу. Сашка воспользовался моментом и показал язык. Никита в долгу не остался и высунул свой, а мама сразу же засекла.
— Стихотворение рассказывай, — возмутилась она, — а не то к папе пойдёшь.
Идти к папе Никита не хотел, но тот явился сам.
— А почему телевизор работает? — тут же оценил обстановку папа.
— Пап, — заволновался Никита, — кино идет.
— Никаких кино, — отрезал папа, — ступай в нашу комнату, чтобы не отвлекаться. Выучишь — приходи.
Никита отправился в родительскую спальню. Разлёгся на кровати и включил телевизор. Негромко, чтобы папа не услышал. Учить стихотворение совсем не хотелось. Он взял карандаш и что-то нарисовал в учебнике. Вскоре фильм закончился, и Никита вернулся в гостиную. Папа поставил табуретку на середину комнаты.
— Залезай.
Никита взгромоздился на неё и продолжил с умильной интонацией:

В ней много доброго… э-э-э…

— Слезай, — велел папа. — Недостоин ты на табуретке стоять.
Никита слез и ушёл повторять. Через пять минут возвратился, забрался на табуретку и закончил уже без всякого вдохновения:

Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

Папа придираться не стал, что сын рассказал стихотворение с запинками, и Никита начал собирать портфель. Он протянул маме учебник по литературе и попросил:
— Сотри, пожалуйста.
Мама открыла книгу и увидела, что на странице со стихотворением нарисована корова, похожая на большую рогатую собаку. Рядом Никита приписал корова, чтобы никто не перепутал.
— Ник! — рассердилась она. — Надо уроки учить, а не рисовать картинки.
— Но я же выучил, — пожал он плечами.
Мама взяла ластик и попыталась стереть картинку. Ничего не выходило.
— Не получается! Теперь заставят новый учебник покупать, — расстроилась она. Да так сильно, что рассыпалась на тысячу маленьких мам. Никита и Сашка бросились ловить их, пока те не разбежались по квартире. Правда, Сашка ещё успел Никите подзатыльник отвесить, чтобы тот не выводил маму из себя. Но дать сдачу было некогда — одна из мам попыталась спрятаться за шторой.
— Прости, — извинился Никита, когда они с Сашкой собрали маму. — Только скучно просто так зубрить. Вот я и придумал, что это волшебная корова и она ест слова. Вот бы хорошо было, если бы она все стихи слопала!
Он убрал портфель. Затем прищурил глаз, согнул левую руку в локте и прижал кулак к правому плечу. Другую руку приподнял и выдвинул вперёд, обхватив воображаемое ружьё за ствол.
— Бабах! — закричал Никита и откинулся назад словно от отдачи. — Вот так бы я с Пушкиным поступил, — кровожадно заметил он. — Как тот самый… забыл.
— Дантес? — подсказала мама.
— Ага. Только я бы его за то, что он такие сложные стихи сочинял!
Мама заинтересовалась:
— А за что Дантес застрелил Пушкина, знаешь?
— Угу. Дантес в жену Пушкина чмок-чмок-чмок, — выразительно зашевелил губами Никита.
— Влюбился, — уточнила мама.
— Ага, — кивнул Никита. — А Пушкину это не понравилось, и он его на дуэль вызвал. А тот его убил. Хорошо, что убил, а то бы Пушкин ещё целую кучу стихов написал, а нам учить.
Корова из книги укоризненно посмотрела на Никиту, но мальчик не увидел.
Мама изумилась:
— Неужели тебе Пушкин совсем не нравится?
— Почему? — отмахнулся Никита. — Одно стихотворение нравится. «У Лукоморья дуб срубили, кота на мясо порубили». Дальше не знаю.
— Это тебя папа научил? — Мама не сомневалась в ответе.
— Ага, — радостно поддакнул мальчик.
Мама обхватила руками голову и застонала:
— Нет, чтобы нормальное стихотворение запомнить.
— А я помню, — обиделся Никита и продекламировал:

У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том…

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом, —

подхватил Сашка, не забыв добавить: — Я, вообще-то, это стихотворение не учил. Просто так запомнил.
— Ладно, — проворчала мама, — смотри свой телевизор. А не то я тебя, как Дантес Пушкина…
А сама подумала: «Бедный Пушкин!» И корова, нарисованная Никитой, была с ней абсолютно согласна.

Глава вторая. Точка в журнале

Утром по дороге в школу Никита размечтался.
— Знаешь, о чём я каждое утро молюсь? — спросил он.
— О чём? — насторожилась мама.
— Чтобы я пришёл в класс, а там всего шесть человек. Тогда бы уроки отменили!
— Лучше бы ты о хороших оценках думал! — ужаснулась мама.
— А-а, — возмутился мальчик. — Знаешь, какая у нас Ольга Ивановна строгая? Ей не угодишь.
Мама махнула рукой:
— У Саши же получается. А ты вечно ленишься, вчера полдня на домашнее задание потратили.
— Ботаник твой Сашечка, — снисходительно протянул Никита, — только и думает, как бы его учителя похвалили. Наверное, ночью одни учебники снятся.
Мама уронила голову на грудь. Голова сразу же отвалилась и чуть не упала, но Никита успел подхватить. Он быстренько прикрепил её обратно и с укоризной посмотрел на маму: нечего по пустякам переживать!
— И тебе бы не помешало стараться! — заметила мама.
Никита не согласился:
— Ага, как же! Теперь Сашечка и по субботам учится из-за того, что в математическую школу попал. Я так не хочу!
Они подошли к зданию школы. Никита посмотрел по сторонам: нет ли поблизости одноклассников, подставил маме щёку для поцелуя и побежал ко входу.

На уроке литературы Ольга Ивановна спрашивала стихотворение наизусть. Никита надеялся, что пронесёт, но не повезло — учительница вызвала к доске. Никита с запинками домучил стихотворение и ждал честно заработанную тройку, но Ольга Ивановна так не считала.
— Никита! — возмутилась она. — Это же сам Пушкин! Александр Сергеевич. Разве можно так безобразно рассказывать стихи великого поэта?
— Я учил, — привычно ответил мальчик.
— Плохо учил, Соловьёв. Ставлю пока точку в журнал. К следующему уроку, чтобы от зубов отскакивало, а иначе точка превратится в двойку.
Никита уныло поплёлся к своей парте, а учительница продолжила опрос.

— Мама, — позвонил Никита днём, — можно я в компьютер поиграю?
— А пятёрку получил? — уточнила мама. — Сам знаешь: нет пятерки — к компьютеру не подходишь.
— Тут получишь… — пожаловался Никита.
На другом конце провода раздался тяжёлый вздох:
— Что случилось?
— Она мне точку в журнал поставила! — наябедничал Никита.
— Не она, а Ольга Ивановна, — поправила мама.
— Какая разница, — буркнул он. — Я же рассказал!
— Значит, плохо рассказал, — не поверила мама. — Учи по новой.
— Лучше тебя дождусь.
Вздох повторился.
— Саша, между прочим, сам уроки делает!
— Вечно ты его хвалишь! Конечно, ведь Сашечка — твой любимчик, — проворчал Никита и повесил трубку.
Он подпёр рукой голову и представил конец учебного года. Вся школа собралась во дворе, директор по микрофону вызывает Никиту к себе. А затем вручает большую грамоту и благодарит за отличную учёбу. И все хлопают. Здорово бы было! Но тут из школы вернулся Сашка, и они подрались.

Сначала Никита сидел на диване и страдал: Сашка получил пятёрку и играл в компьютер. По телевизору ничего интересного не показывали, а друзья разбежались по кружкам, и гулять было не с кем.
— Сашк, — позвал он, — давай ещё подерёмся.
— Отстань, — отмахнулся тот.
— Ну, Саш, мне скучно.
Брат не реагировал. Тогда Никита сменил тактику.
— Ботаник, — начал он.
Сашка, не поворачиваясь, ответил:
— Ботаник — это такая профессия. Очень престижная, кстати.
— Лох, — продолжил Никита.
Брат не реагировал.
— Влюбился в девчонку.
Сашка развернулся и погрозил кулаком. Никита обрадовался: получается!
— Влюбился, влюбился!
Сашка выскочил из-за стола и навалился на Никиту. Они завозились, стараясь перебороть друг друга. Наконец устали и, довольные, разошлись по разным углам.
— Я тебя победил, — похвастался Никита.
— Как же! — усмехнулся Сашка. — Я тебя два раза на спину опрокидывал.
— Зато я тебе руку заломил, ты и пошевелиться не мог.
Сашка пожал плечами: ничья.

Вечером мама готовила ужин, а Никита сидел рядом и страдал над уроками.
— Ёлки! — не выдержал он. — Учительница совсем с ума сошла: так много задавать!
— Что опять не так? — рассердилась мама.
— Всё! Ничего не понимаю. — Никите хотелось, чтобы мама быстренько сделала за него уроки.
Та оторвалась от кастрюль и заглянула в дневник.
— Ник, пиши: упражнение двадцать пять, страница восемнадцать, — продиктовала она.
— Мам, — перебил тот, — Милена у нас знаешь какая большая? Пятьдесят килограммов весит. Скоро как ты будет.
Милена училась в одном классе с Никитой, была отличницей и перегнала мальчишек в росте на целую голову.
— Упражнение двадцать пять, — настаивала мама.
— Её даже не уронить, — продолжал Никита.
— Пиши уже. — Мама начала раздражаться.
Но сын не слышал.
— Ага. Мы её втроём роняли. Максим держал, а мы с Данькой роняли.
— Двадцать пятое упражнение!
— Вообще-то, — похвалился Никита, — я и один могу её уронить. Она ведь полная такая, нетвёрдая.
— Сейчас папу позову. — Маме пришлось прибегнуть к угрозе.
— Надо на шее повиснуть, а потом к земле гнуть. — Никиту было не свернуть с любимой темы.
Тут на кухню явился Сашка.
— Ага, влюбился! — злорадно закричал он. — Мама, он в Милену влюбился!
Никита вскочил.
— А ты, а ты… Ты в Лану влюбился. Или как там её… в Настю!
Они чуть снова не подрались, теперь уже по-настоящему, но мама Сашку выставила. Никита неохотно доделал упражнение и убрал учебники.
— Стихотворение повтори, — напомнила мама.
— Да ну, — сморщился тот. — Я подсчитал: если мне Ольга Ивановна двойку поставит, всё равно за четверть тройка выйдет.
— Ник! — закричала мама. — В выходные и близко к компьютеру не подойдёшь!
— Ладно, — отмахнулся и замер: стихи исчезли! На их месте проступали едва заметные буквы. Зато корова округлилась и потемнела. Казалось, что это иллюстрация, а не рисунок самого Никиты. — Мам, — удивился он, — а тут ничего нет.
Мама тоже посмотрела и ахнула:
— Что же это такое?! Дожили! Типографская краска на глазах испаряется.
Она включила ноутбук и в интернете нашла нужное стихотворение.
— Учи!
Сама же подвинула книгу поближе, намочила палец и потёрла буквы: с теми ничего не происходило.
— Очень странно, — и недоверчиво поглядела на сына, будто он всё это устроил.
Никита быстро выучил стихотворение, а заодно совсем недолго, полчаса от силы, поиграл в компьютерную игру, пока мама не заметила и не отобрала ноутбук.

Ольга Ивановна на следующий день поставила тройку, кратко объяснив:
— С первого раза надо отвечать, Соловьёв.

Глава третья. Новая пропажа

Никита страдал: их класс продул в финале параллельному. Турнир по баскетболу проводился среди третьих и четвёртых классов. Они легко обыграли третьеклашек на прошлой неделе, а сегодня в школу не явился Вовка, один из защитников, — заболел. Пришлось срочно ставить на его место Тима. Но тот мяча боялся и всячески от него уворачивался. В результате их класс проиграл.
— А я сразу троих соперников обошёл и мяч в корзину забросил, — делился Никита с мамой.
— «Обошёл» — это как? Растолкал, что ли? — съязвил Сашка.
Никита показал ему кулак.
— Подножки подставил, — объяснил он. — Они все и попадали. А я — раз, мяч и закинул.
— Молодец, — похвалила мама. Она не очень внимательно слушала, поэтому про подножки пропустила.
Никита решил этим воспользоваться.
— Мам, а можно я тогда в компьютер поиграю?
— Какой компьютер? — возмутилась мама. — А уроки кто делать будет?
Никита сморщился, будто от кислого.
— Знаешь, о чём я мечтаю? — Он подпёр голову рукой.
— О чём? — поинтересовалась мама.
— Найти чемодан с двумя миллионами долларов. Я бы их учителям раздал, чтобы они от меня отстали.
Мама схватилась за сердце. Никита испугался: сейчас сердце ка-а-ак выскочит! И укатится куда-нибудь под кровать. Оно же маленькое. Его не поймаешь, как голову. Но, к счастью, ничего не произошло.
Никита достал учебник русского языка и прочитал задание: «Исправить глаголы настоящего времени на прошедшее».
— Это как? — спросил он.
— В учебнике посмотри! Там же должен быть пример, как делать, — нахмурилась мама.
— Есть, — обиделся Никита, — но я ничего не понимаю.
— Потому что тупой, — прокомментировал Сашка, и мама вытолкала его из кухни.
Села рядом и прочитала:
— «Ученик делает домашнее здание». Нам надо настоящее время изменить на прошедшее. Значит, будет: «Ученик делал домашнее задание». Понятно? — уточнила она.
Никита кивнул и вывел в тетради: «Ученик делал дз». Мама увидела и разворчалась:
— Не дз, а домашнее задание! Дописывай.
— Да какая разница!
Он искренне не понимал — четыре года пишет это несчастное «домашнее задание», зачем же ещё раз?
Вернулся Сашка.
— Мам, мне надо олимпиадные задачки решить из сборника. Поможешь? — попросил он.
— Неси, — согласилась мама.
Сашка притащил книгу.
— Так, страница двадцать три.
Он открыл книгу и замер — страница была абсолютно чистая.
— Посмотри, — Сашка протянул учебник маме, — пусто. Ничего не понимаю!
— Вижу. — Мама не скрывала удивления — второй раз из книги исчезает текст. — Может, это типографский брак?
— Или какие-нибудь насекомые виноваты? — предположил Сашка. — Есть же жуки-древоточцы, они древесину едят. А у нас жучки-красколюбы, которые буквами питаются.
— Впервые слышу, — развела руками мама. — Пошли в интернете учебник твой поищем.
Они отправились в гостиную, а Никита раскрыл учебник по литературе. Корова в нём окрасилась в ярко-рыжий цвет с большим коричневым пятном на боку. Никита в задумчивости почесал затылок.

Соловьёвы решили проверить все книги. В учебниках новых потерь не было, но когда мама достала толстую энциклопедию о животных, то ахнула — сразу три страницы оказались совершенно пустыми. Мама побледнела и молча села на диван. Её горе было настолько тяжёлое, что у дивана сразу подкосились ножки. Никита испугался: он знал, как мама тряслась над энциклопедией. Им с Сашкой категорически запрещалось брать книгу в её отсутствие. Ведь та была с цветными глянцевыми страницами, с изображением тысяч животных и насекомых. Вечерами они любили сидеть рядом с мамой и любоваться картинками.
Тут с работы вернулся папа.
— Что у вас произошло? — с порога спросил он.
Мама показала книгу. Не сразу, но папа понял, что в их квартире происходят непонятные околонаучные явления. Он быстренько пронёсся по комнатам, перевернул всё верх дном, но ничего подозрительного не обнаружил. Никита, правда, грешил на корову, но молчал, а то Сашка станет над ним смеяться. Но на всякий случай спрятал учебник по литературе в коробку из-под обуви и замотал скотчем.
Ночь миновала без потерь, но утром книгу пришлось достать — по расписанию стоял урок литературы. Никита аккуратно распахнул учебник — корова в нём выглядела живой. Казалось, она вот-вот замычит и спрыгнет со страницы. Никита покосился на брата, не видит ли, и осторожно пихнул книгу в мешок со сменкой, рассудив, что там корова ничего слопать не сможет.
В школе всё прошло как обычно, поэтому Никита успокоился. Придя домой, он бросил портфель посреди комнаты, перекусил и побежал на улицу — они договорились с Даней покататься на скейтбордах. В сквере рядом со школой оказалось много знакомых, да еще Никитины одноклассницы разъезжали на роликах. Соня, самая противная девчонка из их класса, на огромной скорости пронеслась мимо, едва не задев Никиту.
— Соня — коза, красит глаза! — прокричал он вслед. 
Та резко остановилась и скорчила рожу, Никита погрозил кулаком.
— Когда вырастешь, на тебе никто жениться не будет, — пообещал он.
Они с Даней подхватили скейты и решили уйти в соседний парк, подальше от сумасшедших девчонок.

Перед сном Никита делился с мамой:
— Представляешь, Дима с шестиклассницей целовался!
— Ужас! — Волосы у мамы встали дыбом. Никита неловко пригладил их. — Она же старая для него — на целых два года старше.
Никита призадумался:
— А может, и с девятиклассницей, не помню точно. Это летом было, когда он на даче отдыхал.
Мама взмахнула руками, и те разлетелись в разные стороны. Никита расстроился: какая у него мама растерянная! Так и норовит что-нибудь потерять! Он собрал руки и прикрутил их обратно.
— А вот я точно жениться не буду! — рубанул мальчик, чтобы успокоить её. — Ну их.
Мама не поверила:
— Как же! Влюбишься и женишься.
Но Никита возмутился:
— Ты что, с ума сошла?! Девчонки противные!
Мама рассмеялась:
— Я напомню тебе об этом на свадьбе.
Никита снисходительно усмехнулся:
— На какой ещё свадьбе? Мечтательница ты, мама!

Глава четвёртая. Старушка-колдушка и другие

Тексты больше не пропадали, и Никита решил, что всё обошлось. Однажды вечером он, как всегда, делал с мамой уроки. На улице стремительно темнело: словно солнце завесили тяжёлой шторой. Пошёл дождь.
— Вроде Ольга Ивановна ничего не задала, — сказал Никита. — Завтра же последний день в четверти, каникулы начинаются.
Но мама заглянула в электронный дневник и выяснила, что по литературе задали читать чего-то там. Чего-то там оказалось сказкой Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева».
— Целых сорок страниц читать! Да она с ума сошла! — ужаснулся Никита коварству учительницы.
— Не сорок, а семнадцать, — поправила мама.
— А-а, тебе легко говорить, — заныл он.
Мама предложила:
— Будем вместе читать, я помогу.
— Я, кажется, эту сказку помню, — попытался схитрить Никита. — Там в конце Снежная королева погибла.
— Не выдумывай, — усомнилась мама.
— Ну, растаяла, — поправился он.
Мама покачала головой:
— И не растаяла.
Никита предпринял ещё одну попытку:
— Не, ну там точно кто-то погиб!
— Никто не погиб, — нахмурилась мама.
— Ну, напомни хотя бы немного, — взмолился он.
Мама помогла:
— Там маленькая разбойница была и северный олень.
— Вспомнил! — обрадовался Никита. — Там ещё медведь был.
— Не было.
— Ну птица. — Никита вспомнил орлов то ли из «Доктора Айболита», то ли из «Хоббита».
— И птиц не было, читай! — рассердилась мама, из ушей у неё повалил пар.
— А-а-а! — Никита испугался, что сейчас мама взорвётся, и принялся за чтение.

Через некоторое время мама потребовала от сына пересказ: Никита мог прочесть так, что прочитанное мгновенно выветривалось из головы.
— Э-э-э, — начал он, — девочка гуляла по саду Снежной королевы.
— Не королевы, а старушки-кол… — подсказала мама.
— Вспомнил! — обрадовался Никита. — Старушки-колдушки!
— Колдуньи! — поправила мама.
— А-а-а, точно.
Никиту больше занимала ленивая осенняя муха, летающая вокруг лампочки.
— Ха-ха-ха, — влез с критикой Сашка. — Даже пересказать не можешь.
— А ты можешь? — поинтересовалась мама у старшего сына. — Как звали главных героев?
Сашка заметно смутился.
— Мальчика — Кай, кажется. А девочку — Гера.
— Ага, Гера. Сокращённо от имени Герасим, из «Муму», жена Зевса, — съехидничала она. — Иди уж, умник. 
Тот ушёл, а Никита принялся пересказывать дальше. Корова в учебнике медленно жевала хвост — Никитино отношение к урокам ей не нравилось. С трудом пересказав текст, Никита побросал учебники в портфель и побежал к брату.

Литература шла последним уроком. Ольга Ивановна объявила, что они займутся выразительным чтением и первым назвала Никиту. Тот открыл учебник и остолбенел: «Снежная королева» отсутствовала.
— Соловьёв, что так долго? — спросила учительница.
— А у него страницы пустые, — ответил вместо Никиты сосед по парте.
— А как же ты дома сказку читал? — удивилась Ольга Ивановна.
— Вчера она на месте была, — расстроился Никита.
Учительница приподняла брови:
— И куда же, по-твоему, она пропала?
Он развёл руками:
— Не знаю! Как корова языком слизала.
Все рассмеялись. Учительница разрешила взять учебник у соседа, и Никита быстро и с выражением прочёл первую страницу. Но когда перевернул на следующую, то выяснилось, что текст исчез ещё у двоих: Сони и Дани.
— Ничего не понимаю. — Ольга Ивановна потёрла лоб. — Учебники из нашей библиотеки, в прошлом году никто не жаловался. А сейчас что происходит?
— Инопланетяне похитили! — выкрикнул с последней парты Вовка.
Класс зашумел, выдвигая разные версии, и только Никита перелистнул свой учебник и внимательно посмотрел на корову.
После уроков все высыпали на школьный двор. Ребят мучил вопрос: куда исчезли тексты?
— Наверное, краска в типографии некачественная была, — выдвинула версию Милена. — Вот и выгорела.
— За одну ночь? — не согласился Даня.   
— А может, это такая исчезающая краска? — предположил Тим. — С отсроченным действием?
Его вариант всех устроил.
— А зачем печатать текст такой краской? — спросила Соня.
Ребята призадумались.
— Может, типографии специально так делают, чтобы люди быстрее новые учебники покупали? — Димка, как все поэты, был большим выдумщиком. — Или там было тайное послание зашифровано?
Никита понял, что пора вмешаться. Вдруг кто-нибудь догадается про корову?
— Ничего там не было, ерунда всякая, — буркнул он.
Но с ним не согласились. Ребята достали учебники и стали внимательно их изучать. На ум ничего не приходило. И тут Милена взвизгнула:
— Смотрите, и у меня страница пропала! В самом конце.
Разошлись все в большом недоумении, договорившись встретиться здесь же в первый день каникул.


Рецензии
Шикарно, дорогая Лада! И мама очень смешно разваливается на кусочки. И братцы с очень живыми характерами выписаны. И еще с любовью.
И вот очень приятно чувствовать себя счастливчиком, зная, что у меня-то в доме эта замечательная книжка не то, что есть, но еще и на почетном месте стоит!

Лев Рыжков   06.12.2018 22:39     Заявить о нарушении
Лев, спасибо! Мне очень приятно.

Лада Кутузова   07.12.2018 10:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.