За первооткрывателем незнакомого двора

За первооткрывателем незнакомого двора
Начались долгожданные каникулы. Старшие из ребят, Юниций и Кристофор, проснулись не позже обычного и, как всегда, разбудили всех остальных. Этот день, как и все прочие дни в семействе Липченковых, начался с гвалта и шумной суеты. Вслед за детьми, проснулась мама. Она приготовила овсяную кашу, заварила свежий чай, накрыла на стол и позвала всех завтракать. После завтрака, проводив папу на работу, ребята принялись было играть кто во что, но мама на этот раз каждому дала задание. Второклассник Юниций, капризничая и негодуя, сел выполнять упражнения по английскому языку, с которыми он не справился до каникул. Кристофор, второй школьник в семье, залез на свою кровать и принялся читать вслух, отрабатывая навык чтения. Серафим с удовольствием взялся прописывать слова в домашней тетрадке, поставив рядом банку с цветными карандашами, чтобы потом можно было разукрасить обведённые им рисунки. Ну а четырёхлетний Илия и полуторагодовалый Савва, будучи самыми маленькими членами семьи, были вольны заниматься чем вздумается, соблюдая лишь одно условие — не мешать остальным.

Через некоторое время, когда все благополучно справились каждый со своим заданием, мама велела всем собираться на улицу. Ох, ну и восторга же было! Возможность погулять всем вместе выпадала не часто по разным причинам, так что ребяческий восторг вполне можно было понять:

- А куда мы пойдём? - Надевая носки, осведомился старший из ребят, - В магазин, где всё по сорок рублей?

В городке, где проживало семейство из семи человек, была целая сеть магазинов, в которых любой товар, от самой обыкновенной шариковой ручки и до самых неожиданных предметов, типа входного коврика или насоса для велосипеда, стоил одинаково — сорок рублей. Этот магазин братьям Липченковым очень нравился тем, что там каждый из них мог выбрать что-нибудь себе по душе, а потом мама каждому давала по сорок рублей и все расплачивались за понравившуюся ему вещь.

-Нет, - ответила мама Юницию, застёгивая на куртке малыша Саввы большие синие пуговицы, - сегодня мы туда не пойдём. У меня нет денег, - объяснила она, - но когда-нибудь мы туда непременно сходим.

-Мы будем гулять на нашей площадке, да, мам? - Озвучил свою догадку Серафим, надевая шапку.

-А может мы поедем к тёте Яне? - Воодушевлённо предположил Кристофор, обувая сапоги.

-Нет, ребятки, - Зашнуровывая свои серые полуботинки, отвечала мама всем сразу, - На нашей площадке мы всегда успеем погулять, верно? Так что оставим её в покое. И к тёте Яне мы не поедем, потому что у нас нет машины, на ней папа уехал на работу.

-Так куда же мы тогда пойдём? - Уже на выходе из квартиры на перебой спрашивали мальчишки маму, ожидая ответа.

-Я думаю, - хитро глянув на Илию, отвечала она сынишкам, - Илия покажет нам сегодня дорогу во двор, где мы с вами все вместе ещё не разу не гуляли.

-Здорово! - Озорной гурьбой понеслись дети вниз по лестнице, - Интересно, а там будут качели или турники? - Выкрикивали они разные предположения по поводу того, каким он может быть, этот двор?

-А можно я повезу коляску? - Выпалил старший из ребят, как только мама с малышом вышла из подъезда.

-Ну конечно можно! - Согласилась мама, усаживая Савву в его законный транспорт.

-Я так не играю! - Нахмурив брови, притопнул ногой Илия, - Я хотел везти коляску! Никуда я не пойду! - Разошёлся он, повернувшись ко всем спиной.

-Иля! - Подошла к нему мама и присела напротив него на корточки, - Ну разве так можно? Мы с тобой часто гуляем и ты всегда везёшь коляску, а сегодня ты хочешь из-за своей капризулистости оставить братьев без открытия?! По-моему это не честно! И потом... Разве тебе самому не хочется показать ребятам двор, который ты открыл в прошлый раз?

-Хочу, - обижено процедил сквозь стиснутые зубки рассерженный ребёнок, - но и коляску везти хочу тоже.

-Ладно, - одобрительно кивнула мама головой, - тогда вторым повезёшь коляску ты, идёт?

-Идёт! - Заулыбавшись, согласился Илюшка и, гордо подняв голову, пошёл с достоинством первооткрывателя по дороге в направлении, знакомого лишь ему одному, двора.

-А можно я третьим повезу Саввёнка? - На ходу спросил Серафим маму, беря её за руку.

-Ну конечно, - одобрительно кивнула она.

-Тогда я буду четвёртым, - обгоняя среднего брата и маму, выпалил Кристофор, поравнявшись с впереди идущим Юницием.

Погода была чудесная, солнечная, но лужи всё ещё стояли покрытые льдом.  Илюшке и Кристику нравилось останавливаться у таких луж и носками цветных резиновых сапожек ломать ледовую корку, превращая её в приятно хрустящую крошку:

-Так быстрее растает, - Объяснял Илюшка Кристику свои действия.

-Ага, - соглашался тот, делая ногой те же движения, что и Илия, - и весна так скорее наступит.

-Весна уже давно наступила! - Сделав умное лицо, вмешался в разговор братьев Серафим, не выпуская из своей тёплой ладошки мамину руку, - Да ведь, мама?

-Да, наступила, - согласилась она со средним сыном.

-А никто и не говорит, что она не наступила, - перебежав к другой луже, поспешил разъяснить своё утверждение Кристофор, - Просто зима никак не хочет уходить! Да ведь, мама? -  И он испытующе глянул в материнские глаза, ожидая её одобрения.

-Кристофор тоже прав, - улыбнулась мама Кристофору, - зима всегда хочет задержаться подольше...

-А теперь куда? - Остановился Юниций  у перекрёстка и поглядел на маму, ожидакая указания верного направления.

-Ведёт Илия, - напомнила она старшему сыну, зная, как приятно Илюшке вести всю группу во двор, открытый им.

-Нам сюда, - просияв от возложенной на него ответственности, указал Илия нужное направление и сам пошёл впереди всех.

Так они и шли, громко переговариваясь кто о чём. Потом Юниций  уступил коляску Илие и они снова шли, поглядывая в разные стороны, чтобы заметить автомобиль первым и оповестить об этом остальных. Наконец вся эта шумная компания свернула в узенький проулок, идущий между двумя высокими заборами.

-Ну вот, - вздохнула мама с облегчением, завидев намеченную цель, - почти пришли!

Дети радостно кинулись вперёд, а мама не спеша одолевала последние шаги, отдыхая. Ведь она очень устала присматривать за своими сынишками, которые на протяжении всего пути стремились разбежаться в разные стороны, словно рассыпанные по полу горошины.

-А мне тут нравится! - Воскликнул Юниций, взбираясь на высокое бревно, - Мам! - Окликнул он свою родительницу, едва она появилась из-за угла, - Смотри, - поднявшись на бревне во весь рост, привлёк к себе внимание мамы и всех детей старший из ребят, - я почти как канатоходец в цирке!

-Юнечка, - устало улыбнулась мама, - только будь очень осторожен, чтобы не упасть, - волновалась она за сына, потому что бревно находилось от земли довольно высоко и при падении можно было бы получить серьёзную травму.

-Я тоже так хочу! - Вслед за старшим братом полез на бревно с другой стороны Кристофор.

-Не столкните друг друга! - Строго сказала мама старшим ребятам, во все глаза поглядывая на малыша Савву, который поспешил к лестнице, едва его спустили с коляски.

-Мам! - Окликнул маму Серафим, -  Раскачай меня, пожалуйста!

Только мама раскачала третьего сына, как пятый шлёпнулся лицом в песок  и, поднявшись на четвереньки, принялся облизывать его с таким аппетитом, словно это был настоящий песочный торт:

-Что ж ты творишь! - Кинулась мама к младшему из детей, на бегу вынимая бумажные салфетки из кармана своей куртки. Не успела она вытереть лицо Саввы, как Илюшка скинул со своей правой ноги сапожок и, потеряв равновесие, плюхнулся на попу.

-Ты зачем сапог скинул? - Рассердившись, вскричала мама и метнулась быстрой стрелой от младшего сына к старшему.

-А у меня в сапоге песок, - виновато буркнул Илия, - вытряхнуть хотел.

-И когда вы только всё успеваете?! - Всплеснула руками мать, отряхивая ногу сынишки от песка, - Зачем же ты песок сапогом загребаешь? Это ж ещё умудриться надо! - Никак не успокаивалась мама, надевая на Илюшкину ногу сапог.

-Мам! - Звал маму Юнициий, взобравшись на лестницу-дугу, едва она разобралась с Илией, - А Савва куда-то убегает.

Молодая женщина, не в силах больше сказать ни слова, бегом пустилась вдогонку за Саввой, которому вздумалось  пробежаться вдоль дороги найденного ими двора. Поймав его, она принесла малыша к остальным и усадила на качели.
Вдоволь накачавшись и налазившись как следует, дети всей гурьбой расположились у кучи песка. Песок был влажным, так что ребята с нескрываемым удовольствием лепили куличи, строили замки и рыли маленькие окопы.
И хотя день был солнечным, но холод ещё был по-зимнему строг, так что мама решила, что нужно возвращаться.

-Уже? Может ещё побудем? А мы погуляем ещё чуть-чуть на нашей площадке? - Гудели дети как один большой паровоз, оцепив маму со всех сторон.

-Ладно, - не желая вступать в неравный спор, согласилась она на условие сыновей погулять ещё немножко на детской площадке у  своего дома, - но при условии, что никто никуда не убегает, а идём все вместе! Идёт?

-Идёт! - Заголосили мальчишки, сгруппировавшись как следует, чтобы быть у мамы на виду.

-Теперь коляску везу я, - Схватил Серафим ручку коляски, когда мама посадила в неё Савву.

-Мама, - немного помедлив, окликнул Юниций свою родительницу, едва все отправились в обратный путь, - а можно по пути я буду фотографировать?

Сначала мама рассердилась, что старший ребёнок без спросу взял фотоаппарат, но затем, объяснив, что поступать так не правильно и что ему следовало бы спросить разрешения, всё-таки разрешила. Так что на протяжении всего пути Юниций время от времени задерживался, чтобы сделать снимок того, что его интересовало.

-Покажи! - Приставал к старшему брату Кристофор, пытаясь выхватить у него из рук фотоаппарат, но мама одёрнула его:

-Мы идём по дороге, - строго сказала она, - где в любой момент может поехать машина, так что стоять и смотреть фотографии на дороге очень опасно. Снимки Юниций всем покажет дома, хорошо? А сейчас идём и следим за дорогой, иначе никакой вам площадки не видать, понятно?

-Понятно! - Согласились дети и больше никто не останавливался без причины.

На полпути, Серафим уступил коляску Кристофору. Он с удовольствием катил её, шагая строго перед мамой и рассказывал всякие фантастические сказки про роботов, живущих на луне или «где-то ещё». Одни из которых хорошие, потому что всё чинят, а другие — плохие, потому что всё ломают. Заключение Кристика было таким: «Хорошо, что на земле нет таких роботов!».

Слово за слово и никто не успел заметить, как дорога вывела всё семейство к родному дому. Радуясь возможности погулять ещё какое-то время, мальчишки, предоставив Савву маме, все как один ринулись на площадку. Мама, спустив малыша с коляски, тихонечко пошла за Саввушкой след в след. А он, как мог быстро, крохотными своими ножками засеменил за остальными. А вот про то, что делали ребята на детской площадке у своего дома, стоит рассказать в следующий раз...

27.03.2015г., г.Н.-Ф., ЮНиС


Рецензии