Единственная правда - это непокорство!

В  глубине моего  бунта  лежало   смирение.
                Альбер        Камю.

«Итак, знаем мы себя – плохо», - это  о  каждом из нас.  Перефразирую   надпись на Дельфийском храме:   «Осознай  самого  себя!».   Как  помочь  себе?    А  может  -   обман,  такой спокойный, обволакивающий,  сковывающий   твою волю…

Тьмы   низких  истин  нам дороже
Нас  возвышающий обман?

- Я  армию возьму и с армией справлюсь.
- А с фронтом?  - подшутил   Федор.
- И  с фронтом…а  што ты думаешь?
-Да, может быть, и главкомом ты не  прочь?
- А то нет, не справлюсь ,  думаешь? Осмотрюсь, обвыкну -  и  справлюсь.  Я все сделаю, что захочу.  Понял?

 Я  всегда вспоминаю эту великолепную сцену  из   романа Д. Фурманова    «Чапаев», когда  речь идет   о самооценке  человека.

К чему  может  привести высокая и  низкая самооценка?  При высокой  кажется, что вокруг тебя  одни только  «ХРМР:  харерожи,  мордорылы, глядящие  на тебя так, словно ты у них позавчера рубль спер,  и все еще живешь безнаказанно», к  ним испытываешь  физическую нелюбовь.  А если низкая, то все пороки этого мира – твои. Человек  начинает зависеть от алкоголя, наркотиков, еды, секса, - можно  перечислять  бесконечно…

 Этот  «человеческий наркотик»   -  двойственен»:  слепая сила природы и   «немощь слепого  духа».   И начинается   бегство:  недолгая   отлучка,  «самоволка» , бегство  из «ада»  и с непременным возвращением в   «камеру пыток». Человек  лечится  -  физически, дух  -  страдает, и он, убежавший из одного круга ада, опускается  в другой.

Что же может спасти, нет, ни так,  что  может  «вылечить   Дух  больного?»  «Охранительное  бунтарство», которое  делает тело, дух, силы природы  -  тремя собеседниками. 

А.  Камю  объясняет это явление так: «Тело жаждет  наслаждаться  «яствами земными», ненасытно впитывает  запахи, звуки, краски, полуденный  жар   или вечернюю  прохладу. Наслаждаясь всем этим, оно совершает   торжественный ритуал -  причащения к природе».

  Единство  человека,  всех  «божьих тварей»  как нельзя лучше  иллюстрирует рассказ  В. М. Гаршина   «Медведь».
« Ах, как интересно! Посмотрите, Леонид, какой большой медведь, и рядом с ним молодой цыган -  совершенный Адонис!
- Хорош  то хорош!  Но как ему прикажете поддерживать свое  прекрасное  тело без этого медведя? Что бы он был без  него?   Работаю медведя вся семья его жива.
- Медведь был добр и смирен, понятлив, всему выучился.  Отвяжите его, пустите на волю.
- Кругом была мертвая тишина. Дайте ружье, твердо сказала старуха».

  Наваждение.  Парадокс цивилизации. Замешательство, граничащее с прямым  несогласием. Безупречное или – или.   Мышление  казуистично, таит в себе подвох. И тогда  «добропорядочный»   плюс  превращается в  «добропорядочный»   минус.

 И, начинается разрыв с Духом ?  Дух  вынуждает нас взглянуть на  Вечность, спрашивая, готов ли ты к ней?  Призывает  не сетовать на Судьбу, а собрать свои «крохи счастья»  и жить сейчас и здесь, ценя каждое  мгновение этой жизни! « Нет !  - от века предустановленному порядку мироздания, надо обручить с   Да!, обращенного к дарам -  здесь и сейчас!» А. Камю. 

 Без  отчаяния   к жизни, нет и любви к жизни?!  И  ты жадно начинаешь тянуться к жизни?! Вот оно -  непокорство бунта! Человек самозабвенно тянется  к Солнцу,морю   -  к радостям земного  существования.  И этот «природный ряд»   не вступает в противоречия с  «рядом моральным», Духом  человека.

И  каждому  из нас  нет надобности,    быть   «трущобным   пророком »,  не превращать свою жизнь в театр,  где    «бездари» -  актеры, пытаются    «ломать комедию».   Для   чего этот  покаянный  фарс неискренности?!

Куда  влечешь ты: к жизни стройной
Или в  мятущийся Хаос?
И что ты   хочешь,   беспокойный,  - 
Молитв,  проклятий   или слез?!
 Федор   Сологуб.


Рецензии