Заявление о материальной помощи

Сегодня, когда высокооплачиваемые народные депутаты не стесняются заполнять в своих ежегодных декларациях о доходах статью о материальной помощи, мне вспоминается скромная матпомощь советских времен.

Когда я работал в ЧМП, то есть в Черноморском морском пароходстве, существенная часть наших морских доходов приходилась на так называемые официально «Командировочные». Их платили в валюте по принципу «день прихода+день отхода =один день» всем членам экипажей, отправляющихся в заграничные рейсы. Поэтому моряки, хоть и не шиковали особенно, но и не бедствовали никогда.

Но кроме рейсов,были и стоянки, и каботажные переходы, были и многомесячные ожидания судов, отпуска за свой счет, работы в резерве, ремонт на судоремонтных заводах. В ремонте платили 90% оклада, еще 10% доплачивали в конце ремонта тем, кто просидел весь ремонт при условии выхода судна с завода в срок.

Оклады у нас были небольшими, меньше, чем аналогичные на берегу. Должностей старших инженеров, ведущих инженеров, начальников отделов у нас не было – мы были плавсоставом. А Моряки - те работали в управлении ЧМП и неплохо там зарабатывали и без валюты, которая и им иногда перепадала.

Так вот насчет материальной помощи. Теплоход «Большевик Суханов» стоял на СРЗ №1 в Одессе уже почти год. Все «подкожные» запасы давно были истощены 90% оклада честно отдавались женам, а они уже выделяли копейки на проезд. Кормили нас, к счастью, на судне. Но ведь кроме трамвая и автобуса у нас были и другие потребности, взрослые ведь мужики. Хотелось хотя бы пару раз в месяц посидеть с друзьями за парой пива, а лучше с шашлыком. И вот какой-то разворотливый товарищ пронюхал о том, что можно, оказывается получить материальную помощь в размере чуть ли не целого оклада, естественно, единовременно.

Дело это было не простое, полагаю, что нынешние депутаты получают десятки тысяч намного проще. Первым делом, член коллектива должен был красиво написать на бумаге заявление в судовую профсоюзную организацию о своем бедственном материальном положении. Затем собирался профком парохода, и секретарь его визировал документ, ссылаясь на номер постановления собрания. С этим документом следовало поехать в Ильичевск, где в то время находилось Управление международных линий, к которому тогда и относился «Большевик Суханов».

Председатель профкома читал заявление, задавал пару вопросов и писал резолюцию. Часто – положительную. Но мне, как всегда, не повезло.

На «Суханов», мой бывший и любимый пароход, я был на несколько дней направлен от резерва пароходства с целью помочь судну в саморемонте. Конечно, робу одевать мне не пришлось. Володя Кошкуль усадил меня за печатную машинку, что-то ему срочно нужно было напечатать. Потом объяснил, что приближается пятница, и очень бы хотелось отпраздновать нашу встречу в непритязательном заведении под названием « Восточная кухня», в котором тем не менее подавали хорошо общипанные полкурицы каждому страждущему и, главное, не препятствовали особо, если мы нарушали запрет о принесении и распивании спиртных напитков. Стаканы просто так не давались, надо было заказывать сок.

В этот день выбор пал на токаря, Витю Костина, который еще ни разу (а больше и не давали) помощь не получал. Ремонт близился к концу, и уже многие деньги получали, и оставив себе меньшую часть на оплату налогов, большую вносили в общее пользование.

Я заикнулся о том, что не слыхал о такой возможности, и тут же получил подробный инструктаж.

Мне пришлось сначала получить еще визу начальника базы резерва на старом морвокзале. Потом мы с Виктором сели в автобус, шедший в Ильичевск. Я никак не мог придумать, что бы такое сказать, чтобы мне подписали заявление. Ну, нет у меня фантазии совершенно. Думал я напряженно целый час и , наконец, в Ильичевске уже  Витя мне посоветовал сослаться на здоровье жены.

Впереди нас в очереди было еще пару человек. Наконец, настал мой черед. Краснея и бледнея, я пролепетал, что дома уже четыре месяца, денег ноль, и вот жена заболела, деньги на аборт нужны. Председатель проявил сочувствие и участие. Объяснил мне, что, к сожалению, денег в кассе нет, что уже ноябрь, и фонды израсходованы. Но он мне обещает, что если моя супруга придет к нему на прием после Нового года, он ей обязательно поможет.  Опозоренный и униженный,  я откланялся. Даже не знаю, подписали ли заявление Костину. Запомнил этот свой позор надолго. И будь я даже депутатом Верховного совета, за материальной помощью я не обращался бы никогда.


Рецензии
Я тоже эту материальную помощь никогда не получал.
Нет, вру. Было дело. Я-то в Архангельск по распределению попал. Поэтому меня обязаны были трудоустроить. А жена ехала со мною. И была к тому времени беременной. Но на раннем сроке, этого и не видно было. Парень я коммуникабельный, поэтому о том, что у меня жена дома сидит, скоро знал весь припортовый район города. И стали мне поступать предложения (многочисленные, прямо, как из рога изобилия, все-то местные, у того супруга там работает, у кого теща, кто от подруги жены услышал): "Пусть супруга туда сходит, туда. Вот там-то экономист требуется (а она у меня экономист)". Ну, я и передаю жене - туда можно сходить, туда... Она и сходила пару раз. И в обоих местах, узнав, что замужем и детей нет, сразу спросили - "И не ждете детей?". А что, супруге - врать прямо в глаза кадровику или директору? Чтобы потом краснеть и пыхтеть, когда декретный отпуск оформлять время придет?!
В общем, с этих походов она приходила вся зареванная, издерганная. Я посмотрел на это дело и сказал ей, чтобы она не дергалась. Выкрутимся как-нибудь. Ну, и крутился. Зарабатывал. Давалось это тяжело, но зато худой и стройный был, как один из тех трех тополей, что на Плющихе когда-то росли.
В общем, проходит года полтора с хвостиком. У меня уже старший родился. Пеленки, распашонки, стирки, купание. И всё - мы одни. Родных-то у меня в Архаре нет. И тут, как гром среди ясного неба - надо от трудового коллектива одного человека в колхоз, на заготовку сена. Естественно, кандидатура одна-единственная. Моя, как самого молодого. Ну, я своему начальству и сказал, чтобы шло оно лесом. Никуда я не поеду. Оно, начальство это что ли пеленки-распашенки стирать будет, деньги вместо меня зарабатывать? А если нет, то и я - НЕТ! Естественно, на меня кричали, крыли матом, ногами топали, мол, молодежь нынче пошла такая несознательная! Я тоже русской латынью послал всех на три буквы и ушлепал. А на следующий день вызывают меня в партком пароходства.
Я удивился. Я ж комсомолец. При чем тут партком?! Удивился, но пошел. Пришел, там этот партком сидит в расширенном составе и их главный сразу стал меня стыдить. Да что это за, мол... Ну, я тут и не сдержался. Ничего себе... Не спросили ничего, объясниться не дали... Высказал им всё, хлопнул дверью и ушел. Но объясниться всё-таки успел. Типа, когда у меня беременную жену на работу не брали, вы где, ****, были? Люди декретные получают, пособия. А мне - шиш. Я сам... САМ всё это зарабатываю. Без вашей гребаной помощи. Но чтобы заработать, мне из города куда-то уезжать нельзя. Вы вместо меня будете зарабатывать?!! А стирать, сушить, гладить, купать каждый день?! Как жена без меня? Вы по очереди будете приходить, помогать?!! Спасибо, и без помощников обойдусь, как и до этого обходился! Хлопнул дверью и ушел.
А на следующий день мне начальство и передает, что в профком меня вызывают. Ну, я разозлился, полетел туда на всех парах. Одного парткома им мало, ещё и профком... Ну, сегодня я им скажу! Мало не покажется. Залетаю в профком, а там лицо знакомое. Женщина, что вчера на парткоме среди прочих сидела. Оказывается, она наш председатель профкома. Она и спрашивает меня: "Константин, то, что вы вчера рассказали, правда?" А что мне врать? Всё как есть. И тогда она протягивает мне бумажку и говорит, чтобы я с ней шел в кассу, там мне выдадут материальную помощь (35 руб., как сейчас помню). Сумма, конечно, небольшая, но помню, мне тогда было очень приятно. Что хоть кто-то за эти полтора года вошел в моё положение и чем-то, но помог. Я тогда чуть не разревелся. Но - женщина на меня смотрит. Стыдно. Сдержался.
А она и говорит: "А завтра, чтобы твоя жена была у меня. Мы ей найдем работу". Я ей и отвечаю, что не найдете. Она у меня снова беременная (у меня между старшим и младшей разница в полтора года), ей до декрета - пара месяцев. Уже всё по животу видно. Она и говорит, что это уже не моя забота. Пусть супруга приходит. Обязательно приходит!
Ну, я целый вечер супругу уговаривал: "Сходи, Таня". Уговорил. Она пошла. И с подачи этой женщины её устроили в какую-то лабораторию, пробирки мыть. Пусть и не экономист, НО! У неё трудовой стаж пошел, хоть и небольшая - копеечка, мне уже легче, плюс декретные, пособие потом...
Так что были в управлениях и очень хорошие люди. А я, к своему стыду, даже не знаю, как того председателя профкома по имени звали. Людмила, кажется. Про фамилию и отчество даже не заикаюсь. Злой тогда я был, не до имен было... А оно вон как повернулось. Помог человек. Очень тогда помог. И даже не в той материальной помощи дело.

Константин Кучер   29.09.2017 14:09     Заявить о нарушении
Здешние некоторые писатели, высасывающие темы из пальцев, посетовать могут, что Константин так нерационально распорядился материалом. Ведь целый и интересный рассказ. Правда, Константин. С уважением!

Валерий Слюньков   29.09.2017 19:45   Заявить о нарушении
Да как-то не очень люблю о грустном. К тому же, я и так, благодаря Вашим, Михаил, рассказам, не единожды вспоминал что-то своё и потом, потихоньку некоторые их этих рецензий-воспоминаний трансформировались в рассказы. Так что я и так уже в какой-то мере у Вас в должниках. Так что пусть эта рецка так и лежит рецкой. Не будем наращивать кредиторскую задолженность!:-)

Константин Кучер   29.09.2017 20:44   Заявить о нарушении
И опять отличный рассказ, Костя, всего и надо-то теперь - скопировать и название дать.

Михаил Бортников   29.09.2017 21:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.