Два взгляда на устройство мира

Главка из книги для чтения на каждый день

"И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево" Откр.7:1

Древние люди иначе понимали устройство мира. Ветром управляют ангелы, землетрясение - кара за грехи и т.д. Та же книга Откровение сообщает об ангеле, имеющем власть над огнем (Отк. 14:18), и об ангеле вод (Отк. 16:5). Сегодня многие посмеиваются над такими взглядами, считая древних людьми недалекими. Современный человек знает (или при необходимости легко найдет эту информацию в Википедии), что ветер бывает от перепада давления, а землетрясения вызываются тектоническими процессами.

Специалист метеоцентра, сообщая о прогнозе погоды, расскажет про циклоны и антициклоны, конфигурацию гор, океанские течения и прочие реалии материального мира, воспринимаего нашими органами чувств. А ветхозаветные евреи приписывали все это непосредственному вмешательству Бога. Они попросту говорили, что Бог послал дождь, Бог послал ветер, Бог ударил громом, Бог послал молнию.

Как вы думаете: являются ли эти два взгляда на устройство мира взаимоисключающими? Противоречат ли они друг другу, обязательно ли один из них неверен? Конечно же, верующий человек согласится, что за возникновением ветра стоит перепад давлений, за перепадом давлений - еще другие физические явления, но он уверен, что в конечном счете за всеми физическими явлениями стоит их Создатель и Руководитель - Бог.

Помнить об этом важно не только и не столько для того, чтобы знать о причинах начала дождика за окном. Бог управляет не только погодой, но шире - всеми процессами в мире. И если что-то у нас не заладилось, стоит подумать, почему это допустил Бог. Как стоит поискать духовные причины и своим успехам (которые мы чаще склонны приписывать себе). Об этом писал еще Иеремия: "Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?" (Пл.Иер.3:37-38).

Понимать физическое обоснование происходящего вокруг - хорошо, для этого нужны образованность и эрудированность. Видеть духовные причины явлений - лучше, в этом мудрость. Христианину в современных условиях нужно и одно, и другое, но второе больше.

28.03.2015


Рецензии