Вот тебе, бабушка, и Юрьев День!

Святого Георгия на Руси чаще звали Юрием или Егорием, поэтому в народном календаре славян дни святого, отмечавшиеся дважды в году,носят названия Юрьевых дней или Егорий Вешний и Егорий Осенний. С 1497 года крестьянин мог менять помещика лишь за неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделю после него. С XVI века в связи с оформлением крепостного права в России, было введено ограничение прав перехода крестьян от одного помещика к другому. В 1581 году был окончательно запрещён переход крестьян от одного землевладельца к другому (указ о заповедных летах Ивана Грозного).
В этот день происходили расчеты помещиков с нанятыми крестьянами по результатам сбора урожая, то есть на селе заканчивался финансовый год. Слово "объегорить" пошло от Егорьева дня, как иначе называли Юрьев день, и означало обмануть при расчетах.

Было это ещё во времена Ивана Грозного, а точнее в 1550 году, когда был принят новый судебник,  ограничивающий права холопов и крестьян.

С XIV века дворяне стали получать за службу землю: появился класс землевладельцев — помещиков.  Позже им была разрешена покупка земли.

На волжском торговом пути , связывающем Каспий с Балтикой распростёрлось Тверско;е кня;жество, в Северо-Восточной Руси со столицей в Твери. С севера к княжеству примыкали земли Великого Новгорода с городами Торжком и Бежецким Верхом, которые не раз захватывались тверичами; с запада — Смоленское княжество (город Ржев принадлежал Твери недолго); с юга и востока — владения Москвы и Суздаля.
Кроме Твери, в пределах княжества было много городов; из них более значительные, имевшие своих удельных князей, — Кашин, Микулин,Телятьев городок, Холм, Дорогобуж и Чернятин, Белый Городок и Клин. Рядом с Тверским княжеством были земли свободолюбивых вятичей, в бассейне Верхней и Средней Оки. В городке Холм на окраине Твери жила в волости у одного князька Пахома, бывшего вояки, статная девка Стефания. Князёк тот был плут, хоть уже и песок сыпется, а всё туда же, понятно что, вдовец, жених завидный: земля, титул, хоть и старик. А Стефания еще девчонкой выделялась из других крестьянок, глаза - озёра синие, волосы - русые длинные, пышные словно спелые колосья, да разве должна она, такая красавица достаться скупому старикашке? Пахом своими узенькими глазками так и выслеживал Стефанушку, аки коршун следил за каждым шагом, озолотить, правда не обещал, но на слова скуп не был, реверансы и комплименты отвешивал по сто раз на дню. Надоел Стефании, вот то она и бегала на реку от него, а посевная или жатва праздник, хоть не видеть супостата, да и занят он в то время бывал, подсчёты сам вел, не доверял никому, ушлый был и деньги любил, поэтому и водились видно. Горевала Стефанида, что судьба у неё такая, быть ей богатой, но замужем за стариком, что за жизнь без любви, хотя в сытости и при деньгах. А ей хотелось любви, страстной, красивой, чтобы в омут с головой и подальше от сюда далеко, далеко, где она будет свободной...
Вот пошла она как то с Марьей по грибы в лес, блудили, блудили, рановато  видать, но Парашка сказывала за озером у поля поляну белых нашла, да не тут то было дождь заморосил, а они далече от поселка то отошли и места незнакомые, вдруг сторожка мелькнула в чаще, может привиделось? Прошли вперед гром, молния и ливень начался, сами того не ведая оказались у двери, влетели в избушку, в избушке бабка древняя
сидит, травы перебирает, даже головы не подняла, только спросила: "Промокли что ли? Давайте чаем с травами напою, дождь утихнет дорогу покажу". На том и порешили. Избенка ветхая маленькая, бабка старая одна, но свободная, думала Стефания, цедя маленькими глоточками чай на травах. Марья тоже чая напилась, две чашки и заснула богатырским сном, Стефании же напротив спать совсем не хотелось, она разглядывала бабку за работой, а потом помочь предложила, за работой слово за слово разговорились и рассказала она о своей беде этой бабке, а та в смех.
Мол дура ты девка, что тебе от жизни еще надо, подожди немного помрёт твой Пахом княжной будешь, вот тогда и заживёшь свободной жизнью, какой хочешь и тогда полюбишь того кого хочешь, только так, а иначе не как. А потом и говорит, я не ведьма, но мать мне моя еще рассказывала про желание, которое русалка исполняет, до ночи Купала еще неделя, вот что надо: на Купалу пойти в поле, набрать самых красивых цветов, потом сплести из них венок, пойти на реку, в воде на песке написать желание, затем бросить венок в реку и смотреть, уплывёт венок, значит
приглянулся венок твой русалке, исполнит она твоё желание. Поняла? Стафания кивнула, дождь уже кончился, проснулась Марья, они попрощались и пошли домой в посёлок, про просьбу у русалки девушка не рассказала не Марьи, ни кому бы то еще. Но в назначенный день на Купалу сделала так как сказывала бабка, у реки сплела из цветов венок, загадала желание о свободе и любви, пустила венок по реке, проплыл
венок чуток и зацепился за что-то в воде, смотрела Стафания на венок с сожалением, как ребёнок на яблоко на самой высокой ветке, развернулась, хотела было уйти, но споткнулась, а потом глядь - венок поплыл, течением вынесло её дар русалке, сама с ветки сняла, видно, приглянулся русалочке, и улыбка озарила юное лицо.
Однажды в жару возвращался с охоты Никола, он жил на вятских рязанских землях, и пришлось сделать большой крюк к реке, отдохнуть, коня напоить, а там Стафания пряталась от Пахома. Сначала напугал он её, а потом разговорились они, как завороженный слушал Никола голос девичий, и принял он решение увести её с собой, как не странно Стефания согласилась, но поставила условие, хоть чуралась она людей поселковых, но к Марье привыкла, сестрой её считала, так как сиротой росла. Заехали к Марье, прощаться, посидели немного на дорожку, и поехали, путь то не близкий, но видно видел их халоп Шуша, наушник Пахома. Как узнал он о побеге Стефанином в погоню своих людей послал, нагнали, Николу трогать не стали, а её забрали и селком в поселок привезли, под арест Пахом посадил и стеречь приказал днем и ночью, чтоб опять не сбежала из под венца с ним. Сидела одна в амбаре Пахома заложницей, как Пахом говорил собственных иллюзий, сама себе все испортила, а так гуляла бы себе, грибы, ягоды собирала до свадьбы. Но не прошло и недели на заре на дороге пыль столбом встала и на дворе вырос Никола на коне с друзьями, пошли к Пахому. Говорили не долго, только Пахом деньги увидал о свадьбе забыл, бросил Никола крупный куш к его ногам, тот деньги взял и считать сразу начал, а парень посадил Стефанию на коня и с собой увёз и был таков.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/


Рецензии