Строки, опалённые войною

       Наверное, лучшего названия для своего нового детища (конкурса чтецов произведений, посвящённых страницам истории Великой Отечественной войны) Нина Александровна Медведчикова (председатель ОЯ ОО ВОИ Заволжского района) и не могла придумать.
       Улица Доброхотова, превратившись по просьбам заволжан и стараниями депутатов в пешеходную зону, почти всегда многолюдна. И всё-таки наблюдательный глаз не мог не отметить многочисленных дуэтов и трио людей, которым ну очень далеко «за тридцать», упорно продвигавшихся в сторону центра  организации детского и юношеского досуга «Лад». Начало мероприятия было назначено на одиннадцать часов, но этот «поток» был обозначен не позднее десяти утра, поскольку многие, спешившие на важное для них действо, уже не могли бежать или бодро передвигаться, а вынуждены были опираться друг на друга или пользоваться услугами тросточек, служивших совсем не для красоты или имиджа, как у лондонских денди.
       Театр, как известно, начинается с вешалки. Центр «Лад» - тоже. И что приятно, с вежливой «вешалки». Миловидная дама, принимавшая от нестандартных посетителей  пальто и сумки, без нервозных вопросов с их стороны (что сейчас, к сожалению, является почти обязательной «церемонией» массовых мероприятий) объясняла, как пройти к конечной цели их визита — в зал, встретивший гостей нарядным убранством 
и улыбкой  «мотора» (по меткому выражению депутата Смоленского) кипучей деятельности  инвалидов заволжского района — Н.А.Медведчиковой. Зная и любя всех членов своей неспокойной команды, она для каждого находила слова привета и поддержки. Ведь народ шёл на конкурс, а значит — творческий мандраж у участников и зуд сопереживания у групп «болельщиков» «имели место быть»...
       Чтецы были поделены на две группы: тех, кто читал свои мысли о тех страшных событиях, и — проникшихся строками классиков или не самых известных поэтов. Но объединяло выступавших одно — сопереживание событию, перевернувшему всю историю России двадцатого века.
       Навряд ли стоит удивляться тому, что наибольшую дрожь в голосе, передававшуюся невидимыми путями эмоций и зрителям, демонстрировали те, кто невольно был участником страшных событий начала сороковых. Дети войны! Это они становились свидетелями ежечасного подвига своих старших родственников (матерей, бабушек и дедушек), не сумевших попасть на фронт (а в том, что рвался отомстить врагу каждый, сомневаться не приходится). Но ведь в тылу зачастую было страшнее, чем на передовой. В этом легко было убедиться по самому первому авторскому произведению — поэме Клавдии Ивановны Вотченниковой с говорящим названием «И держались мы в этой жизни на одном патриотизме». Её детские воспоминания 
нарисовали ужасающую картину жизни сельчан того времени, складывавшуюся из непосильного труда и безмерных повинностей перед обескровленным вероломством фашизма государством. И на сцене в этой, умудрённой жизненным опытом женщине, заговорила  малышка, которой и не снился отдых в том виде, как воспринимают его современные дети и их родители. Ту девочку можно было бы бесконечно пожалеть. Но мне кажется, что мальчик, недавно сорвавшийся в бездонную пропасть с моста, сотни паркурщиков, ломающих кости в безграничной лихости своих прыжков, зацеперы, наводящие ужас на пассажиров электричек, футбольные фанаты, давно забывшие истинную ценность этой игры, а лишь демонстрирующие себя в кровавых стычках, могли бы ей только позавидовать. Её детство пришлось на жестокое время войны, однако, там не было главной беды, о которой предупреждал Юлиус Фучек — равнодушия! Ведь ребятки, теряющие сейчас свои юные жизни (в безвоенном существовании нашем!), хотели совсем немногого: обратить на себя внимание ближайших родственников и государства. Обратили. Посмертно. А Клавдии Ивановне, как это ни парадоксально звучит, повезло. Из последних детских силёнок она трудилась наравне со взрослыми, и их, детвору, замечали и уважали по-взрослому. Тогда не «сидели» с детьми и внуками, а  ж и л и  с ними. И вместе со старшими юные граждане СССР шли к великой цели — Победе, в которую верили. Иметь цель и верить во что-то: именно этого не хватает тысячам современных детишек, уходящих от нас (навсегда!) не понятыми. Кто виноват? Давайте подойдём к зеркалу. Их нам не с Луны забросили...
       И на конкурсе дети войны продолжали показывать свою стойкость, занимая по праву свидетелей тех событий призовые места. «А я в деревне родилась» - стихотворение с таким непритязательным названием сделало победительницей среди авторов-чтецов Веру Георгиевну Гусеву, которая, родившись в многодетной семье, не только выжила, но и через всю свою сложную жизнь пронесла необыкновенный оптимизм, сроднившись с вечной спутницей — гармошкой, ставшей её визитной карточкой на всех сценах нашей области.
       Ритта Радова (этот творческий псевдоним тоже, думаю, известен каждому жителю Ярославля) рассказала в рифмованных строчках об эпизоде из далёкого детства, когда она, приведённая мамой в военный госпиталь, пыталась помешать её танцу с танкистом, лицо которого было обезображено ожогами. Девочке просто было страшно за маму. Она ещё не понимала, что за обожжёнными лицами скрывались горячие сердца тех, кто отдавал свои жизни и здоровье за счастливое детство её ровесников.
       Прекрасные стихи были озвучены и чтецами, проникшимися не ими написанными, но так понятными каждому россиянину строками. Разве можно было остаться равнодушными к «Варварству» М. Джалиля в исполнении Вероники Афанасьевны Хромовой! Зоя Ивановна Зуенкова словами Н.Рублёва напомнила европейским «умникам», не замечающим трагедию Украины, о «Памятнике солдату», защитившему и само логово фашизма от изуверской теории его носителей. «Я сберечь не сумела шинель»: пронзительные строки этого стихотворения бережно были донесены до слушателей Тамарой Михайловной Шабаршиной. Лидия Александровна Табакова поведала присутствующим мысли, продиктованные Р.Рождественским в его произведении «Задохнулись канонады». «Реквием» этого же автора прозвучал со сцены в исполнении студентов политехнического колледжа. Эти восемь человек, годящиеся во внуки (и даже — правнуки!) остальным участникам, своим присутствием на этом, далеко не дискотечном, мероприятии как бы подчеркнули: мы тоже помним тот подвиг...
       Но среди этого великолепного многообразия нельзя было не выделить выступление Валентины Александровны Власовой, озвучившей «Волжскую балладу» Л.Ошанина. Пронзительная история женщины, привезшей из госпиталя тело без рук и ног, с неузнаваемым лицом, которое по документам было её мужем и отцом её детей. Этот страдалец был лишен даже возможности говорить. Но героизм русской женщины (как, впрочем, и любой другой национальности) и становится заметным в минуты непередаваемого горя. Когда, не сломившись от постигшего семью несчастья, довольная тем, что - «живой», она продолжала работать и на государство, и на семью, в которой, по сути, стало на одного «ребёнка» больше. Как пережила она момент возвращения настоящего мужа? Как он, «университетов не кончавший», смог оценить подвиг его законной жены, приютившей постороннего человека, паспортные данные которого полностью совпадали с его? Сам сюжет, ставший основой для рифм, потрясает. Но Валентина Александровна сотворила невозможное. Она одним своим голосом и интонациями  ПОКАЗАЛА присутствующим весь трагизм и величие советского народа, втянутого в мясорубку той войны. Не знаю, как другие, а я плакала. Впервые за свою жизнь - от услышанного со сцены. И первое место, присвоенное чтице, на мой взгляд, было заслуженно-перезаслуженным.
       Некоторые из выступавших костюмировали свой выход к зрителю. Особенно эффектно это получилось у Лидии Леонидовны Бурьян. Её бравый морской прикид придавал значимость не только девятому мая 1945 года, но и наиболее важной для нас победе 21 века — возвращению в состав России Крыма и Севастополя. В образе Лидии Леонидовны эти два события символично слились в большущую Победу. Кстати, самой «морячке» 17 марта 2015 года тоже исполнилось 70 лет. Совпадение? Возможно. Но очень приятное.
       Каждый из участников конкурса, посвящённого нашему великому празднику, вышел в тот день победителем над своими недугами и творческими переживаниями.
С чем всех ещё раз всех и ПОЗДРАВЛЯЕМ! 
         


Рецензии