Чи бачили ви киценьку? Вернойхен. Катька 3

http://www.proza.ru/2015/03/28/2033

Рецлавы

Как-то раз  мы с ней  делали «секретик»  на Дорожке. «Секретик» - это если вам посчастливится найти  красивое стёклышко,  по его размеру в земле надо сделать лунку. Лунка наполняется чем-то особенным - цветочками, камешками, бусинками, разноцветной фольгой - и сверху накрывается этим  стёклышком. Получается такая красота!!!  Она  по большому секрету доверяется в порыве откровения только избранным!  Разве эта коза могла оценить такое доверие?!. Ей быстро надоело и она  позвала  меня погулять. Обиженная отказом, в два прыжка оказалась у ограды и  неожиданно  сиганула через неё  прямо в соседскую кукурузу.
Судя по звуку, кукуруза ей понравилась,  она стала  её там трепать. Я обмерла. На мой зов паршивка не откликалась… Увидав, что я подошла к  соседской калитке, ускакала вглубь чужого двора… Что же делать? Мамы дома не было, а  Катю надо спасать!   Собравшись с духом, я открыла калитку и решительно шагнула  на недружелюбную территорию...

  Соседи оказались  за домом и  очень удивились при виде меня. Я  стала извиняться за испорченную  кукурузу, просила не сердиться  на Катю… Она ведь ещё маленькая и глупая, и я постараюсь увести её домой.  Соседи заулыбались, мы вместе пошли искать хулиганку и обнаружили, что она уже перемахнула  обратно в наш двор.  Соседи сказали, что пустяки, не стоит  беспокоится из-за кукурузы и пригласили в гости.

Их жильё меня поразило. Было оно какое-то основательное, обжитое и для меня  необычное. Неожиданными оказались  и  пространственные решения, и  цветовая гамма орехово-песочно-молочных оттенков и как-то очень естественно вписывающееся в интерьер множество полезных и красивых, самодельных вещиц.  Детали  едва припоминаю. Они путаются у меня с картинками из ГДР-ских журналов, которых я в 70-х пересмотрела множество. Помню комнату с  орехового цвета простой, подобранной в одном стиле  мебелью. Слева, под  надёжной удобной лестницей, пристроился уютный диванчик с необычными подушками ручной работы. Стену над диванчиком  украшали самодельные картины из засушенных растений. Вокруг необычные салфетки, настольные лампы, рисунки и бабочки в рамках.  Лестница, кажется,  поднималась прямо из комнаты и  вела на второй этаж, о котором я и не подозревала. Одной из стен верхнего этажа являлась часть той самой необычной крыши, вот почему она казалась непропорциональной. Я была очарована и устройством дома и радушием хозяев, показавших  мне красивые  необычные вещи, щедро раскрывая секреты их изготовления.  Увиденное стало каким-то толчком  моему сознанию. Именно там я ощутила, что   привычный мир может быть другим, неожиданно разным, и  что разнообразие это прекрасно и рукотворно!

Походный уют

Увиденное очень отличалось, от того что окружало меня и моих знакомых. У всех у нас, включая и Герту, всё было временным. У Герты - отчасти из-за нас… А семьи советских военнослужащих вообще жили, как тогда говорили, «на чемоданах» в ожидании «замены», т.е. возвращения в Союз. Почему-то у тех, кто приехал раньше, срок пребывания в ГДР был больше. Впоследствии большинство вновь прибывающих получали замену через два года. У приехавших, как мы, в начале 50-х, первое время быт был предельно прост. От разнокалиберной казённой мебели требовалась только прочность.
Конечно же, наши мамы тоже  украшали временное жильё рукоделием!!! Все шили, вышивали и крестиком, и гладью, и розочки стилем рококо, и делали мережки… Столы и тумбочки  украшались вышитыми или вязаными дорожками и салфетками.  Кровати под отделанными мережками и кружевами покрывалами, да с горами пышных подушек под ажурными накидушками, напоминали  торты со взбитыми сливками. Всё было кипенно белым, накрахмаленным, наутюженным и эту красоту не хотелось нарушать.
На стенах висели  картины, вышитые нитками мулине  ярких чистых цветов, изображавшие корзины анютины глазок, букеты алых маков, виноградные грозди или расшалившихся котят.
А дядя Коля Голубцов масляными красками  делал хорошие копии картин известных художников, я  помню «Алёнушку» Васнецова и «Грачи прилетели» Саврасова.

Восхищение

Ознакомиться с творчеством военнослужащих и членов их семей можно было на выставках рукоделия, которые иногда устраивали в Доме Офицеров.  Запомнилась  выставка, которая проводилась году у в 60-м. Меня потрясли тогда вышивки мамы одной  маленькой девочки, имени которой  не помню.  Эта  красивая, сдержанная женщина всегда спокойно смотрела на всех какими-то  распахнутыми ясными глазами, и  никто не знал, почему на каждой руке у неё сохранилось по одному только большому пальцу. Случайные редкие встречи  неизменно  пробуждали во мне шквал эмоций: сострадание, любопытство, содрогание перед жуткой тайной, недоумение, как же она справляется с домашней работой?!… После выставки на смену этому калейдоскопу переживаний пришло одно только ровное, глубокое  восхищение.

                ***

Всю эту  рукотворную роскошь  в шестидесятых-назовут мещанством и спрячут по сундукам, что бы  лет через пятнадцать-двадцать извлечь, уже как большую ценность под названием «раритет».  А пока в моду войдут ковры, статуэтки, хрусталь  и дорогая посуда, а чуть позже - мебельные гарнитуры. Это всё будет очень красиво, но это  совсем  не то, что я увидела в тот удивительный день в доме Рецлавов

http://www.proza.ru/2015/03/28/2074


Рецензии