Рахманинов навсегда

«Моя музыка, – говорил о себе С.В.Рахманинов, – это плод моего характера, и потому это русская музыка».

Малайзия, Куала-Лумпур, башни-близнецы. В 1992–98 гг. государственная нефтяная компания «Петронас» потратила на их строительство 800 млн. долларов. Башни со шпилем высотой 451 м возводились на мягком известковом грунте, сваи вколачивались на глубину более ста метров – пока что это самый большой бетонный фундамент в мире.  Для строительства башен использовались материалы, производимые исключительно в Малайзии, – малазийцам пришлось специально разработать особо прочный и одновременно эластичный бетон, что говорит об уровне технологий в некогда аграрной стране. Небоскрёбы получились вдвое тяжелее аналогичных стальных. (См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Башни_Петронас)

Одновременно с открытием близнецов Петронас в холле торгового центра, построенного в основании башен, в столице Малайзии появилась филармония со своим симфоническим оркестром. На своё пятнадцатилетие в 2013-м году афиша филармонии радовала именами П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, С.С.Прокофьева. Удивляла и эта любовь к русской музыке, и сам факт создания среды для классической музыки в далёкой мусульманской стране. Это ведь надо было не только симфонический оркестр к себе выписать, но сделать посещение его концертов модным, престижным, – публику воспитать. А это задача образовательная, гуманитарная, на уровне правительственных программ просвещения и культурного развития, требующая для своего решения тех самых пятнадцати лет и соответствующего содействия средств массовой информации. Очевидно, что за прошедшие пятнадцать лет Малайзия сильно продвинулась не в одном только промышленном и техногенном строительстве.

«Безвременье спустилось чёрной тенью, Безмолвные рождались поколенья, Бесславные восславились пророки», – писал я в венке сонетов, увидевшем свет перед самым путчем августа 1991 г. «Transitus» быстро «устарел», подумал я тогда: отныне будут новые поколения, право выбора и свобода слова, свободный рынок и гражданское общество. Оказывается, время бесславных володиных, сурковых, сусловых, вышинских и ежовых, при которых лишний раз не стоило высовывать нос из дверей, отнюдь не миновало с 1937-м или с 91-м.
«Именно сейчас эти марши, пикеты и митинги создают граждан на завтра, – пишет Сергей Шаров-Делоне на закрытой для российских пользователей интернет-странице Еженедельного Журнала. – Чем темнее и глуше безвременье – тем вернее создают. Точнее, тем вернее мы делаем себя сами, выковывая каждый из себя самого гражданина – одно это деланье стоит того, чтобы выходить. И ещё надо выходить, чтобы почувствовать рядом плечо таких же, как мы – это всем нам очень скоро понадобится, как воздух». http://www.ej.ru/?a=note&id=27343

Чтобы быть свободными, понадобится и плечо, и всё богатство русской культуры, покоряющей мир не силой оружия, но открытым сердцем. Ведь единственное, что старался делать Сергей Васильевич, сочиняя музыку, – это просто и прямо выражать в звуках то, что у него на сердце. «Я – русский композитор, – констатировал он, – и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка». https://ru.wikiquote.org/wiki/Сергей_Васильевич_Рахманинов

В прошлом году, когда над станицей Луганской уже рвались бомбы, я вновь посетил Петронас. Что же любовь к русской музыке? Прошла? Я поспешил к филармоническим кассам увидеть афишу.
На афише над концертной программой крупными буквами значилось Rachmaninoff forever.
Рахманинов навсегда.


28 марта 2015 г.




http://olegkustov.blog.ru/


Рецензии
Здравствуй, Олег!
Году в 1988-м, ещё работая на Севере, я видел по телику передачу про Билли Джоэла. Тогда ещё его какая-то музыкальная вещица, очень притягательная и переписанная на магнитофонах, звучала со всех динамиков. Он рассказывал о себе, о своей учёбе в музыкальной школе. "Обязательным в программе американских музыкальных школ, - сказал он тогда, и это мне запомнилось, - является изучение музыки Чайковского". Такие вот дела...
Ну и ещё, вдогонку... Так ли бы пронзительно и с таким ли восторгом воспринимался бы мною в моей юности фильм "Старший сын" без чудесной музыки Рахманинова, звучащей рефреном весь фильм и проникающей в самоё душу...
Здоровья тебе, Олег!
С уважением, Виктор Решетнев.

Виктор Решетнев   01.04.2015 16:42     Заявить о нарушении
"Старший сын" это по Вампилову с Леоновым и Караченцевым в главных ролях?

Олег Кустов   02.04.2015 05:36   Заявить о нарушении
Конечно, Олег! И ещё с молодым Михаилом Боярским в роли Сильвы.
Через весь фильм рефреном звучит невероятная музыка прелюдии №5 Сергея Рахманинова. У меня всегда мурашки по коже от неё... До сих пор.
Ну и ещё, конечно, Вампилов, утонувший в 35-летнем возрасте в Байкале. Многие видели это, но никто не спас.
С уважением, Виктор Решетнев.

Виктор Решетнев   02.04.2015 12:12   Заявить о нарушении
Мне там Крючкова в роли соседки нравится -))

Олег Кустов   03.04.2015 08:24   Заявить о нарушении
Ну тогда она очень даже ничего была...

Виктор Решетнев   03.04.2015 10:55   Заявить о нарушении
Ага -) Эволюция от "Старшего сына" до "Курьера" - А я бы за японца вышла замуж...

Олег Кустов   03.04.2015 16:56   Заявить о нарушении