Зло как панацея

Как ни покажется странным, миром правят деньги, а не политики. И в мире нашем нарастает градус всеобщей злобы всех против всех. Ненависть религиозная, расовая, а чаще просто ненависть без всякой окраски, вроде взаимной ненависти России и Запада.

Богатеи всего мира сговорились, и раздувают войну. Война это часть жизненного цикла капитализма, тут марксисты правы. Жалко только, что альтернативы капитализму нет. Его можно только демонополизировать. Малому и среднему бизнесу война не нужна, она нужна монополиям. Но деньги у монополий, и они «демонополизировать» самих себя не будут. Вот в чем беда, вот она западня, в которую попало человечество.

Надо сказать, что повторяется ситуация 1914 года (только сейчас заметил каламбур: 14 и 41), но тогда в мире был романтизм, вера во всесилие разума, в то, что человеку подвластно всё, достаточно только начитаться «правильных» книжек, - и вот она «Туманность Андромеды», светлое будущее всего человечества! «Мы на гОре всем буржуям мировой пожар раздуем!».

Раздули, но искусственное общество в итоге оказалось нежизнеспособным. Гениальные умопостроения не смогли преобразовать природу. Как и предсказывали противники романтической эйфории, наш мозг оказался слишком хил, чтобы заменить естественные законы, и через 70 лет агонии и стомиллионных жертв «светлое коммунистическое будущее» накрылось медным тазом. «Третья модель хозрасчета» так и не смогла заменить собой конкуренцию.

Бывшая партийная номенклатура превратилась в олигархов, и в России установился странный кентавр из капитализма и феодализма со столь же странной формой государства, в котором всё как настоящее, только не работает.

Но олигархов это вполне устраивает, поэтому политический лифт в России выключен, никаких лидеров мы просто не видим, а они вне всякого сомнения есть, ведь это же просто смешно: 142000000 человек, и нет ни одного лидера, кроме одного единственного незаменимого!

И пока 90% денег находится у 10% граждан, так и будет. Всё, что мы можем сделать, это не поддаваться на их пропаганду, не верить злобному вранью. А враньё нарастает как снежная лавина. Вот из весьма трезвой и взвешенной публикации в журнале «Профиль»

«Весь год, последовавший за «вторым Майданом» в Киеве, прошел под знаком конфронтации между Россией и Западом.  Это противостояние затронуло не только вопросы политических амбиций и сфер интересов, но и «структуры повседневности». О деталях и нюансах переговоров «нормандской четверки» или «минского формата» миллионы граждан (они же телезрители, читатели газет и радиослушатели) могут не знать и даже не догадываться. Но каждый день они исправно получают внушительные объемы информации, в которых Запад рассматривается как демиург действительности. От его злой или доброй воли зависит и социально-экономическое неблагополучие российских граждан, и неудачи страны на международной арене, и неблагоприятные перспективы на будущее.

2014 год… был отмечен небывалым ростом политического и повседневного антивестернизма. Так, по данным «Левада-центра», в январе 2014 года только 8% респондентов на вопрос, как они относятся к США, отвечали «очень плохо». К ноябрю этот показатель вырос в четыре раза и составил уже 32%. Если же говорить о российско-американских отношениях, то в январе 2014 года враждебными их назвали 4%, а в сентябре — 39% респондентов.

Как и в памятные советские времена, Америка стала рассматриваться как страна, представляющая самую большую опасность для сегодняшней России. Впрочем, до полной аналогии с «холодной войной» нынешняя ситуация не дотягивает. Сегодня Москва и Вашингтон не ведут глобального соперничества. Ресурсы, возможности и интересы РФ имеют более локальный характер (постсоветское пространство), а сама конфронтация не носит идеологического характера. Более того, отношениям Запада и России свойственна асимметрия. То, что для Москвы является основным вопросом, воспринимаемым едва ли не как экзистенциальная проблема, то для Вашингтона — одно (и даже не основное) из блюд в его разнообразном политическом меню.

По части объективности и правдивого отображения российских интересов на международной арене американские и европейские СМИ также не могут рассматриваться как образец для подражания. В них немало откровенных передергиваний, не говоря уже о фокусировке внимания на личности одного человека, чьи действия изображаются нарочито иррационально.

Но если сравнивать объемы присутствия РФ в западных СМИ и присутствия Запада в отечественных изданиях и телеканалах, то образно данную картину можно представить как сильно запущенный флюс на российскую сторону. При этом российские медиаресурсы по совокупности уже давно дошли до той точки, когда количество материалов на заданную тему стало обратно пропорционально их качеству. Конспирологический жанр превратился в новый «принцип партийности», а черно-белое восприятие действительности оказалось наиболее востребованным.

Происходит мобилизация на государеву службу конспирологов и разных сомнительных «технологов» и «пиарщиков», которые подменяют собой качественную экспертизу. Выдавая на-гора сомнительную продукцию, они ведут дело к недооценке реальных угроз и переоценке фантомных. Происходит дезориентация общества. Вместо адекватной оценки реальных рисков и угроз восприятие Запада подменяется фобиями»

И все эти пропагандистские эскапады, повторяю, - отнюдь не следствие антипатий политиков, а целенаправленная акция по разжиганию войны. Капитализм и война неотделимы. Сейчас в цивилизованном мире кризис, который, в отличие от предыдущих, не реагирует на традиционные «лекарства». Это кризис всей нынешней модели экономики, модели, основанной на непрерывном расширении рынка. Рынок достиг предела расширения, стал глобальным, и в мировой экономике начались проблемы.

Зло как панацея – вот негласный лозунг нынешней финансовой элиты. Даже недавний страх перед «всемирной Хиросимой» больше не удерживает, и случись ядерное противостояние, в США уже не найдется второго Кеннеди, чтобы дать задний ход. Все уповают на войну. Она уменьшит рынок до размера вида из окна, и еще несколько лет можно будет наслаждаться его расширением. Потом новая война, и так пока рынок не скукожится до размеров могилы. Естественный цикл, описанный в нетленных трудах Ленина-Сталина.

Человечество так и не нашло реальной панацеи от пороков капитализма, и смирилось с неуклонным нарастанием номера перед идентификатором «Мировая война». Санкции, антисанкции… Кстати, эти самые антисанкции - не выражение суверенной воли «лидера», а банальное разведение руками нищего перед витриной с колбасой:  цена на нефть шлёпнулась, приток валюты иссяк, - на что покупать camembert?

Зубовный скрежет с обеих сторон – фейк для быдла. На самом деле противоречий у наших олигархов с их американскими «коллегами» нет.

«Чего может Запад хотеть от России? Отечественные ура-патриоты знают это со всей определенностью: наших нефти, газа, лесов, пресной воды, территорий – в общем, природных ресурсов. (Именно природных, так как интеллектуальные ресурсы текут за границу сами собой: в 2014 году из России уехало на ПМЖ более 300 тысяч человек, а в университетах и научных центрах США и Европы работают более 60 тысяч наших ученых).

Америке не нужна находящаяся в наших недрах нефть, добыча которой в той же Арктике будет обходиться вдвое дороже ее нынешней рыночной цены. Ей не нужен наш природный газ, которого она с 2009 года добывает больше, чем Россия. Контроль за территориями того климатического типа, который доминирует [в России], сегодня обходится в намного большую сумму, чем возможные прибыли от их использования. Западу гораздо проще в возрастающих объемах покупать полезные ископаемые за относительно легко эмитируемые им валюты, чем посылать солдат на завоевание ресурсно богатых регионов. Собственно, этот факт, который мы упорно не хотим замечать по сей день, положил конец колониализму еще 60 лет тому назад.

Российские территории – это наше собственное проклятие, и они никому не нужны. В крупных развитых странах (США, Канаде, Германии, Франции и Австралии) за последние 100 (!) лет протяженность сети железных дорог уменьшилась на 203 тысячи км, или на 34,8%, – так как сегодня проще подвезти нужный товар к правильному побережью, чем возить его через континенты.

Завоевывать Сибирь или Урал – более чем сомнительное предприятие в эпоху современной океанической экономики, когда 68% глобального ВВП создается на территориях, удаленных от морской береговой линии менее чем на 100 миль.

Ни при каких условиях не будут виртуальные оккупанты захватывать Транссиб, по которому перевозится менее 1% грузов от объема, проходящего через Суэцкий канал, но Транссиб требует бешеных денег на свое поддержание в мало-мальски функционирующем состоянии.

Геополитически любой подрыв позиций России – особенно в Азии – для США является подыгрыванием Китаю, а его в Вашингтоне действительно начинают опасаться. Игра в дешевую нефть ради «сдерживания нашего развития» – тоже небезопасная вещь: если кто и выиграет от такого тренда, то опять-таки тот же индустриальный Китай. Да и зачем Америке сдерживать развитие страны, на которую в этом году придется не более 1% мирового валового продукта?

Хотят ли США подчинить Европу и дирижировать ею против России? Эта версия, на мой взгляд, также не находит подтверждения. Если стало так уж модно говорить про холодную войну, позволю себе напомнить, что в начале 1980-х годов США держали в Европе 7400 ядерных боеголовок, 9000 танков и почти 350 тысяч военнослужащих. Сегодня ядерный потенциал сокращен более чем на 90%, в 2013 году были выведены последние танковые подразделения, а военный персонал составляет менее 30 тысяч человек.

Соединенные Штаты мало что могут диктовать Европе: они проигрывают ей экономически: торговый баланс США с Европейским союзом в 2013 году был отрицателен на $65 млрд.; европейцы держат на $1,6 трлн. финансовых обязательств правительства США, а не наоборот; европейские антимонопольные органы блокировали и блокируют многие сделки между американскими компаниями – как, например, между GE и Honeywell в 2001 году. И никто в Вашингтоне не смог тогда «скрутить Европу в бараний рог».

Сочиняя сказки о том, что Америка диктует Европе ее позицию в отношении России, кремлевским пропагандистам надо быть более последовательными – хотя бы потому, что они одновременно увлечены рассказами о «слабости» и «геополитической никчемности» Европы.

Резкое нарастание ненависти к Америке или Западу в целом – это прежде всего поиск врага, на которого можно переложить ответственность за собственные трудности. С 2012 года наша экономика даже при успешном развитии мировой показывала устойчивое замедление, пока не свалилась в рецессию. Кто мешал нам «развиваться» в 2010–2013 годах, когда на протяжении четырех лет Россия получила $1,4 трлн. нефтегазовых доходов? Уж точно не Америка.

Мы сами тормозили собственный экономический рост, ужесточая условия ведения бизнеса и повышая налоги на предпринимателей ради удовлетворения алчности вороватых чиновников и силовиков. Что мешало нам проводить ответственную экономическую политику? Все, что угодно, но только не Вашингтон или его эмиссары…

И если действительно большинство россиян искренне полагают, что Запад мешает нам развиваться, это говорит только об одном: мы перестали обращать внимание на факты и полностью доверились разнузданной пропаганде».
Владислав Иноземцев, доктор экономических наук. http://uapress.info/ru/news/show/61983

Аналогично можно доказать, что и нынешняя Россия никакой опасности для Запада не представляет. Это явно не СССР, этот приполярный огрызок бывшей Российской империи с экономической «мощью» на уровне Зимбабве даже с учетом имеющегося ядерного оружия опасен разве что только для самого себя.

Какие «экспансии на постсоветском пространстве»? Окститесь! На постсоветском пространстве после распада СССР образовалось множество внутренних напряжений, проблем, которые в беловежской спешке были заметены под ковер, и которые вроде Крыма нынче вылезают на поверхность. Их можно было терпеть при условии существования СНГ, но когда внешнеполитическая конфигурация вдруг радикально меняется, как это произошло на Украине, недомолвки приходится устранять.

Кто спорит, «крымнаш» не образец дипломатичности, но это мера вынужденная. То же можно сказать и про Донбасс. Всё это результаты недосказанностей и откладывания на потом постсоветских «скелетов в шкафу». И объявлять за это Россию «агрессором» и «аннексионистом» верх бесстыдства.

Я понимаю, что для разжигания войны любой повод сгодится, но не проще ли понять, что жажда войны не всё оправдывает? Градус зла в мире достиг такого смрадного значения, что летчики стали в приступе коллективной шизофрении бросать самолеты с пассажирами на скалы, а футбольные фанаты метать в футболистов зажигательные снаряды!

Не пора ли опомниться? Это только первый звонок, дальше будет еще хуже! Нужно срочно прекратить пропаганду ненависти, отменить дурацкие санкции и сесть за стол переговоров для решения накопившихся проблем. Иначе совсем скоро мы все превратимся в одно огромное ИГ и начнем отпиливать друг другу головы.

Валентин Спицин.


Рецензии
Замечательная статья у вас получилась. Понравилась. Рада.

Рада Марванова   02.04.2015 07:15     Заявить о нарушении
Спасибо. Я счастлив познакомиться с еще одним добрым человеком. К сожалению, доброта сейчас раритет. Как говорит прекрасная американская писательница Алекс Харр, рост озлобления - следствие скученности.

Валентин Спицин   02.04.2015 09:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.