Российская Азия

фрагмент из готовящейся книги А.В.Владимирова «Зачем Рерих ходил в Азию. (Мировой План Махатм)»
(удобочитаемый файл http://vk.com/doc-79561014_378045750)

Ниже приводятся фрагменты записей Бесед Е.И.Рерих и Махатмы Мориа; сказанное Е.И.Рерих выделено курсивом; наши вставки – в квадратных скобках […], наши разъяснения и наше частное мнение – курсивом в круглых скобках (… ).

В Беседах с Учителем встречается название «Российская Азия». До Бесед в 1933 г. о Союзе Востока термин «Российская Азия» был синонимом России с большинством славянского населения, где слово «Азия» в духе противопоставления «евразийцев» означало просто причастность России потоку Азии, а не Запада:
«(Письмо Е.И.Р. – Ю.Н.Рериху). Чти великие заветы Россазии – это имя [нашей] державы, данное Р[оссии] от Сергия [Радонежского]» (07.07.1930).
«Разве можно мыслить Р[оссийскую] А[зию] в пределах обычности? Ни одна принятая [до сих пор в мире] форма правления [здесь] непригодна. Могу дать некоторый синтез и устремлю внимание на опыт нужный для связи разных форм правления [в России] (23.03.1931).
«13.12.1932. Нельзя русских удалить из плана. Сибирь дана русским не случайно. Именно Сергий направлял движение в этих путях».
«12.04.1933. Добросердечие к евреям, добросердечие к монголам, добросердечие к русским — так слагает Р[оссийскую] А[зию] Сергий! Довольно. Е.И.Р. Но это не отн[осится] к акулам? – Всегда говорил о хороших, никогда о дурных».

«(24.07.1927). Обращение к нар[одам] А[зии] должно дать толчок сознанию И[ндии], и потому необходимо вам не затрагивать А[нглию]. Не ваше дело громить Европу, вы работаете на Союз А[зии], и последствия всего, что лежит западнее Урала, вас не интересует (там драка). Нужно очень запомнить это построение. Таким путём ваше [культурное мирное] построение неожиданно вонзается в мировую политику. Призыв к мирному кооперативному союзу явится для [мирового] милитаризма поражением. Скажите – А[зия] давно отягощала внимание Е[вропы] и, не желая того, создавала трения между евр[опейскими] державами. Желая мировое всеобщее преуспеяние, А[зия] устремляется к мирному просвещению на основе достоинства личности. Каждый просвещенный человек будет радоваться мирным строительствам А[зии]. Многолюдство народов А[зии] и размеры этой части света дают возможность созидательного труда, не обременяя почтенных соседей. Расовая определенность народов А[зии] даёт им право осознать своё будущее. Вовремя дополним эти доводы самостоятельности».
«(30.04.1933). Р[оссийская] А[зия] (Союз Востока) не прежняя Р[оссия]. Е.И.Р. Каковы её границы? – Явление [Российской] Азии без [колониальной] Индии. Южная (т.е. британская) Индия [в Российской Азии] не нужна, пусть сама решит (пусть Индия сама сначала избавиться от Британии). Е.И.Р.: Вл[адыка], а западная граница [Российской Азии]? – До черты показанной (красная черта в 1917 г.). Е.И.Р.: Но Я[пония] не захочет признать гегемонию Р[оссии в Азии (в Союзе Востока)]? – Наоборот, даже острова Яп[онии] будут называться Р[оссийской] А[зией]. [Российская Азия – это] проект мощи [Азии] против [колониализма] европейских держав».
Вышеназванная красная черта была показана Е.И.Рерих в 1917 г. (см.: работу Е.И.Рерих «Сны и видения»). Черта определила границы России по принятому впоследствии Версальскому договору 1918 года (линия Кёрзона). 17 сентября 1939 г., с началом Второй мировой войны, Советский Союз ввёл войска на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, остановившись по линии Кёрзона. По окончании войны (1945) линия Кёрзона международными соглашениями была принята за основу при установлении западной границы СССР.
«(08.06.33). Удивляетесь каждому смутному времени на Западе. Никто, нигде [здесь] не доволен, но нигде нет поисков религии. Радость Сатаны велика, ибо происходит по его желанию. Потому так бережно несём План Востока. Именно жёлтая опасность для Сатаны. Разыщите значение слова “Росс”. Можно убедиться, что оно гораздо древнее самой России».
«(23.07.33). Поговорим о Моей Росс[ийской] Азии. Хочу идти через Сибирь не потому, что был Сергием, но так завершится особый круг. На местах древнейшей культуры снова загорится Свет Духа. Люди совершенно отвергают явление магнетизма мест, но закон Космических Кругов неизбежен. Эти завершения [Кругов] дают равновесие, которое при нарушении основ планеты особенно необходимо. Таким порядком Наш План есть исцеление планеты, потому тёмные так неистовствуют. Конечно, многие люди не поймут, почему движение в Азии может иметь особое значение, они скажут: “И без того эти места обитаемы”. Но дело [не] в телесной обитаемости, но сущность во внесении [здесь] духовных основ (как начало Шестого Круга). Уже эти древние основы пробуждались в древности (в прежней смене Кругов, когда материальное устремление чрезмерно превысило духовное, и тем нарушились основы равновесия планеты) и теперь снова осознанное понятие [Духовной] Иерархии войдёт в жизнь. Итак, Наш План [по России и Азии] вовсе не только в благосостоянии [здешних] народов, но для водворения равновесия планеты».
«20.06.1934. Е.И.Р.: Вл[адыка], неужели Германия захватит Малороссию (Украина; см. сл. Брокгауза. – А.В.)? Она, конечно, пытается, но нужно будет отстоять права. Много хищных лап протягиваются на Россию. Так Мы будем строить».

В Беседах, в которых говорилось о Союзе Востока, о Штатах Азии (см. ранее раздел «Союз Востока»), термин «Российская Азия» означал не только Россию, но всю Азию, в том смысле, что Россия в Союзе Востока, в Союзе Азии будет занимать ведущее положение, подобно тому, как в «Американском Западе», или тем более в Северной и Южной Америках такое положение занимают США. Здесь Российская Азия означает все республики, входившие в СССР, за исключением прибалтийских стран. Причём речь шла не о периоде существования СССР, а на многие сотни лет вперёд. Развал СССР стал следствием причин, заложенных коммунизмом, но объективная потребность в интеграции народов и культур превыше качаний форм власти. Эта интеграция началась ещё при становлении царской Российской империи и временное забвение (развал) СССР интеграции не помеха. Движение современной Новой России в сторону Евразийского Союза показывает незыблемость предначертанных границ.
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что Беседы с Учителем носили в первую очередь характер духовного наставления, выражали взгляд с духовной точки зрения, а не с геополитической. Так, в некоторых Беседах традиционные наименования подразумевают не географическую, а духовную расшифровку. Вообще, читая «Письма Махатм», «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской и Беседы с Учителем, становится понятно, что политико-административные границы между странами являются для Махатм вторичными, поскольку следуют за «границами» между народами, т.е. некими тонко-пространственными подразделениями, коррелирующими с географическими и кармическими образованиями. Если у историков границы между странами устанавливаются в силу случайности и стечения обстоятельств, то согласно древним представлениям, границы мира и распространения народов определяются планетами и звёздами, в полном соответствии с гармонией и кармой. В это можно верить или не верить, но именно так в отношении «границ» мыслили Рерихи и Махатмы. Например, слово «Москва» или «Московия» после посещения Рерихами в 1926 году России, обозначает часто большевистское и инородное «московское» засилье в стране, а «Сибирь» – Новую Страну Иванов Стотысячных, подлинную, заповеданную Россию. Например: «Удящий может из М[осквы] достать стоптанный сапог, но С[ибирь] – не М[осква]. Шт[аты] А[зии] должны быть на границе настоящей А[зии]» (01.04.1927). Такая «Азия» в контексте духовных наставлений Бесед пролегает в России по душам, а не по территории, ибо эволюционное и духовное отличие «Азии» от «Запада» измеряется не географией. Иначе получится вульгарный механицизм, сведение явлений мировоззрения и культуры к телесной организации. О всей России вместе взятой, то есть о всём русском народе, осуществляющем свою власть над этой территорией, сказано, что это – Азия.

24 июня 1933 года Учителем было сказано: «Припомним, что указано: “Возгласят пушки над Казанью начало Нового Века”. Так собираются знаки и нужно иметь уши и глаза, чтобы замечать пути Плана. Тучи не могут закрыть сужденное. Народы Азии помнят о царствах и ханствах» (Беседа 24.06.1933). Речь шла о пробуждении русского духа в терзаемой стране, о заповеданном подвиге русского Ивана. Ибо суждено было после двух веков татаро-монгольского ига русское взятие трёх ордынских ханств: Казани, Астрахани и Сибири, что запечатлелось тремя коронами над орлами российского герба. Суждено было претвориться в русском духе и русском теле, как в плавильном котле, силы всех народов Азии. Наконец, после всех измывательств и издевательств в XX веке над русским отечественным началом суждено было русскому Ивану расправить плечи и во Второй мировой войне именем Российской Азии, именем справедливости и общего блага спасти планету от разрушения.

Объяснение, почему Россия и Российская Азия не назывались прямым текстом и были замещены другими наименованиями («Монголия», «Новая Страна» и пр.) было дано в одной из Бесед с Учителем. Елена Ивановна спросила: «В Тайной Доктрине в одном месте сказано, что Америк[анцы] являются 6-й и даже 7-й субрасой [нынешней Пятой Коренной Расы], в другой [работе] – что сердце [зарождающейся] Шестой расы, коренной, бьётся сейчас на Ам[ериканской] зоне. Но мне казалось, что для коренной расы нужна большая давность для типа, установившегося от смешения разных национальностей, нежели трехсотлетнее смешение Америки, потому я отношу коренн[ую] Шестую расу в будущую Рос[сийскую] Аз[ию] и понимаю, что нельзя было называть её как нечто сокровенное – так ли это?» На что был получен ответ: «Даже нельзя и не следует произносить будущую Р[оссийскую] Аз[ию] – разорвут» (05.03.1933).

А.В.Владимиров
29 марта 2015

Об отличии Запада и Азии см. работу А.Владимирова «Западная цивилизация» (Смотреть: http://www.proza.ru/2014/11/20/9). Статья «Западная цивилизация» впервые опубликована в журнале "Дельфис" № 79 (3/2014).

На фото: 1933 г. Н.К.Рерих. Холст темпера. Музей Николая Рериха (Нью Йорк).
Художник: Рерих, Святослав Николаевич


Рецензии