Цирк - это всегда праздник

Помню, года полтора назад ко мне на работу зашёл Мейрамкен Алтынбеков с гитарой и спросил, собираются ли у нас в городе барды, и есть ли у нас в данное время такой клуб. Я сказала, что клуб был, но сейчас мы нигде не собираемся по одной лишь причине, что у нас нет председателя, хотя талантливой людей - хоть отбавляй. Мы долго говорили на эту тему и потом я ему сказала: "Ты, Мейрамкен, молодой, энергичный, возьми и организуй клуб бардов. Тем более, давно не новичок на сцене, владеешь и голосом, и гитарой, всё при тебе". Он подумал, и согласился. Тем более, я знала о его увлечении цирком.
 -  Но всё - таки, с чего всё началось?
 -  Цирком я "заболел" где - то в 7 классе. Однажды по ТВ показывали московский цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре и в этой передаче я увидел, как выступали жонглёры. Это был 1987 - 1988 гг. Оттуда и пошло. И так совпало, что в это же время у нас здесь в городе при ДК "Металлург" открылась цирковая студия, которой руководил Николай Алексеевич Суржик. Она просуществовала недолго, где - то года полтора. Потом он уехал из города, но после его отъезда я заниматься не бросил. По книжкам, теоретически, учиться невозможно, нужна конкретная практика. А откуда ей взяться? И когда в город приезжали артисты цирка, то где - то начиная с 14 лет, и в 15, и в 16, и в 17 лет я у них был буквально на побегушках. За это они мне показывали элементы жонглирования, эквилибристики, элементы китайских игр. Это когда тарелку крутят палочкой. Я учился многому, лавировать палочками, чтобы они не упали. Это очень сложно, но помогало огромное желание овладеть данной техникой. Ещё артисты цирка учили меня пантомиме. У одних я учился одному, у других - другому. При большом желании можно научиться всему. Здесь нужны ежедневные длительные тренировки, чтобы поддерживать себя в хорошей форме. Чтобы всё это делать, нужно иметь не только огромное желание, но и быть одержимым цирком.
 -  И сколько лет ушло на это обучение?
 -  Я до сих пор учусь. И сейчас, когда я в СШ №1 репетирую в спортзале, дети тоже этим заражаются и занимаются с большой охотой.
 -  Это стало твоей профессией?
 -  Нет, профессией не стало, но я работал в филармонии в 1980 - 1981гг. где - то около полугода. Николай Константинович Камбалакин в то время был администратором в филармонии и взял меня в свою эстрадно - цирковую труппу. Тогда в филармонии был худ. совет, и будучи студентом, я имел возможность учиться и одновременно зарабатывать. У Суржика я многому научился, но всё - равно, не хватало знаний во многих направлениях. Но учиться цирковому искусству все годы было огромное желание, оно и сейчас есть, и после закрытия цирковой студии в г. Жезказгане, стал два раза в неделю ездить г. Сатпаев в цирковую студию на репетиции, руководили которой супруги - Бабий Фёдор Ефимович и Любовь Ивановна. Единственное, чему я не научился, так это антиподу. Антипод - это жонглирование ногами. Раньше реквизиты купить было невозможно и я всегда старался их сделать сам. В данное время всё изменилось, стали продаваться материалы, из которых можно что - то сделать. Сейчас, например, можно купить готовые бильярдные шары, обшить их, и после специальной подготовки можно ими жонглировать. Всё это очень долго готовится, и, к сожалению, очень быстро ломается.
 -  Умеешь ли ты ездить на одноколёсном велосипеде?
 -  Я научился, но с этим номером не выступал, зато у меня дети выступают. Одноколёсный велосипед называется моноциклом, Он очень травмоопасен, точно так же, как и эквилибристика, и катушки. Раньше я жонглировал топорами, ножами, дюралевыми кинжалами, но всем этим я заниматься перестал по вышеуказанной причине. Умение бросать ножи, это должно быть настолько отработано, поэтому и занимаются этим в цирке считанные единицы.
 -  Мне всегда страшно смотреть, как артист цирка бросает ножи вокруг головы своей ассистентки.
 -  Ассистентки должны быть мужественными и смелыми. Если ассистент именно такой, то успех гарантирован. После окончания школы в 1980 году, я поступил в Жезказганский Педагогический институт на художественно - графический факультет и в 1985 году закончил его. 10 лет отработал преподавателем в средней школе №4, вёл уроки труда, черчения и рисования. Любовь к цирку меня никогда не покидала. Лет 15 назад директор Дома дружбы и культуры народов Бауржан Рахатов предложил мне организовать цирковую студию, которую я там вёл 4 года. Мы так подготовились, что смогли дать цирковое представление. Затем меня пригласил директор СШ №1 Абдрахман Досанов. Мне был представлен спортзал и были созданы все необходимые условия для ведения циркового кружка. И вот уже около 10 лет я его веду. Это моё хобби. В данное время мой кружок посещают дети с 4 по 8 классы, как мальчики, так и девочки.
 -  И каковы результаты?
 -  Результаты хорошие. Одно цирковое представление мы дали опять же в Доме дружбы, это был благотворительный концерт. А в 2012 году в г. Алматы телеканал КТК проводил Республиканский конкурс "Талант - шоу", это как Российская "Минута славы". На этом фестивале были представлены со всего Казахстана около 80 номеров и наши цирковые номера вошли в финал. Всё это проходило в павильоне "Казахфильм". Наших ребят показали по каналам: "КТК", "Еларна", "Казахстан 1". Дети, были счастливы уже тем, что впервые увидели город Алма - Аты. Когда мы в павильоне начали репетировать, то сбежались все участники, смотрели и удивлялись. Они бросили свои репетиции и стали смотреть наши номера. Было видно, что они были поражены тем, что какой - то там коллектив из провинции приехал и, по сути дела, утёр всем носы.
 -  А как насчёт клоунады?
 -  Я ассестировал клоунам, помогал им, но сам клоуном на сцену не выходил. Я жонглёр, эквилибрист, это меня увлекает. Я вообще благодарен всем тем бескорыстным людям, которых я встретил на своём жизненном пути и о которых рассказал выше. А лет 15 назад я стал вести цирковой кружок в Детском доме "Умит" и веду его до сих пор. В нём занимаются дети всяких возрастов. В прошлом году три моих ученика выступали в г. Караганде на фестивале, и благодаря демонстрации своего искусства, они получили хорошие подарки. Эти ребята умеют показать себя и красиво, и профессионально. Цирк - это всегда праздник, хотя и великий труд!

Продолжение следует...


Рецензии