С Вологодчины на Каму

 
   К началу Великой Отечественной войны город Березники, расположенный прямо над богатейшими залежами калийных солей, ещё только-только зарождался. Его официальная дата возникновения – 1932-й год. Ещё не было проспектов и площадей. Промышленные предприятия калийной и химической отрасли, в основном, существовали  только в планах и чертежах. И самое главное, у города была огромная потребность в рабочих руках – специалистах и строителях. Основная масса жителей близлежащих посёлков и деревень трудилась на строительстве жилых домов и заводов. Рабочие прибывали из разных мест: в деревнях людей «душили» продналоги и принудительные задания на заготовку леса для нужд народного хозяйства. Молодежь всеми силами стремилась уехать подальше в поисках лучшей доли. В Березниках же можно было быстро найти работу и получить жильё. Люди жили в бараках, скученно и трудно, но были рады и этому.
   В годы войны строительство не прекращалось: стране нужен был титан, магний и калийная соль, как сырье для химической и металлургической промышленности. В 50-е годы начался бурный рост социалистического строительства в Прикамье. И именно в эти годы мои земляки с берегов Вычегды и Северной Двины ручейком потекли осваивать Урал. Слухи о скором получении жилья и работы для приезжих распространялись быстрее ветра. Плюс к тому руководством страны было принято решение использовать на Березниковской ударной стройке дополнительные трудовые ресурсы – пленных немцев и осужденных за различные преступления советских граждан. Вот такая пёстрая собралась компания…
Российская деревня, в том числе и наша северная, к тому времени была почти обескровлена: мужиков повыбила война, а тех жителей, кто оставался работать на земле, эксплуатировали в колхозах на полную катушку, иначе и не скажешь… Паспортов у колхозников не было (чтобы не сбежали, видимо), люди трудились от зари до зари и получали буквально гроши, тем не менее исправно снабжая продовольствием города и столицы. К примеру, мои добросовестные и трудолюбивые дедушка и бабушка до 70 лет проработали в совхозе, а их пенсия составляла 40 и 28 рублей соответственно. Зато в каждой избе в укромном уголке хранились пачки облигаций государственного займа, перевязанные веревочкой: авось, государство усовестится и вернёт труженикам их деньги, пропитанные потом и слезами… Помню эти облигации и я… Остались, наверное, в старом деревенском доме – ждать погашения. Да не судьба…
   Мой отец, Кислицин Матвей Андриянович, 1926 года рождения тоже был родом из забытой богом северной деревушки в верховьях речки со смешным названием Лала. Рано начал работать на полях вместе со взрослыми, как и все деревенские дети. В 1941-ом ему было 15. А 15.01.1944 года Лальским райкоматом был мобилизован в зенитные войска и отправлен на Белорусский фронт. В один миг 18-летний парнишка оказался вдали от дома, и первое время ему было не то что трудно – невыносимо. Мало-помалу освоился, познакомился с сослуживцами и армейским бытом. Оказалось, что всё не так уж плохо! А что?! Паек скудный, но зато регулярный. В части служат почти одни девчата. Передовая рядом, но не очень близко. Жить можно! Только один раз в самом конце войны Матвей попал под артиллерийский обстрел: в кузов грузовика, на котором они ехали с водителем, попал снаряд. Грохнуло так, что казалось – голова лопнет! Отделался испугом и контузией. Больше о фронтовой жизни отец ничего не рассказывал… Почему – не знаю… Хотя прослужил в Вооруженных силах до октября 1950-го года, демобилизовался в звании ефрейтора и вернулся в родные края. Фронтовика сразу же поставили директором маслозавода, который располагался в избе на краю села Верхне-Лалье и производил примерно 50 кг сливочного масла в день. Объемы, прямо скажем, скромные… Деревня – это вам не Париж!
   С мамой моей, Токмаковой Капиталиной Федоровной они поженились в 1953 году, через год родился сын Коля. Но прожил недолго – всего 4 месяца. Заболел и умер от какой-то кишечной инфекции. После этого и было принято решение перебираться в город. С тех пор история нашей семьи связана с Березниками накрепко: отец отработал в Уралэлектромонтаже не один десяток лет. Мама трудилась сначала на железной дороге, потом на швейной фабрике, а затем в столовой при Содовом заводе до самой пенсии. Мы с сестрой родились здесь, в Березниках и много лет прожили в «хрущёвке» на первом этаже панельного дома, что рядом со школой №24 им.Ю.А.Гагарина. И упокоились мои родители на Березниковском кладбище: папа в 2000г., мама – в 2009г. Стоят рядышком два скромных гранитных памятника, берегут покой ушедшего поколения.
   А город Березники – бывшая республика химии на Каме, уже раздвигает прежние горизонты, развивается и хорошеет. Бьют фонтаны, растут березки и рябинки в городских скверах, бегают и смеются дети 21-го века, века невиданных перемен и космических технологий. Только иногда в суете будней всплывают из памяти картинки минувшего, когда я была маленькой девочкой, а мои родители – молодые и весёлые…Пожелтевшее фото в семейном альбоме – пойманный миг… Деревья большие, небо синее… И всем хорошо!


Рецензии
Замечательно, что через семейную хронику Вы отразили историю северного края. Удачи в творчестве.

Михаил Колобов 53   09.03.2016 09:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.