Мечта и цель

Мечта - удел рабства или слабости духа. Рабства, не обязательно постыдного и зазорного, вполне возможно и редкого и достойного: рабыня любви, раб таланта, узник совести. Обломов был рабом своей лени, чистоты помыслов и совести - эти приверженности терзали его душу на части, раздваивали его пути, еще в стадии принятия решений - он не решался идти одним путем, потому что, по большому счету не был свободен - перед людьми, совестью, перед самим собой - в его душе царил раздрай. Так ведет себя слуга двух господ - в его силах остается только мечтать. И за эти мечты, люди, да и сама жизнь наказывают, упрекают, изводят его, подобно тому, как рабовладелец наказывает своего раба за малейшую провинность, которая, быть может, таковой и не является. У мечты так часто сокрыты пути и планы, а сама она так часто бывает, хотя и светлой, но иллюзорной и невыполнимой. Мечтательность более свойственна русскому человеку, взращенному в рабстве, нищете и убогости, не только социальной, но и природной - тяжкий труд, оброки, суровые условия жизни: большие просторы при плохом климате, где можно только лишь выживать, а не достойно жить. Что характерно, и Гончаров в "Обломове" показал, что и свободные люди в таких условиях рано или поздно становятся несвободными.
***
Цель - удел свободного человека, не закрепощенного, равного среди равных. Живя в более скученной и благодатной обстановке, он с кровью матери и с примером отца впитывает устои традиции, деятельный характер. Ему, вначале ставят цели, которые достижимы и приносят удовлетворение и успех. Потом, он ставит их, уже сам - двигаясь по ним, как по мосткам он идет от победы к победе, даже если некоторые из них и приводят к поражению. Свободный человек целенаправлен и деятелен, он - винтик механизма, ветка дерева, за которым ухаживает садовник. Оттого, из него так редко произрастает нечто особенное, штучное, что может породить лишь непослушание, неследование, отречение, неудовлетворенность и хаос. Свободный человек, чаще всего, предмет массового производства, ему не свойственны высокий полет и далекие мечты. Оттого, наверное, все таланты и гении чаще всего порождение уединения и лишений. В романе "Обломов" такой целеустремленный человек - Штольц. Он, скорее, не человек России, даже по немецкой фамилии, а человек Европы - он и живет по преимуществу там. Останься он в России навсегда - суровая природа и окружение в конце концов сделали бы его тоже мечтателем.

Сохранить национальные черты можно и в иной обстановке, но не навсегда, да и то при условии кластерного или общинного проживания. Природа-мать, и именно она, и только она диктовала, диктует и будет диктовать национальные особенности человека, и мы должны использовать эти особенности, а не пытаться перестраивать и перестраиваться под то, что модно, успешно или ново - глупо и противоестественно превращать негра в эскимоса, а эскимоса - в негра. Это даже смешнее, чем вновь изобретать велосипед.


Рецензии