О маленьких детях и больших деревьях и людях

ИЗ ЦИКЛА "Станичные посиделки".

              Как нелегко жить маленьким детям среди взрослых. Они, наверно, чувствуют себя крохотными лилипутами среди толпы «великанов». Если взрослым правильно себя вести, то дети не будут чувствовать угрозы от людей-«гигантов», а, наоборот, будут ждать от них защиты. Если уж родители кажутся детям великанами, то что они думают об окружающих их деревьях, домах, кустах, заборах? Всё в пять, а то и в десять раз превышает их рост. Наверно, это не очень приятное зрелище и нехорошие ощущения. А, может быть, наоборот? Поделюсь своими впечатлениями из детства.
              До того, как наша семья – родители, я, две сестры и брат – переехали в большой дом, мы жили в маленькой и неприметной, вросшей в землю хатке. Она находилась на отшибе станицы, старенькая саманная хатёнка с двумя небольшими комнатками, прихожей, печным отоплением. Крыша у неё была обветшалая, но стены белоснежные, так как мама регулярно их белила снаружи. Окошки маленькие, деревянные. В соседнем помещении, в хате было что-то вроде сарая или амбара, где хранился инвентарь для огорода: тяпки, грабли, лопаты и прочее. Отдельно, напротив хаты, стояла кухня. Это была небольшая постройка с печкой внутри, где мама готовила обеды, пекла вкусности. В левую и правую стороны от хаты вели тропинки. Левая – к нашим воротам и калитке, правая – к большому, глубокому и широкому каналу, в котором всегда было достаточно сильное течение. Вода мутная, зеленоватая. Но летом мы всегда купались в канале, не смотря на то, что его облюбовали лягушки.
              Весь берег канала рядом с нашей хатой был заросшим калиной. Мне, маленькой девочке, казалось, что это не просто деревья, а огромные баобабы. Калина была настолько высокой, что кроны переплетались друг с другом, создавая в нескольких метрах от земли шатёр, сплетённый из веток и листьев, а среди всей этой зелени проглядывались кисти с красными, горькими ягодками. Этот природный «навес» был настолько плотным, что не пропускал солнечный свет. Поэтому на земле под калиной ничего больше не росло. Между деревьями был небольшой вход, будто в пещеру. Каждый день я с сёстрами, братом и соседскими ребятами лазали по этой калине, забирались в «шалаш», словно в домик. Внутри было темно, а почва затоптана нашими детскими босыми ногами. Мы «жили» там прямо на ветках, у нас даже были отдельные комнаты. Вместе обрывали калину, ведь она была «ничейная». Мама заваривала эти ягоды вместе с чаем, а мы с большим удовольствием пили этот ароматный и очень полезный напиток.
              Возможно, для взрослых заросли калины и не казались столь огромными. Но для детей и меня, в том числе, это был поистине калиновый «мегаполис». Год спустя родители взяли ссуду и купили огромный дом с гектаром земли. Мы переехали. И уже не могли играть в наших калиновых «джунглях», так как жили на другом краю станицы. Но, спустя несколько лет, у меня появилась возможность вновь вернуться на то место. Отцу нужно было встретиться со своими знакомыми, которые жили недалеко от нашей хаты. Он взял меня с собой. Мы шли вдоль берега того самого канала, и я уже с нетерпением вглядывалась вдаль – калиновая роща уже должна была быть в поле моего зрения. Но, почему-то, я не увидела знакомых деревьев. А когда мы подошли к месту спуска к каналу, моему разочарованию не было предела. Берег был абсолютно пустой. Калину вырубили. Голо и безжизненно! Ни одного деревца, ни одного куста. Только крутой обрыв к каналу. Жаль. Хотелось бы сказать, что кто-то безжалостно перевернул страницу моего детства, а вместе с ней и перевернулась моя душа. Но на самом деле, эту страницу вырвали из книги. Что же. Значит, так тому и быть.
              На новом месте мы освоились быстро. Кукурузой, бахчёй и картошкой засаживали большую часть огорода. Родители всегда приучали нас к труду. Мы неохотно, но помогали им с большим хозяйством и огородом. Вместе с ними сеяли, сажали, пропалывали грядки от сорняка, рыхлили почву, окучивали картошку, собирали урожай. Об агрокультуре мы ещё детьми узнали многое. Например, большим удивлением для нас было обнаружить, что среди созревших арбузов на огороде можно было отыскать «арбузиху-девочку» и «арбуза-мальчика». Родители научили. Арбузы, как и наша планета Земля, имеют два полюса. Сверху, «северный полюс», арбуз крепится хвостиком к арбузной плети. Снизу, «южный полюс», у него имеется пятно. Если это пятнышко большое, то перед нами «дама-арбузиха», а если маленькое и едва заметное – то «арбуз-мальчишка». Причём, «арбузихи» были всегда слаще и вкуснее, чем «арбузы». Рядом с хвостиком, которым арбуз крепился к арбузной плети, всегда находился отросток в виде пружинки, закрученный, как ус у гусара. Если он полностью сухой, то арбуз можно было срывать – он созрел. А если зелёный, то такой плод оставляли дозревать на поле. Всё это мы уже знали, будучи детьми. А также то, что самая вкусная дыня – это «Колхозница», что среди всех сортов огурцов лучшим является «Феникс», так как урожай можно собирать до поздней осени, лучший сорт помидоров – «Волгоградец», его плоды среднего размера, кожура толстая и плотная – и салаты можно было из них вкусные делать и в трёхлитровые баллоны таких помидоров помещалось много, когда их засаливали в рассоле. Мы знали, что тыкву и дыню нельзя сажать вместе, а кабачки и патиссоны – это родственники.
               Но кукуруза для нас была нечто особенным. Летом она вырастала очень высокой, выше двух метров, на «стволах» уже кое-где формировались молодые початки, и приходило время «срезать пасынки». Родители давали нам в руки небольшие серпы, каждому распределяли по два-три ряда кукурузы. Нашей задачей было обрезать серпами «пасынки» - молодые кукурузные побеги, которые росли прямо в корнях и, по сути, являлись паразитами, высасывая полезные вещества и не давая початкам налиться.
               По моим детским впечатлениям, кукурузные ряды были похожи, как сейчас помню, на бамбуковый лес. Для нас, малышей, двухметровая кукуруза с кисточками-метёлками на верхушках были настоящими огромными деревьями, среди которых можно было легко заблудиться. А мы, такие маленькие, с серпами, где-то там, у корней, ползали на четвереньках и удаляли «кукурузную коросту». Иногда нам становилось весело, мы бегали среди её «стволов», прятались, как в лесу за деревьями, играли в догонялки. Срезанные «пасынки» мы складывали в кучу, позже ими кормили коров и свиней.
               И всё-таки, весь большой мир вокруг ребёнка: деревья, дома, люди – всё это может быть либо страшным и пугающим, либо интересным и познавательным. Помните об этом, когда растите уже собственных малышей и с укоризной смотрите на них СВЕРХУ ВНИЗ…


Рецензии