Даг руна

Август, 1987 года. Город Вильнюс.
Мне 14 лет и я только что приехал из Гродно в Вильнюс с туристической группой.
Водитель Икаруса остановился где то в старом городе, нас накормили, затем повели по бесконечным улицам, музеям, сувенирным лавкам...
Было пасмурно, весело, и я вдруг вспомнил, что моя сумка с пятью рублями наличности осталась в автобусе, а сувенирные лавки вот вот закончатся.
Естественно я никому ничего не сказал. И конечно не нашел свой белый туристический Икарус. Вместо этого, я заблудился.
К счастью у меня хватило ума не носиться по всему старому городу в поисках своей группы. Испуг, паника были всего мгновение, а затем... Я хорошо помню это ощущение... Звуки, запахи. Все стало намного отчетливей, ярче. Весь окружающий мир как будто сделал шаг ко мне. Даже не ко мне, а как то ко мне и вокруг меня одновременно. Возможно это причуды памяти, но когда я вспоминаю об этом эпизоде он окрашен теплым солнечным светом. Хотя я помню совершенно точно, что в тот день на улице было пасмурно.
На всякий случай я не выпускал из поля зрения все белые Икарусы с туристами. Когда один из таких автобусов отъехал, на площади, перед высоким зданием остались две женщины.
- Как тебя зовут? Спросила высокая темноволосая дама, в синем плаще с крупной брошью, после того как я сумбурно, с нескольких попыток рассказал о своей проблеме.
Я понял, что здесь мне помогут.
Открылась массивная дверь, мы шли залами, коридорами, снова залами с множеством столов освещенных неярким светом настольных ламп.
Потом мне налили чай, затем одна из женщин небольно дернула меня за волосы и вышла. Темноволосая открыла ящик стола, достала от туда металлическую коробку с каким то печеньем, конфетами, пододвинула мне и вышла тоже. Я остался один в небольшом кабинете. Меня окружали книжные шкафы, полки заставленные книгами. До самого потолка лежали груды папок. На антресолях, на подоконнике, на полу, везде лежали книги и папки с бумагами. Бумага была везде и в даже в воздухе пахло сладковатым запахом бумажной пыли.
В этом бумажном царстве, не из бумаги были только три вещи – моя чашка с чаем, коробка с печеньем и деревянная дощечка, длиной около полуметра с нанесенными на нее делениями и какими то символами.
Я поставил чашку и взял дощечку. Темные знаки на желтом, отполированном дереве.
Это какая то древняя книга, подумал я. Или записка. Возможность так думать мне давали законченные восемь классов средней школы. Как любой советский школьник, я знал о новгородских грамотах и египетских папирусах. Удивляла странная тяжесть деревянного предмета в моих руках. И тусклая полировка. Дощечка пахла не бумагой, она пахла временем.
- Это Римсток. Высокая женщина вернулась с грудой папок в руках. Держи его аккуратно, он очень ценный.
Я осторожно положил дощечку на стол. А что это?
- Римсток, рунический календарь. Вот эти деления означают дни, а эти символы положения солнца и фазы луны.
Это прозвучало для меня как тарабарщина.
- Видишь вот эти символы? Это руны. Их называют Даг руны – руны дня. Ими записывают дни недели. Это очень древний календарь. Ну конечно перед тобой лишь копия древнего календаря... Но этой копии уже больше ста лет.
Когда то этот Римсток хранился в мэрии Вильнюса и по нему определяли самые важные даты в жизни города и горожан. Теперь он в нашей библиотеке.
- А почему деревянный? Дольше хранится?
- Это очень давняя традиция резать руны на дереве. И Римсток одна из первейших форм рунических записей. Рунами записывали то, что хотели уберечь от времени. Точнее то над чем время не властно. Можно сказать что Римсток содержит в себе истину, но так же можно сказать и то что Римсток и есть сама истина.
- А что такое Истина?
Она посмотрела на меня слегка округлив глаза.
- А сколько тебе лет?
- Четырнадцать.
Она подошла к столу, взяла лежащий на бумаге Римсток и протянула мне.
- Возьми.
Я вновь почувствовал странную тяжесть дощечки. Поверхность была гладкой и холодной.
Женщина внимательно посмотрела на меня и сказала:
- Четырнадцать или четыреста, все это теряет значение, когда в твоих руках то на что время не имеет воздействия.
Я держал в своих руках Римсток и пытался почувствовать его сущность в которой и прошлое и будущее и все это одновременно и сразу и вдруг я понял…
- Я могу это взять, себе?
- Конечно нет!
Я обернулся. Вторая женщина, которая уходила первой вернулась и я даже не слышал как. Теперь она стояла у книжного шкафа и улыбаясь смотрела на меня.
- Твоя группа нашлась. Пора.
Мы вышли на улицу. На площади, перед библиотекой университета стоял мой белый Икарус. В окнах лица смеющихся одноклассников. Экскурсовод волнуясь что то быстро говорит черноволосой на литовском. Он все время благодарит, она ему кивает, потом подходит ко мне и опускает мне в руку маленький деревянный кругляшок.
В центре него знак похожий на бабочку расправившую крылья.
- Это тебе на память. Даг руна. В ней все дни, всех лет этого мира.
- Спасибо!
Потом, четыре года спустя в последнюю полную луну октября, я вырезал свой набор рун. Двадцать четыре руны, три атта с Даг руной. Это мой первый набор рун, которым я пользуюсь до сих пор.



16 сентября 2014

Дмитрий Реган


Рецензии
Руны это буквы, я знаю)))

Марципалина   02.04.2016 15:47     Заявить о нарушении