Выбор

;- Так нельзя. Ты должен сделать выбор, ; суровая, весьма грузная женщина, с каким-то серым, почти стертым лицом, бесцветно, но твердо обращалась к ребенку.

      А что, собственно, есть выбор? Выбор есть всегда... слова, вселяющие в людей надежду. Плохо, когда этого выбора нет, и приходится делать то, что попросту ждут от тебя другие. Но жизнь подкидывает случаи, в которых есть из чего выбирать, но... Уж лучше этого выбора не было.

"Зачем? Зачем они задают мне эти ужасные вопросы?" ; ребенок, мальчик лет пяти-шести, беспомощно водил взглядом по небольшому, душному залу суда.

      Не находя хоть малейшую, спасительную ниточку, потерянный взгляд вновь и вновь повторял один и тот же замкнутый круг: отец. Мать. Старшая сестра. Серое окно с видом на огромную пробку. Стены. Судья. Пол. И так снова и снова. Родные отводили глаза, отказывая ему в поиске ответа.

А вопрос, на который мальчик не мог ответить, так и повис в воздухе. Если, конечно, можно назвать воздухом, то, чем дышали в помещении. А судья ждала. Нетерпеливо ждала конца этого "бытового", обычного заседания. У нее был усталый вид и снисходительный взгляд. Дома ее наверняка ждала большая семья. Муж, дети... А может, кошка или собака.

В любом случае, ей хотелось побыстрее отправиться домой. Это заседание было для нее скучным, нудным, обременительным.
Пускай ребенок не до конца осознавал всей сути происходящего, но ему это не нравилось. Ему было грустно, горько, и одиноко.
;- С кем ты хочешь остаться? С мамой? Или с папой? С кем из них ты будешь жить?

      Ребенок робко поднял взгляд на человека, требующего от него ответа. Глаза моментально наполнились слезами, в горле встал большой и тяжелый ком, мешающий говорить, и ни в какую не желающий исчезать. Он чувствовал, что вот-вот заплачет. Ему очень хотелось убежать. Туда, где было бы тепло, уютно, где мама с папой снова были бы вместе, а его никто не заставлял делать ужасный выбор... Но такого места не существует. Не в этом мире уж точно.
;- С мамой... И с папой... Я хочу жить с ними... ; тонкий детский голосок дрожал, срывался.
Старшая сестра презрительно фыркнула.
;- Опять двадцать пять. Пойми, так нельзя, ; судья теряла терпение. Ведь этот ответ она слышит третий раз.
;- Мама... - мучительно прошептал мальчик.
Конечно же. Ребенок выбрал маму. Выбрал ту, что подарила ему жизнь. В таких делах выбор почти всегда очевиден.
Облегченный вздох матери. Еще одно фырканье сестры. Злобно брошенное отцовское "Черт". Вздох судьи и легкая улыбка на ее лице.
"Оказывается, у нее есть лицо..." ; мельком подумал ребенок, прежде чем слезы закапали из его детских, невинно распахнутых, голубых глаз, и он устало прижался к матери.

;- Я этого так не оставлю. Ты не получишь его! ; только выйдя на улицу, родители тут же начали ругаться.
;- Уже получила, - довольно сказала мать, крепко взяв сына за руку.

      "Чему? Чему радуется мама? Ведь мы семья! И мы должны быть все вместе!" Но этой мечте вряд ли суждено сбыться. Грусть. Горечь потери. Пустота. В голове густой туман, а в глазах застыла пелена слез. У мальчика пяти-шести лет...
Прошло около месяца. Месяца душевной пустоты и головной боли. Казалось, что за этот месяц он очень сильно повзрослел. Многое осознал, переосмыслил. В том числе, глупость своих слов на суде. Глупость того, о чем он просил. Родители никогда не будут вместе. Семьи больше нет. Фактически, суд не решил ничего. Мальчика по прежнему делили между собой мама и папа. Как игрушечную марионетку.

      Мальчика часто забирал к себе отец. Тайно. Мама само собой узнавала. Неслась домой к отцу. Забирала своего ребенка обратно домой. Со скандалом. В общем-то как и всегда.
Домой... "А где мой дом?" ; немой вопрос мальчишки. Он чувствовал себя бродягой, скитальцем, которого бросает от одного дома к другому. Нигде он не чувствовал тепла, заботы, и любви. По прежнему хотелось убежать. Но разве есть куда?..
Снова день. Очередной, ничем не отличающийся от предыдущих дней этого месяца. Точнее, день подходящий к своему концу. На дворе стоит теплый июнь. Солнце уже приготовилось к закату. По небу разлились красивые золотые и розовые, манящие оттенки. Они смешивались друг с другом, образуя новые цвета. Как будто где-то там существует огромный Великан-художник, с огромной кистью и палитрой, рисующий этот закат.

      Отец снова забрал его к себе. Как всегда не спросив разрешения мамы. И вот, мальчик стоит возле маминой машины, ждет ее, чтобы поехать домой. А она и отец стояли поодаль. Ругались. Громко. Звонкий мамин голос. Грубый папин хрип. Сестры не было здесь, но мозг сам воспроизвел ее коронное фырканье. Впрочем, родители всегда так прощаются, а его отправляют ждать в машине.

      Глядя на розовые небесные всполохи, мальчик подумал: "А почему бы наконец не исполнить свою мечту? Вот бы, побежать навстречу этому закату... Что, если я встречу там того самого Великана-художника?"

      Ребенок ощутил прилив детского восторга и радостно побежал на встречу закату, прочь от машины, прочь из двора. Давно он не ощущал себя таким счастливым. Он просто бежал по тротуару, а навстречу ему шло много прохожих. Кто-то суетился, торопился, а кто-то, наслаждаясь погодой, прогуливался. Лица, так много разнообразных лиц! И так много эмоций. И все эти эмоции казались ему обязательно положительными. Ведь он и сам излучал искры счастья, будто маленькое солнышко. Туда-сюда шуршали шинами и гудели машины. Моргали светофоры. Впереди был мост, высокий и красивый, по которому с огромной скоростью, обгоняя друг друга, неслись машины. А под ним, по реке важно и неторопливо проплывали катеры и яхты, катерочки и яхточки, просто небольшие суденышки. Мальчик всегда мечтал проплыть хоть на одном из них. "Пройдусь по мосту и вернусь обратно. Наверное, мама уже ждет меня и волнуется," - решил ребенок про себя.

      Он был уже на середине моста, подойдя поближе к парапету, он увидел как внизу по полотну воды проплывает катер, и стал любоваться его плавным, неторопливым ходом. Вода блестела и переливалась, казалась золотистой, благодаря солнцу. Послышался тонкий писк. Котенок. Маленький пушистый комочек жизни, абсолютно беззащитный перед нею. Он ходил по узкому верху парапета и был весьма доволен. Еще бы, ведь открывающуюся красоту он видел будто на ладони. А мальчику же приходилось довольствоваться узкими отверстиями между декоративными прутьями моста.

      Потянулся к пушистому мяукающему комочку. Но высота... Как же в тот момент, остро, он почувствовал громаду этого мира. Насколько он мал, по сравнению с тем, что его окружает. Высокие блоки зданий, не досягаемые небо и облака, как огромны самолеты, которым выпало счастье находиться в небе, пусть непостоянно, пусть с искусственными крыльями, машины и даже проходящие сейчас мимо него люди, были огромны. И лишь эта урчащая, мяукающая система настолько мала, что может уместиться в его ладошке. Это ободрило его. Хоть кто-то был меньше, чем он.

      Немного постаравшись, малыш все же забрался наверх к котенку и разделил с ним созерцание, захватывающего дух, пейзажа. Высота, закат, водная гладь и небо... Которое теперь стало чуть ближе к нему.

"А может, мама разрешит мне взять его себе?" - подумал мальчик, опуская кроху с парапета на тротуар, мысленно уже придумывая ему имя. "Только никуда не уходи! Я сейчас спущусь к тебе," - погрозил нестрого пальцем мальчишка. Будто бы в знак понимания, тот коротко мяукнул.

      Ребенок встал на ноги, выпрямившись в полный рост, желая спрыгнуть к нему. Он расправил плечи и глубоко вдохнул воздух, протянул руку к солнцу, словно бы пытаясь поймать в нее последние лучи уходящего дня. Неожиданно для себя малыш пошатнулся и закрылся рукой от слепящего солнца, а твердая поверхность резко стала исчезать из-под его ног. Порыв ветра... Неловкий взмах руками, короткое вырвавшееся "Ай...", и он, не удержав равновесие, уже падает вниз. Вниз... Навстречу золотистой сверкающей воде, готовой всех принять в свои объятия. С высокого моста. С огромной скоростью. Счастливый еще секунду назад, он падал вниз...

Понимал ли ребенок, что он падает, что он скоро умрет? Или наоборот?.. Думал, что наконец убежал от всего... От всех... Научился летать...

***

;- Сынок, мы едим домой! Сын... Где ты? ; мама подошла к своей машине, собираясь уехать. - Подонок! Куда ты дел моего сына?
;- Ума совсем лишилась что ли?! Иди ты к черту!
Ругань продолжалась. Как и всегда...

***

;- Боже мой! Страх-то какой!
;- Упал!
;- Насмерть же...
;- Какой кошмар, с такой высоты!
Толпа прохожих мигом заполонила все свободное пространство. Кто-то вызвал полицию, скорую. Но все это уже не имело никого значения...
Солнце, взглянув в последний раз на город, озарив его прощальными лучами, ярким всполохом постепенно село.


Рецензии