Чи бачили ви киценьку? Вернойхен. Разное 2

http://www.proza.ru/2015/03/29/2102

Брошенные дома

А тогда дорогу в городок я знала хорошо, мы ведь ходили  и в баню, и в Дом Офицеров, и в военторг, и на склады за продуктами… Сейчас я помню только, где она начиналась, и где заканчивалась. Чуть короче был путь через дырку в заборе в той части городка, которую очень метко  называли Аппендицитом.  А если идти  через проходную, перед тем, как свернуть к ней, надо было пройти по густо заросшему малиной проходу между усадьбами. Малина была садовая, крупная и сладкая, красная и белая. Свернув  на шоссе, ведущее к проходной, шли вдоль  усадеб. Среди них была  одна из тех, что  тогда называли «брошенным домом». Таких усадеб в то время  было немало. Брошенными они не выглядели  и таковыми, собственно, не являлись. Все знали, что их владельцы  живут в Западной зоне и считалось, что они  могут в любой момент вернуться.

 - Почему же они не возвращаются? - размышляла я и долго не находила ответа. - -И где же они живут, оставив  такие  чудесные дома?   У них что, ещё другие есть? Тогда почему они эти не отдадут людям?
- Не решили пока, где хотят жить. - предположила мама.
Не решили… Да чего тут решать?!  Конечно,  же здесь! Вон, какая у нас тут жизнь хорошая!

Несколько  позже   я задумалась над тем, а  куда подевались  фашисты? Все немцы, которых я знала (кроме Юргена!), мне очень нравились. Они были  милыми, добрыми… Они фашистами быть не могли!  И тогда я решила, что в Западную  зону  убежали все плохие немцы.
Мне кажется, первое время случалось, что  туда даже некоторые русские попадали. Кто по ошибке, кто специально, потихонечку наведывался. Но потом стало точно  и окончательно невозможно, и взрослые почитали большой удачей покупку вещей, привезённых оттуда. Считалось, что это всё очень качественные вещи.  У моей мамы была такая кофточка. Она провалялась в шкафу, пока я не выросла. Я поносила её недолго, потом она куда-то делась. Кофточка, как кофточка. На мой взгляд, и в ГДР вещи были прекрасные.
  Так вот, ни одного случая возвращения  хозяев «брошенных» домов я не знаю, как  и ни одного случая мародёрства. Даже фрукты и ягоды в их садах никто не трогал. Впрочем, один случай был – это когда солдаты стройбата, привезённые к нам для строительства новых домов за автохозяйством, в самоволке оборвали яблоки.
Уже вернувшись в  Союз, осенью 1966 г  я слышала, как о подобном случае сообщил «Голос Америки». Видимо, он  всё же был исключительным, если его возвели в ранг события.   

Стройбат

А тогда, в начале 60-х, солдаты стройбата внесли некоторое разнообразие и  оживление в нашу жизнь. Кто-то из них с энтузиазмом обследовал в городке чердаки и подвалы домов, где жили семьи офицеров. Украсть что-либо солдату не было смысла, он же весь  день на виду. Развлекались тем, что били ёлочные игрушки, вскрывали банки с консервацией, портили вещи,  сушившиеся на верёвках на улице. Кому-то порезали ковёр…  Никого не хочу обидеть, но что было, то было.

Папин день рождения

В июле  праздновали папин день рождения. Не помню, кто ещё приходил в гости,  но точно были  соседи. Из их подарков помню большое глубокое керамическое блюдо с горой крупной  клубники сорта Виктория. Клубнику отдали нам, детям. Нас  ожидало разочарование - под клубникой оказались яйца. Мама говорила, что в те времена  для немцев это был очень дорогой подарок.  Урбан сделал яичный ликёр, такой вкусный, что даже  нам дали попробовать. 
Дети, как обычно, в комнате не поместились, нас накормили на кухне и выгнали на улицу. Мы играли под нашим окном в задней части двора, там лучше было слышно музыку магнитофона, который собрал мой папа. Мне очень нравились модные песни, и я подпевала:

Домино! Домино! Будь весёлой, не надо печали
Домино! Домино! Мы счастливее всех в этом зале!
Видишь я с тобой, друг любимый мой!
Домино! Домино! Слышишь, счастье стучиться в окно!

Замечательная песня! Или вот эта:

Мишка, Мишка, где твоя улыбка
Полная задора и огня?!!
Самая нелепая ошибка-
Слышишь, Мишка?-
То, что ты уходишь от меня.

Волку тоже нравились песни, и он весело лаял. Полугодовалой сестре   нравился Волк и она лаяла, вместе с ним. Эту нашу  перекличку папа умудрился  записать  на магнитофон. Запись долго хранилась, но со временем плёнка повредилась.

В поисках информации  об  исполнителях любимых мною песен, я наткнулась на невероятно  талантливую статью. В ней  очень точно передаётся атмосфера тех лет, что, к сожалению, совершенно не удаётся мне:

 http://www.vilavi.ru/pes/090411/090411.shtml

Карусели

Наверное, каждый год в город ненадолго  приезжали аттракционы - «карусели», как мы говорили. О, это было большое событие! Располагались  они  в крошечной роще рядом с магазином фрау Мючке.
 
    У забора, рядом с  магазином, стоял вечно закрытый киоск. Открывался он крайне редко, там продавали мороженное. А  вот когда приезжали карусели, в киоске продавали  потрясающе вкусные сардельки с кисло-сладкой горчицей на прямоугольных картонных тарелочках с тесненным узором по уголкам. В качестве гарнира  можно было выбрать картофельный салат, заправленный тягучим майонезом, или  белую, нарезанную длинными тонкими нитями, квашеную  капусту. Кроме сарделек продавали ещё маринованное филе селёдки с луком, кусочком маринованного огурца  и зернами горчицы. Филе было свёрнуто в рулончики  и сколото деревянными шпильками.- Называлось . роль-мопс..

Атракционы установлены  были за забором, там играла весёлая музыка. Наверное, в разные дни были разные программы развлечений. Летом 1955г, когда я впервые пришла туда с  мамой и Гертой с детьми, мы попали на танцы, где, веселя  народ, грубовато дурачилась огромная страшноватая кукла на ходулях. Первое посещение  запомнилось ещё и тем, что  остановилось  Чёртово колесо  и мы застряли на самом верху. Герта очень боялась, ей было  нехорошо. Я сочувствовала, но удивлялась, и чего тут бояться? Такая отважная девочка! Только  в возрасте 17 лет выяснилось почему-то, что я до потери сознания  боюсь высоты.

Немцы веселились простодушно, как дети и охотно участвовали во всевозможных играх. Рядом с рощей был то ли стадион, то ли просто лужайка Народ усаживался  многолюдным оживлённым кругом. В центре стоял ведущий, предлагавший разные смешные игры и забавы. Я тоже в них участвовала и некоторые потом имели успех  на наших  школьных праздниках.  Но сейчас я могу вспомнить только одну игру, из-за которой ушла из круга: на огромном удилище подвесили сардельку, и участники  ловили её ртами, стараясь  откусить. Смешно это невероятно, но участвовать я не захотела.

Эх, карусели!...А тир с призами, а лотореи разные!!! .  Мы тут же  сказочно разбогатели. У нас появились переводные картинки с Микки- Маусом, колечки с камушками, обёрнутые фольгой и оплетенные сеткой из разноцветных ниток мячики на резинке,. весёлые пропеллеры на палочках, цветы из разноцветных перьев и много неотразимо красивых безделушек из ярких шелковых   ёршиков…

В 1956 маме было не до аттракционов,  я ходила   с  папой. С папочкой хорошо – он разрешает всё, что я хочу  и покупает всё, что попрошу…  И не портит праздник  тем, что « это выброшенные деньги», а  «эту гадость в рот брать нельзя»… Даже давал мне слизнуть пенку с пива!  Папа замечательно стрелял в тире и меня учил, мы настреляли много призов !

Факельное шествие

Не помню, в каком году я попала на факельное шествие? Заранее  были куплены  чудесные бумажные фонари и факелы. Мой факел представлял из себя жёлтый разрисованный бумажный стаканчик, внутрь вставлялась свечка. Свечки вставлялись и в складные гофрированные фонари, напоминавшие китайские. Факельным шествием, вероятно, заканчивалось пребывание балагана в городе, мы мучительно  долго ждали этого события.. Так не терпелось зажечь фонари!!!
Наконец дождались. Возбуждённой толпой двинулись по дороге.…Мрак словно сгустился вокруг поднятых факелов. Это было, конечно, сказочно захватывающе, даже померещилось на мгновение что-то зловещее… Довольно скоро я  устала…  Спотыкаясь о какие-то булыжники, отбилась от своих… Упала, ободрала коленку… Дурацкое факельное шествие!. Никогда  больше не пойду…
И жаль было утраченной красоты помятых, заляпанных  разноцветным парафином  фонарей.

http://www.proza.ru/2015/03/31/1387


Рецензии