Гиляшон

                Гиляшон
                (Продолжение повести "Афоня")
     Утром следующего дня в чум вошёл Гиляшон. Афоня уже давно не
спал, ощутив неприятный зуд в волосистой части головы. Он упорно
обдумывал как же быть ему дальше, и ничего придумать не мог; плыть
вниз по реке на лодке - перехватят ногаи, идти пешком - никогда не
дойти до острога, впрочем ещё некоторое время подождать здесь: вдруг
казаки во главе с Охримом Барабашем объявятся. Приход Гиляшона
оторвал его от горестных размышлений. Он жестом обозначил казаку,
что нужно сначала есть, а потом идти стрелять из лука. С утра всё насе-
ление пауля питалось ухой. Разговоров за трапезой, и позднее её Афоня
не слышал. "Немногословный народ, - отметил про себя он,- используют
охотнее жесты, чем слова..." Рыбьи кости тут - же отбрасывали собакам,
яростно грызущих друг друга из-за пищи. Молодой казак, на этот раз,
не забыл сотворить молитву. Рыбу из котла таскали чем придётся: ножами,
стрелами, деревянными лопаточками. Для Афони рыбу натаскал из
котла Гиляшон, положив её на небольшое бревно. "Хоть бы кусочек
хлеба", - не вольно подумал казак,-"Без соли и хлеба нехристи живут,-
как можно?" Старший поселения, как понял Афоня из объяснений Гиля-
шона, Сямын тоже ел вместе со всеми; его морщинистое лицо расплы-
валось от удовольствия, когда он высасывал рыбий жир из голов крупных
голавлей. После трапезы Гиляшон повёл Афоню в амбар - деревянное
строение, в котором казак разглядел темные небольшие скульптуры.
Молодой вогул помазал кровью, накануне добытого им глухаря, самую
большую скульптуру, постоянно повторяя слово: Нуми - Торым, затем
помазал кровью губы ещё трёх деревянных фигурок поменьше, но Афоня
кловил название только одной: Вог - ула - Торым. Это была деревянная
кукла с большими грудями. "Женский бог",- подумал казак. Но более
всего удивило юношу то, что вогул мазал кровью модели лука , копья.
На само краю пауля, у большого осокоря, в виде птицы была сделана
мишень. Гиляшон дал Афоне лук: " Алунгкве!"1
   Афоня  туго натянул лук, но стрела пролетела мимо толстого ствола
осокоря.
    - Люль ворхум!2- отметил Гиляшон, заметивший ранее скептическое
отношение казака к жертвоприношению орудиям охоты.- Люль ворхум...
    Стрелу выпущенную незадачливым стрелком искали долго,- вогулы
старались поражать цель наверняка,- они очень дорожили наконечниками
стрел из металла. После такого "конфуза" Гиляшон подозвал к себе из
пауля мальчишку по имени, как понял молодой казак: Перко.
    - Алунгкве,- сказал ему молодой вогульский охотник. Мальчик выстре-
лил и стрела точно попала в середину мишени. Гиляшон натянул лук сам,
- настало время удивляться Афоне,- стрела попала в оперение стрелы,
выпущенной мальчиком. Тут - то казак понял: в искусстве стрельбы из лука
его превосходят даже  мальчишки из вогульского поселения; он уныло
стал " волочиться" за Гиляшоном. Войдя в осинник, на взгорке, вогульский
охотник остановился и устроил перед казаком форменное представление;
он показывал "люль ворхум" как мягко и бесшумно нужно ходить по лесу
чтобы не тревожить менквов3
1 Алугнгкве - стреляй. Буквально: добыть или убить зверя. Манси
2 Люль ворхум - плохой охотник. Манси.
3 Менкв - злой лесной дух. Манси.


Делал подобные попытки и казак, но ничего не получалось у него:
земля "гудела" под его шагами,- Гиляшон прикладывал ухо к земле.
Если по лесу шёл вогульский охотник, то как бы Афоня не прижимался ухом
к земле,- он не слышал никакого гудения или лёгкого сотрясения почвы.
Отложив данное занятие Гиляшон решил обучить казака устройству и
сооружению простейших  ловушек и силков на боровую дичь.
   Буквально в версте от пауля в ельнике вдоль глубокого оврага у во-
гульского охотника стояли силки на рябчиков. В четырёх из двенад-
цати силков Гиляшон вынял четыре лесные курочки, находящихся
в подвешанном состоянии, на сучьях ели. На первый взгляд устройство
силков было несложным: к одному из сучьев ели подвязывалась тон-
кая бечёвка из конского волоса ввиде петли, в которую должен попасть
рябчик головою, потянувшись за приманкой, и сам же её - петлю затя-
нуть. Приманкой служит кисть рябины, или любой клок меха, тряпочка
ярко - красного цвета. Для Афони было совершенно не понятно: почему
рпябчик не может усвоить, что рябина на ёлках не растёт? Гиляшон дал
казаку несколько волосяных поводков для оборудования силков. Афоня
установил силки на лесную курочку, твёрдо надеясь, что завтра он вынет
из них свою первую добычу.
    Обратно в пауль казак торопился более своего наставника; у него
сильно замёрзли, намокнув в худых ичетыгах ноги, и ещё он питал
надежду, что в его отсутствие возле пауля могли появиться казаки.
Гиляшон шёл не спеша, как будто крался, или выслеживал зверя, не
производя никакого даже лёгкого шума в лесу. Афоня ещё не осознавал,
что для вогулов такой ритм движения - образ жизни, её сущность. С
другой стороны "чавкание" и "хлюпание" сырых казачьих ичетыгов
явно раздражало вогульского охотника; он никогда понапрасну не
тревожил злых духов - менквов, не нарушал чарующей тишины леса...
    В пауле, возле "умирающего" костра, тихо покачиваясь, не меняя позы
сидел Сямын.    Закрыв глаза, он о чём -то думал приятном, ибо улы-
бался и чмокал губами. Гиляшон положил на деревянную колоду, возле
костра, всех четырёх лесных курочек. Сямын открыл глаза, одобрительно
чмокнув. Молодой вогульский охотник что - то ему начал объяснять, на
что старик ответил одной фразой. Гиляшон ушёл в чум; вернулся обрат-
но с топором, владельцем которого, ещё день назад был Афоня. Более
жестикулируя,- не доверяя словесному объяснению,- вогульский охотник
дал понять казаку, что ему теперь лучше заняться заготовкой дров для
пауля. Афоня осознал: он как охотник не состоялся: определён как женщи-
ны1пауля, для хозяйственных работ. Немного расстроенный подобным
событием, он скинул худые ичетыги, поставив ступни ног на горячую,
ещё не остывшую золу.- Ёх,- вздохнул Сямын, поднявшись, и направляясь
в чум. Вернулся хон2 с меховыми сапожками - ёрн вай3, положив их
молча перед Афоней. Молодой казак улыбнулся, кивнув в знак благо-
дарности, головой.
     Женщины пауля молча забрали с колоды рябчиков, начав их ощипывать;
собаки вместе с маленькими чёрноглазыми детишками крутились возле
них. Все действия по приготовлению пищи происходили почти бесшумно,
лишь изредка взвизгнет собака да всхлипнет маленький ребёнок. В это
1Женщины у манси люди второго сорта; они не допускались к Священному дереву, к жертвоприношению и обычно брались охотниками в жёны из другого мансийского племени.
2Хон - князь. Манси.
3Ёрн вай - меховая обувь. Манси


время из, у самой извилины Вог - улы показался мужчина - охотник, несший
на плечах крупного бобра. В пауле началост лёгкое оживление, более
всего начали суетиться женщины, хотя бурного восторга не показывали,
но Афоня отметил: все довольны удачей Алюни, - так звали этого охотника.
Свою добычу  этот вогул положил перед Сямыном. Тут -же к Сямыну, вы-
нурнув из амбара, в котором Гиляшон мазал кровью глухаря деревянные
фигурки, подбежал  маленький со сморщенным личиком мужичок. Мехо-
вая одежда вогула была украшена различного рода металлическими
предметами, большей частью наконечниками стрел,- костями животных,
камнями различных цветов и пучками трав. Цокая языком, шаман,- именно
так понял его роль в пауле Афоня,- долго и умиленно гладил плотный
мех добытого зверя, повторяя незнакомое слово: вит - уй1. Алюня был
доволен добычей,- слава лучшего охотника пауля теперь у него2.
     Разделкой убитого зверя занялся сам охотник; возле него в таких
случаях толпились дети и собаки, не проявляя никакого интереса к
женщинам пауля с лесными курочками. Вскоре задымились костры,
в котлах начала бурлить вода,- всё шло по известному для всех жителей
таёжного поселения ритуалу. После сытной трапезы, где каждый из
трёх десятков жителей пауля получил по куску мяса бобра или рябчика,
мужчины грелись, валяясь на шкурах, в скудном на тепло, осенних
лучах солнца. Женщины парочками, вместе с детьми, перебирали
друг у друга волосы,- и как сообразил Афоня,- искали вшей; у казака
1Вит -уй = бобр. Буквально: водяной зверь. Манси
2Лучший охотник - у манси к высшей касте, если так можно выразиться, относились
охотники, князь, шаман. Только они допускались к религиозным обрядам. Даже
кузнец, если такой был в пауле, относился к низшей касте.


после такой догадки, начался зуд в волосистой части головы.  Тут
Сямын отвлёк его от неприятных размышлений; он разровнял золу,
нарисовал прутиком лося.
    - Соруп1,- произнёс старик.
    - Соруп,- повторил Афоня.
   - Вортолнут2,- сказал хон.
   Афоня добросовестно повторил слово, разглядывая очередной рисунок
Сямына. Таким образом казак в этот день узнал название почти всех зверей
на которых охотятся вогулы.
    Под вечер част мужчин пауля, на лодках. отправилась на рыбалку,- они
проверяли ловушки. Афоня вплоть до темноты занимался заготовкой
дров, поругивая вогулов за то, что они не могут приспособить лошадь для
доставки тяжёлых бревен.
___________________________________________________________
1 Соруп - лось. Манси
2 Вортолнут - медведь. Манси


Рецензии
Как интересно живёт это племя, сколько
всяких обычаев и традиций,которых нам
не понять никогда...Я читаю с удовольствием,
как будто путешествую и вижу всё наяву.
Написано просто великолепно, на мой взгляд,
такие произведения непременно надо издавать.
Спасибо, Павел! Вы- молодец! С уважением и теплом,

Эльвира Гусева   29.03.2015 09:36     Заявить о нарушении
Эльвира! Ваши бы слова да редактору на язык. Но, утешусь я только
Вашим добрым отзывом.
С нежностью сердца к Вам Павел

Павел Патлусов   29.03.2015 09:45   Заявить о нарушении
Издание книг-дело очень дорогое,
да и спрос на них невелик...

Эльвира Гусева   29.03.2015 09:49   Заявить о нарушении
Согласен. Пользуются в основном электронными книгами...
Ещё раз спасибо. Павел

Павел Патлусов   29.03.2015 12:17   Заявить о нарушении