Зрительная память

О том, что у меня хорошая зрительная память я узнал случайно.
Дело было так
Меня родители повели в ТЮЗ. В фойе  мама купила мне в книжной лавке раскраску в твердой яркой обложке.
   Не знаю, замечали ли вы, что в кинотеатре только успеешь сесть – и уже кино. А в театре не так. Вечно какой-то шум, суета, сутолока. Гомон в зале. Скукотища в ожидании начала.
   Мне было трудно усидеть, и мама стала  читать для меня вслух новую книжку про коммуналку в лубяной избушке Мышки-норушки, Лягушки-квакушки и Петушка-золотого гребешка. Ну и расселившего их всех Мишку-топтыжку. На некоторых картинках персонажи были цветными, а где-то только абрисом обозначены. Детский взгляд цепко схватывал суть, но скучал на унылых бесцветных страницах, дорисовывая не только цвета , но и не обозначенные лентяем-художником тридевятые земли с синимиморями и темнымилесами.
    Мама, чтобы удержать мое внимание, водила пальцем по темным точечкам, сопровождавшим рисунок на каждой странице и говорила примерно так вот:
 
-Вот смотри: это Лягушка-квакушка
 
  И показывала пальцем на рисунок земноводного
 
- А вот что она говорит- и переводит палец на точки внизу: «Я Лягушка-квакушка, пусти меня к себе жить»
 
    Страниц было много, а текста мало и  под каждым рисунком было всего две черные строчки, поэтому  она слишком быстро прочла всю сказку. Я потребовал еще раз повторить, но тут стал гаснуть свет в зале.


    Ну, а дальше  началось обычное представление с добрым, но глуповатым героем, которого, если бы не мы, обязательно съела бы Баба Яга. Он, гад, непременно  должен был повернуться спиной к опасности и спросить у зала- Не видели ли мы Лису?
И главное, орешь ему уже до хрипоты, что вон же она, сзади… Кто то даже огрызком яблока в нее запустит, а этот профан все никак не расслышит нашего ора.
 
 
    На утро я взял книжку с собой в детсад-  у нас принято было хвастаться обновками. Ну и в самом деле, где ж еще ими пользоваться, как не там, где мы проживали большую часть нашей всамомделешной жизни. Поэтому мы все тащили сюда свои пистолеты, машинки, кукол и …книжки.
    Кароче.  Я собрал вокруг своего сокровища приличную толпу завистливых зевак, но раскрашивать что-либо запретил. За эту муку я обещал почитать им книжку. Усадил их полукругом, а сам уселся в центре, как это делали воспитки, когда читали нам сказки.
    Я старался подражать взрослым и  с тем же выражением, что и мама, рассказывал содержание каждой страницы, водя пальцем по надписям внизу.
    Коллеги вскакивали и подбегали посмотреть новую картинку, когда я, послюнявив пальчик, переворачивал новую страницу.
 
    На это действо обратила внимание воспиталка. Она подошла к нам, а потом убежала и привела с собой старшую воспитательницу.
    Обычно такие маневры сопровождались для меня постановкой в угол. И дежурное « Что я сделал? Я ничего не делал» обычно не помогало.
    Я замолчал
    Старшая велела продолжать. И  простояла со скрещенными на груди руками и набыченным подбородком, пока я не закрыл последнюю страницу.
    Потом взяла меня за руку и повела к директору детсада.
 
Вообще-то это был филиал ада для моей тогдашней религиозной ойкумены.
    Но, вдруг, о чем то пошептавшись,  воспиталки усадили меня на стул за столом директрисы и велели прочесть книгу ей.
    Я покорно повторил номер на бис.
    У директрисы отвисла челюсть.
Мне принесли чай и дали печенья.
Чай я не любил. Лучше б в качестве поощрения разрешили не пить рыбий жир( фу, господи, что за гадость!!!! Бр-рр-р). Но печенье стал грызть с охотой.
 
-Погодите,- воскликнула директорша- А вот это прочти мне вслух
    Она положила передо мной белый лист с черными точками.
 
-Я не могу читать- тут же нет рисунков,- удивился я их космической глупости
-А вот это что за буква?- спросила старшая воспитательница, ткнув в надписи под картинкой в моей книжке
-Не знаю. А что такое буква?
 
   Кароче, печенье у меня забрали
   И дальше я рос нормальным оболтусом, без признаков вундеркизма.
 
    Ну так вот, зрительная память - дар так себе, скажу я вам, вторичный. Проку от него в повседневной жизни никакого, практически. И даже вред – занудство одно : не туда положили, не там его место…
    Я б с радостью махнул его на свои склероз и рассеянность.
    Но однажды пригодился таки.
Опять с мамой.
 
    Она работала на «железке» и у нее было льготное право бесплатной поездки раз в год в любую точку «необьятной». Ну и поехали мы с ней в тот раз из Питера в Прибалтику. И братца моего, доплатив , наверное, как за багаж какие то копейки, взяла. Они спали на одной полке, а я как взрослый – отдельно.
    А время было то самое  - жить стало лучче, жить стало , стало быть, веселей, все щастливы до усрачки, что «лишь бы не было войны». Я еще поражался, что приехавшие с Донецка мамины сестры дивятся черной икре, которая свободно продавалась в нашем продмаге в таких белых эмалированных лотках с траурной черной каёмкой на ободке. Гадость, скажу я вам… На втором месте после рыбийжира. Но приходилось есть, «чтоб не быть дистрофиком».
    Ну, это там, где-то за синимиморями, за темнымилесами икры нету. А вот у нас, оказывается, нету  зимних ботинок одной пары 43 размера (лучше черные) и женских летних туфель с острым носком и ремешком сзади (кремовые или песочные). У взрослых той поры было принято информировать ближних о предстоящем вояже и родня, друзья, знакомые, соседи приходили с денюжкой и «заказом». Как они знали цену ? Просто - цены были «общесоюзные»
 
    Список из трех страниц мама изучала всю дорогу – читала вслух, пытаясь зазубрить как стихи.
    «Фатиме – платки ситцевые с Ригой. Раисе – фужеры для шампанского или пивные кружки с гербом»…
      Нам, двум обалдуям, было скучно слушать ее мантры и мы передразнивали ее
Особенно смешно было вот это её – «Ванна Таллин» для Вани
Я встрял -  Ванин Таллин
 
-Цыц, не сбивай- цыкнула мама на меня
 
    А следом мы уже втроем смеялись впокатуху- мама оговорилась:
-Для Ванин – Таллин Ванин
 
   Так до Таллина и докатили под этот Талин-Ванин…
Вышли на площадь -  и мы с братцем отработанным движением повисли у мамки на руках:
-Купимарожено, купимарожено…
 
Мимо со стаканчиками пломбира проходили две девчушки школьного возраста, лет по четырнадцать.
Мама окрикнула их и, подойдя, спросила – Где можно купить мороженное?
Девочки переглянулись
И та, что повыше, ответила:
-Мы не понимаем по-русски
 
    Я бы засмеялся обязательно. Обязательно стебанулся бы – не знают русского, а отвечают на русском))))
    Засмеялся бы и брат, но у мамы было такое растерянное выражение лица..
И такое серьезное.
Она как будто… нет, не сломалась, но как бы надломилась.
 
     Она у нас была детдомовской. Фильм «Девчата» смотрели? Вот такой персонаж был у нас в семье. Я раньше думал, что оставшись без отца с матерью, детдомовские взрослеют раньше, закаляются характерами, раньше «домашних» обучаются самостоятельности. Носки, там, штопать или борщ сварить… Борщ-то их обучают варить. А вот жизни научить невозможно. Жизни учит только сама жизнь. Жизнь, брат, штука похитрей борща будет.  А в их «парнике» …Врать- не хорошо. И не врут.   Молодогвардейцы и пучеглазый Олег Кошевой у нас членом семьи были. И это реальность ее мира была. Она не притворялась. Она реально ТАК жила. Ваще не могла нормально реагировать на хамство. От простой наглости впадала в ступор.
 
    Взяв нас, присмиревших, за руки, она перешла с нами через площадь и возле привокзального скверика стала выглядывать кого–то. Не знаю каким она принципом руководствовалась, но  выбрала она одну немолодую, хорошо одетую  пару. Мы подошли к ним и мама спросила , как пройти – она назвала адрес
 
-Мы не понимаем по-русски -  ответила женщина
   
     Мужчина в больших роговых очках и в клетчатой шляпе с лентой отрицательно покачал головой.
Мама отошла в скверик, села на скамейку и заплакала
 
 Мы бы …мы бы с братом…обплевали всего …закидали землей из под кустов сирени… Но мы  не знали кого. Кто обидел нашу маму?
Не понимали               
               
-Успокойтесь, не плачьте,- раздалось у нас за спиной.
 
     Я оглянулся- рядом стояла женщина примерно маминых лет, может чуть постарше. Одета… как обычные люди. Одета как одета. Меня это не занимало тогда
 
-Вам надо пройти прямо два перекрестка, потом направо…Раз, два…Четыре улицы пересечь. И будет площадь. С противоположной стороны будет ваш магазин
 
     Мама, растирая слезы по щекам, стала благодарить извиняющимся тоном эту женщину, но та остановила ее, добавив, с оглядкой:
 
-И лучше не спрашивайте у местных. Лучше наших дождитесь
 
     Как можно не спрашивать у местных? Вы понимаете? Я – нет. Гугла то не было…Карту купи – это в Москве …
     Каких "наших"?
Но мама поняла
Мама что-то такое поняла…
 
 
      Я ведь, собственно, про память. А тут вот нюни распустил..
Так вот
Добрались до лабаза, затарились, пошли назад. Город ничо себе. Но не Питер, особенно смотреть не на что. Так, чисто из любопытства. Помните, как в «Мимино» -  там мусорный бак, а там женщина курила…
      Это я к тому, что ко всем бедам, с полными торбами мы еще умудрились и заблудиться. Выходов из огромного магазина было несколько и мы умудрились выйти не с того, что заходили.
      Ну вы поняли –  мальчик-с-пальчик тут и пригодился. Мама взяла меня за плечи, посмотрела, как смотрят в фильмах провожая на фронт, и сказала:
 
-На тебя вся надежда- у тебя отличная зрительная память. Посмотри, может вспомнишь что-нибудь знакомое. А то мы на поезд опоздаем
   Про «отличную» она ,конечно же, польстила…
Опоздали мы. Заблудились и с голоду померли.
Шучу
    Вывел я ляхов с того болота на Изюмский шлях. Трудно нам,штоле, мазаям, спасать вас, нормальных человецев. На дню, бывало, дюжинами считал…
    И на вокзал успели, и , сдав сумки в камеру хранения, Старый город посмотрели. Ванна Таллин, оказывается, назывался. Как тот ликер, что в торговом центре взяли.

      
 
 
        Живя в Питере, трудно обойти стороной Прибалтику по делам ли, по гулянкам ли… И в Эстонии еще несколько раз бывал. Но в Таллинн так и не выбрался. До этого Рождества.
А дело в том, что так совпало…)))
Ну, знаете, как бывает у евреев…
      Был у меня друг Рамизка. Так вот у него, у его сестры и его матери дни рождения были через три дня одно от другого. И что удумали делать эти деятели?- праздновать три дня рождения в середине. Для кого-то на три дня раньше, для кого-то на три дня позже. Ну а среднему- как карта с выходными ляжет…
      Когда мы, повзрослев, с друзьями пристали к Ромке с вопросом- где простава? А то мы, понимашь, подарки, а ты нам ни салата столичного, ни курицы-табака….Он нам и выдал пенки про этот их «обычай»
      На что Окташка, наш четвертый, наш «Портос» резонно пробубнил под нос- Вы б еще и Пасху с Новым годом бы справляли одновременно –вот бы была экономия…
 
      И у меня так вышло в этот раз – и ДР у жены и первая годовщина брака с двух недельным интервалом. Но крайние значения отпадали по причинам служебного характера. Оставалась промежуточная неделя. Но когда расстояния между вами уже год в 4 тыщи верст, то расстояние в пару недель – такая корреляция  простительна.
     Отметить решили в Балтийском круизе  - Хельсинки, Стокгольм, Таллинн, Выборг. Ночь спишь или распутствуешь на корабле, а днем  культурным досугом занимаешь. Я составил несколько программ на выбор моей любимой по принципу трех типов расслабухи- «природа», «город», «музеи».
 
     Первые два города прошли вполне ожидаемо. Третьим был Таллинн. Я сразу честно предупредил, что имеет смысл, с учетом оставшегося времени, смотреть  только Старый город. Возможно, с учетом Рождества, будет не скучно. Но по-русски лучше не говорить. Не вдаваясь в детали. Но провести экскурсию обещал сам. На зрительную память полагаясь.

    И таки подвела меня память в этот раз. Потому, что плохой была. Подвела, но я даже рад такому повороту.      
    Мне потом даже неловко перед своей половинкой было. Я как будто дешевый актеришка из ТЮЗа интриговал ее. А я ведь и сам не ожидал. Ей богу!
     Город встретил нас не только праздничным убранством, но и сверх гостеприимным радушием. Я, признаться, впервые был в чисто туристическом городе. Т.е  там, где основу экономики  составляет туризм. При, вполне себе терпимых, среднеевропейских ценах, ты получаешь отличный сервис. Не в плане ..ну не в материальном, что ли плане- здесь есть что ребятам еще совершенствовать, а вот в моральном! Просто супер. Всюду было видно желание быть предупредительными и любезными. И никакой турецкой «натаща», никакой египетской навязчивости.
    
     Мы не рассчитали из-за разных валют в Скандинавии своих «евриков» и нам русская продавщица в сувенирной лавке, отказавшись принимать оплату в долларах, подсказала ближайший обменник.  Тут зрительная память помочь очевидно не могла и я уточнил адрес на улице у трех девчушек , щебетавших по-русски. Они указали пальцем и продолжали свой треп.
 
-Всё, вы как хотите , а я сейчас начну.
-Давай Кристинку дождемся!
- Ну тогда я одна
 
     И она, душещипательно фальшивя,  запела незнакомую песню, заунывную и бодрую одновременно. Такую, какой и положено петь  народной рождественской песне. Рождественской- предположительно. Потому, что пела она на эстонском. Рождество-то католическое.  Двое других тоже подключились к колядкам.
 
        Вообще никаких проблем с языком. В маленьких лавчонках, где среди съехавшихся на ярмарку из дальних провинций,  были и торговки не знавшие русского языка: они мигом- ван минэт- звали или приводили кого-то, кто помогал в торговле. Молодое поколение чешет на трех-четырех языках без проблем.  Я не уточнял национальность, но думаю, что все. Все – это все. Без нац.ярлыков.
 
В обменнике девушка, чьим родным языком явно был не русский, мою не очень удачную шутку поддержала неожиданным образом.
 
-Ваши 200 долларов по курсу 1,29 будет _ _ _ евро.
-Жаль, я рассчитывал на 1,20
-Знаете, я могу Вам предложить  1,26 – праздничную скидку- сказала она, тщательно подбирая слова,  с сильным акцентом
-Что, серьезно? Я же пошутил
   И таки да, поменяла как обещала
С юмором у них, все таки…. Своеобразные они)))
 
     Перед Выборгом в Питере я заехал к своему другу –армянину, волнами беженской эмиграции прибитому к берегам Маркизовой лужи. И поделился с ним впечатлениями от Таллинна
 
-Эх, ты! Не тебе они рады. Деньгам твоим. А ты и обрадовался
 
 
Вот вы говорите- «зрительная память»
Ну, хорошо – не говорите. Думаете
А я вам вот, что скажу
По мне- так лучше так. Мне плевать из-за чего. Мне плевать чему..Но мне не плевать ЧТО.
Что и мне и им ПРИЯТНО
Что и мне и им УДОБНО
Что мне и, надеюсь, им НЕ СТЫДНО за СЕБЯ          
Что то, что не получилось на танках, то получилось БЕЗ ТАНКОВ. И даже лучше.
 
   
      И еще я думаю, что каждый народ, как и каждый человек вправе иметь память. И  у "них" о "нас" и у "нас" о "них".  А какой она будет- Хорошей или Плохой - зависит от всех нас.  Вернее – от каждого.
 
Как говорил Мимин, который кур возил
 -Я так думаю !


Рецензии