Коробка

   Мама купила себе новые туфли, принесла в барак и достала из коробки. Вот они лежат на маленьком столике, который служит маме и дочке, как обеденный и ученический.

   Лида не может оторвать глаз от коробки: новенькая, не ободранная, углы ровные, пахнет свежим картоном.
- Мам, можно я возьму коробку?
- Конечно, бери.

  Лида прижимает коробку к груди и выходит на улицу. "Надо Тоне показать"-думает она, идёт мимо сараев, мимо общественных туалетов, к Тониному бараку. Тонин барак особенный. Позади него есть садик. Дети так и зовут его- "Тонькин садик".

    В этом бараке было заводское общежитие. От того времени остались умывальники. В конце коридора по левую руку от входа, последняя комната и теперь называется умывальней. Вдоль стены висят четыре металлические раковины, над ними - кранчики с водой. Открываются только два, но в других бараках района такого нет. Садик за спиной барака предназначался для отдыха постояльцев общежития, строителей коммунизма.
   
   В садике есть три клумбы. Особенно красиво цветут золотые шары, длинноногие солнышки, астры и георгины. Георгины потом оборвут, когда дети пойдут в школу. Букеты из георгин самые любимые букеты школьников. Небольшие садики есть позади всех бараков в этом ряду. За садиками - полоса земли, заросшая дикими травами, расчерченная тропинками, ведущими к автобусной остановке. Дорога отделяет район бараков от частного порядка.

   Позади Лидиного барака, и всего ряда бараков по этой стороне, садиков нет, только трава и деревья между бараками и низким железным забором с остроконечными стрелами.

  А "Тонькин садик" - рай. За густым кустарником не видно окон. Акация, финики дружно цепляются друг за друга, как и люди, живущие в длинных бараках. Финики - терпкие серые ядрышки, дети облизывают до блеска. Под деревьями хорошо прятаться от палящего солнца. В саду растут каракачи, липы, тополя, осины - все деревья средневолжского края.

- Волчьи ягоды есть нельзя - наказывают детям родители, но дети и волчьи ягоды пробуют, настоящие волчата, представители дикой природы послевоенного общества.

   Лида с коробкой входит в Тонину комнату. Двери не запираются.
- Тоня, смотри какая коробка - с восторгом произносит Лида.
  Девочки вертят коробку, осматривают дно.

    Тоня достаёт свою коробку из под высокой железной кровати, приподняв белоснежный накрахмаленный с пробивным орнаментом подзорник. У её коробки обвисшие углы, облезлые стенки. В коробке вырезаны дверь и окна. Это дом. Лида и Тоня играют с шахматными фигурками. Кукол маленьких у них нет, а шахматы как раз подходят для картонных коробок. Осмотрев свою старую коробку, Тоня говорит не без зависти:
- Повезло тебе.
- Ну, я побежала к тёте Наде-портнихе. У неё всегда есть цветные тряпочки. В новой коробке должны быть новые занавески и коврики. Для тебя попросить?
- Попроси. Потом придёшь играть?
- Приду. Сделаю новый домик и приду.

   Лида ушла. Тоня смотрит на свой коробочный домик сверху вниз. В коробке есть стол из спичечного коробка, на столе скатерть из полинявшей старенькой тряпочки. Пластилином к окошкам прилеплены шторки.

     Мало, чем отличается комната Тони в бараке от её игрушечной комнатки в картонной коробке. Вдоль стен стоят две кровати с железными спинками, шкаф и стол. Она живёт с мамой и бабушкой. Безотцовщина в районе бараков - обычное дело.

  Но около окна стоит, освещённая солнцем, прижимаясь к батарее, настоящая школьная парта - гордость Тони и предмет зависти всех школьников.

    Отдельных письменных столов в комнатах бараков ни у кого нет, а тем более парт. Даже в школе нет таких парт. В школе- парты грубые, выкрашенные половой коричневой краской, на два ученика.

    А у Тони парта только для неё, светло-жёлтая с отдельным стульчиком. Верхняя крышка поднимается и под ней есть полка для книг, тетрадей и карандашей. 

    В картонном домике парты нет. Её некуда ставить. Тоня опускает коробку на пол и задвигает под кровать, приподнимая подзорник.
- Лида придёт, тогда достану - говорит сама себе Тоня и садится за парту, достаёт альбом и карандаши.

    Лида с ворохом обрезков от разнообразных тканей, лежащих хаотично в новой коробке, идёт по коридору барака от комнаты тёти Нади-портнихи в свою комнату номер тринадцать.

    Коридор длинный и Лида идёт, наслаждаясь запахом новой коробки, любуясь цветными тряпочками. Среди них она уже видит, из чего сделает коврик. Вот из этой бордовой драповой вырезки. И Тоне дам такую же. Хорошо их две лежит в новой коробке. Тётя Надя-портниха не жадная, всегда даёт девочкам много свежих обрезков тканей.
- А из синих шёлковых кусочков сделаю занавески в новом картонном домике. Я вырежу два окна в коробке - мечтает Лида.

   В комнате она весь оставшийся день вырезает в коробке окна, дверь, придумывает из чего смастерить обстановку в домике.

   В коробке непременно будет жить большая семья из шахматных фигур: папа - ферзь, король, мама-королева, старшие дети-офицеры и пешки, мальчики чёрные, девочки-жёлтые.  Девочкам Лида прилепляет пластилиновые косички с тряпочными бантиками из красных полосок. И будет у каждого отдельная кровать, чтобы старшие мальчики не спали с маленькими девочками.

   Лида задумалась: "Одной коробки мало будет для такого количества кроватей из спичечных коробков. Что-нибудь придумаю. Может на помойке поискать коробку? Если в магазин привезли туфли, значит много будет выброшенных коробок".

   У Тони в коробке давно живёт большая семья: папа, мама и пешки.
В жизни у Тони и у Лиды отцов нет, но у них есть шахматы, богатое воображение и две коробки из-под обуви. Две большие семьи живут в коробках счастливо.

   Старшие братья не щупают маленьких девочек по ночам, и не мажут им ноги клеем, вонючим и липким. Мамы не пьют водку и не спят с чужими дядьками.

  У Лиды в коробке есть бабушка из туры. Лида повязала ей на квадратную голову треугольный платочек и приладила фартук. Фартук съезжает с бесформенной фигуры туры, но ведь это бабушка. Если бы у Лиды в настоящей жизни была бы бабушка, она была бы похожа на эту шахматную фигуру.

    Лида пришла к Тоне с готовым домиком в новой картонной коробке. Тоня достаёт из-под кровати свою счастливую семью. Они ставят две коробки рядом так, чтобы получился барак и начинают играть.


 


Рецензии
Спасибо, очень понравился рассказ. Сейчас дети имеют уйма игрушек, но играться ими не умеют. Им надоела вся эта груда игрушек, а тогда дети умели играться и из ничего сами создавали себе прекрасные игрушки и любили их, игрались с ними охотно и берегли их.
С теплом, я.

Галина Чиореску   11.11.2015 16:26     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Я очень любила эти домики в коробках.

Лидия Невская Сызрань   11.11.2015 20:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.