Татья

                Татья
                (Продолжение повести "Афоня")
   На следующий день только чуть пообсохла роса, как Гиляшон с Афоней
отправились проверять силки на рябчиков. В силках, установленных
вогульским охотником, находилось пять рябчиков, а там где устанавли-
вал силки казак было пусто,- рябина - приманка исчезла, склёванная
рябчиками. Гиляшон печально, с сочувствием смотрел на Афоню.
Затем он пытался объяснить казаку:  установку  силков нужно "прино-
равливать" с учётом не только размеров лесной курочки, но и гибкости
еловых сучков... На глазах неудачливого охотника - люль - ворхум
он переставил силки, установленные ранее Афоней. Позднее, в пауле
казак вместе с Перкой тренировался в стрельбе из лука; это искусство
у вогулов было на самом высоком уровне,- Афоне, сыну священника
давалось с большим трудом, как бы он не пытался приспособиться к
основному орудию труда местных жителей. У этого вогульского мальчика
стрельба из лука получалась гораздо лучше. Мальчугану было смешно:
такой большой мужчина, выше всех охотников пауля, а стрелять из
лука не умеет...Смешно! Но смеялись ,- как понял Афоня,- вогулы очень
скрыто, "внутренним" смехом, не проявляя этого внешне никакими
признаками.
    После полудня казак занимался заготовкой дров. В этот раз  он решил
для перевозки дров, тяжёлых хлыстов, использовать лошадь. Для чего
он изрезал старые ичетыги на тонкие ремешки, связав которые, сделал
подобие уздечки; найти верёвку для сбруи не мог,- вогулы подобного
промысла не знали. Единственная лошадка - кобыла мастью была похожа
на оперение совы. По этой причине казак назвал её Совкой. Лошадь
не упрямилась; ей, по всей видимости, надоела полная безучастность к ней
местных жителей. У Совки был очень тонкий жидкий хвост; весь конский
волос ушёл на силки для лесных курочек,- для иных целей лошади
вогулам не нужны. Афоня рубил по аршину длиной брёвна, связывал
их ремешками, укладывал на спину Совке, которую не торопясь вёл
в пауль. Сямын цокал языком, одобряя действия молодого казака. Тут
Афоне пришла в голову замечательная идея: начать охоту за дичью
на лошади,- на его родине бояре гоняли зверя верхом на лошади, и
зверь, кроме хищников не боялся охотников.,- только бы научиться
сходно стрелять из лука.
     Прошло ещё несколько дней, Афоня потерял всякую надежду на
появление казаков в верховьях реки Сылвы; он резонно решил, что
казаки, как и его спутники, погибли под кривыми саблями ногаев.
Жизнь в пауле, среди вогулов, шла своим чередом, без особых
радостей и печалей: монотонность занятий приучила его обитателей
к сдержанности, не многословию;  часто целые фразы заменялись
жестами. Казак не только усвоил необходимую для общения часть
вогульского языка, но, и что немаловажно, выучил жесты - главный
инструмент общения этого народа. Охотники Алюня, Гиляшон, Тэком,
- наиболее удачливые,- практически ежедневно приносили богатую
добычу; много было пернатой дичи, рыбы.
    Начались утренние заморозки; большинство жителей пауля пере-
бралось  из чумов - летних жилищ в юрты, где в отличии от чума,
находился чувал - камин; на нём варили пищу, обогревались теплом
длинной зимней ночью. С чумов были сняты шкуры животных и
перенесены в юрты; на оголённые ребра - жерди чумов повесили
шкуры, находившиеся в летних жилищах,- так выводилась всякая
живность, уже причинившая Афоне не мало страданий. Осенние
заморозки должны были уничтожить в шкурах всех вшей.
     В первый же вечер, в юрте, казак стал свидетелем, как ему пока-
залось безобразного события. Афоня ввиду отсутствия собственной
юрты, поселился с семьёй Гиляшона и стариком Сямыном. При свете
догорающих головёшек Гиляшон с Миртой накрывшись шкурами, не стес-
няясь Сямына и его - Афони, занимались любовными утехами. Моло-
дой казак, округлив глаза, показал Сямыну, на ритмично двигающиеся шку
ры по другую сторону чувала.
    - Ёх, ребёнка делают,- без удивления отметил старик,- хороший охотник
будет...
    Через некоторое время потные, с блестящими глазами, от полученного
удовольствия Гиляшон с Миртой выбрались из-под шкур. Сямын цокнул
языком.- Тебе, Апоня, тоже нужен женщина...Ай,нужен...Долга жить
будешь: охотник делать надо...Ёх!
    Сгустились сумерки, опустилась тихая, но длинная ночь, лишь изредка
взвизгивала собака, нарушая ночной покой. Тревожно на душе молодого
казака: картина родного дома постоянно оживает в памяти,- очень
хотелось плакать...
    Утром следующего дня Афоня впервые сел на Совку; кобыла не
взбрыкнулась, видимо долго ходила под седлом у ногаев. Для первой
охоты он милостиво получил от Гиляшона две стрелы. Далеко от пауля
казак не отъехал; за осинником, миновав лог, где они ставили силки
на рябчиков, он подстрелил двух тетеревов и белку не потеряв при
этом стрел. Птица и зверь практически вплотную подпускали к себе
охотника на лошади. Сямын по поводу первой добычи казака долго цокал
языком. Афоня был доволен; он сам выпотрошил тетеревов, снял шкурку с
белки, спустился к реке, чтобы обмыть мясные тушки в воде. На камени-
стом берегу стояла Татья, наблюдая за игрой солнечных бликов на
поверхности воды. Казак вымыл мясо, и от полноты чувств, что он
тоже удачливый охотник, решил бросить плоский камушек в реку,
сделать "блины".
    - Раз,два, три...- начал он отсчитывать "блины", наблюдая как плос-
кий камушек отскакивает от поверхности воды, приближаясь к про-
тивоположному берегу.
    - Нельзя делать! - Закричала и замахала руками Татьяю.- Нельзя!
    Афоня удивился подобной реакции вогульской девушки; женщины
пауля были молчаливы, покорны и не капризны....
    - Почему? - недоумевал Афоня, приблизившись к девушке, с тушками
мяса,- почему?
    Девушка начала рассказ, который молодой казак, ещё не достаточно
понимая язык вогулов, уяснил примерно так: высоко на небе живёт
великий шаман - Большой Бог, которого зовут Нуми - Торым. У этого
Бога есть два сына и дочь. Корс - Торым владеет всей землёй, расти-
тельностью, зверями, населяющими землю; Кошуо - Торым владеет
тем, что находится под землёй. А вот Вог - ула - Торым - дочь Нуми - То-
рыма распоряжается реками, озёрами, ручьями, и всем тем, что в них
находится.
    Однажды Вог - уле - Торым стало скучно, и решила она сделать себе
живых кукол; взяла плоский камушек бросила его в речку с таким
расчётом, чтобы он прыгал по поверхности... Если камушек перескочит
реку, то на том берегу, где находится наш пауль появляется человек,
а если камушек утонет, то жителя - куклы не появлялось. С тех пор
наш народ ездит на лодках по реке - скользит, как камушки по его
поверхности, но если кто - то упадёт в воду, то погибли,- нам нельзя
погружаться в речные воды,- так велела Вог-ула - Торым.
    - Интересно,- подумал Афоня.- Вог -ула - Торым очень похожа на
нашу Божью Матерь, и значит там, в амбаре, статуя женщины с
грудями - Вог- ула - Торым.
    - Покажи,- неожиданно обратилась Татья, показывая пальцем на
грудь казака. Афоня уяснил, что она хочет видеть образок Богородицы.
Он расстегнул  чугу, достал образок.
    - Вог-ула- Торым,- восхищённо произнесла Татья. Она тебя спасла...
Шаман Кырыль хотел тебя убить... Он говорит: ты - злой Дух- Менкв,
-принесёшь беду в наш пауль.- И не закончив полностью фразы побежала
в поселение мягко и бесшумно, не тревожа жухлой травы и опавших
листьев.
    Тушку белки Афоня отдал Тэкому, тетеревов загрузил в котёл. Сямын
молча наблюдал за действиями казака.
    - На охоту шёл.- Нуми - Торым жертву делал?- спросил он.
    - Нет,- ответил Афоня,- у меня свой Бог; он сильный!
    - Однако шаман Кырыль сердиться будет: надо Нуми - Торым жертву
делать, а то дичь из лесов уйдёт...
    В этот вечер Сямын без особого удовольствия ел тетеревов, добытых
Афоней. Позднее вечером Гиляшон принес глухаря, которого отдали
в соседнею юрту.
   Вечером, при тусклом свете мерцающих углей в чувале, казак был
озабочен единственной проблемой: осень, а вогулы совершенно не
заботятся о заготовке сена для лошади. Об этом он спросил Гиляшона,
выползающего из - под шкур с Майтой.
    - Зачем траву сухой делать,- лошадь кушать будем... Весной Турбек
нам коня приведёт... Зачем собирать сухую траву?- удивлялся странному
вопросу друга вогульский охотник.
 
    
 
    


Рецензии
Сколько всего интересного
содержится в Вашей повести,
Павел! Разумеется, я многого
не знала. Обожаю такие произведения,
когда хочется читать без остановки
до конца, глотая, как чистый воздух
и свежую воду из прозрачного родника.
Спасибо Вам!С уважением и самыми
наилучшими пожеланиями,

Эльвира Гусева   29.03.2015 17:28     Заявить о нарушении
Эльвира! Вог-ула - Торым не входит пантеон вогульских богов. У них
вместо Богородицы Калташ - эква, но я просто сочинил эту легенду. В районе
протекает река Вогулка и оставить её без божества мне было стыдно...
С трепетом сердца Павел.

Павел Патлусов   30.03.2015 09:25   Заявить о нарушении