Las brujas de Zugarramurdi

Фильм начал радовать меня с заглавных титров.

Да и само заглавие интриговало – Las_brujas_de_Zugarramurdi – Ведьмы из Сугаррамурди. Но искушённые в данной теме понимают: Zugarramurdi – это не просто название баскской деревушки на границе между Испанией и Францией.. Это почти зловещее словосочетание-предвкушение: «СЛАДКАЯ СМЕРТЬ»

Итак титры…

-Венера Палеолита,
-Салемские ведьмы,
-Маргарет Тетчер,
-Фрида Кало,
-Ангела Меркель…

— по замыслу создателей фильма они имеют одну общую зловещую тайну. Видимо, они – bruja, sorcire, hexe, witch, а по-русски – просто ведьмы.
И не только они, а скорее, - все женщины по всей земле… Хотя бы потенциально.. Хотя бы на секунду.. Могут ими стать.. В любой момент.

Но всё по-порядку. Итак,


***
                Одна зловещая тайна всех женщин на земле. Часть Первая.


Сюжет: не слишком тщательно спланированное ограбление ломбарда в центре Мадрида едва не летит в тартарары – пара подельников схвачены, один застрелен полицией, и лишь двоим удается бежать на захваченном такси с сумкой золотых обручальных колец. Чтобы скрыться во Франции, молодому балбесу Тони, разведенному организатору грабежа Хосе, прихватившему на дело своего сына-школьника, и примкнувшему к остаткам банды таксисту нужно проехать мимо проклятой деревушки Сугаррамурди, где, по слухам, собираются на шабаш ведьмы. Однако незаметно прошмыгнуть не получается, ведь колдуньи истосковались по мужчинам…

Для справки:

Сугаррамурди (исп. Zugarramurdi) — муниципалитет в Испании, входит в провинцию Наварра. Занимает площадь 5,65 км;. Население 215 человек (на 2010 год). Знаменит историей, которая случилась здесь в начале XVII века, когда одна из жительниц деревни заявила, что она ведьма и регулярно участвует в шабашах в близлежащих пещерах со своими соседками. Тогда Святая Инквизиция арестовала почти всё население Сугаррамурди и окрестных сёл (около 300 человек), устроив суд по делу «Ведьминской деревни», который длился два года. В результате в 1610 году 40 жителей деревни были обвинены в колдовстве, а 11 из них — сожжены на костре, а остальных насиловали и мучали до самой смерти.

Ведьмы из Сугаррамурди (исп. Las brujas de Zugarramurdi) — испанский фильм 2013 года режиссёра Алекса де ла Иглесиа. Фильм получил восемь премий «Гойя» из десяти номинаций в 2014 году.

В Испании картина дебютировала в прокате на первом месте по итогам первого уик-энда, обойдя «Два ствола», а на второй неделе уступила лишь «Гравитации».

Алекс де ла Иглесиа (исп. Alex de la Iglesia; род. 4 декабря 1965, Бильбао, Испания) — испанский (баскский) кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер.
Окончил философский факультет университета, работал в издательстве, сочинял истории для комиксов. Начал карьеру в кино с должности ассистента у Энрике Урбису (фильм «Всё что угодно за хлеб»), в 1988 году снял первую самостоятельную работу — короткометражку «Мама» — антиутопию о семье, живущей в подвале после мирового катаклизма.
В 2009—2011 годах возглавлял Испанскую академию кинематографических искусств и наук.
В свободное от режиссуры время де ла Иглесиа дублирует американские мультфильмы на испанский: его голосом говорил один из персонажей «Суперсемейки».
Сценарии практически всех фильмов режиссёра написал Хорхе Геррикаэчеваррия.

Первое, чем наотмашь бьют «Ведьмы»,- это удивительно-цельное, органическое сочетание почти всех невозможных полных жанровых противоположностей современной культуры. Голливудского блокбастера, кстати, прилично сработанного, сложнейшего и витиеватого мистического хоррора, хорошей, разухабистой европейской, французской комедии и  отгравированной почти на предельной высоте мысли философской притчи о несчастных судьбах Человека и Человечества на нашей грешной Земле в наше несчастное последнее Время.

Необычный юмор, если не сказать более. К которому сложно привыкнуть. Горячие южные парни то тонко троллят направо и налево, то «пинают» массовую культуру и женщин, то вообще вдруг скатываются в чистое «петросянство» с искренними слезами на глазах от трагичной судьбины самих себя и окружающих их людей, или вообще используют по-полной обычный сортирный юмор. Этот фокус, с одной стороны, охватывает максимально широкую аудиторию, но в противовес этому оставляет зрителя в неудобном положении – он растерян и не понимает до конца, а юмор ли это вообще? А не тонкое ли это издевательство и юродство? Ибо этот юмор никак не желает становиться «своим». А в конце концов - он ведёт зрителей к глубочайшим размышлениям о собственном смысле жизни и предназначении.

Вот пример:

«С кем ты хочешь остаться, с мамой или со мной?
-С тобой, папа.
-Видишь, его тянет ко мне. Ради своего сына я готов на всё!…В тюрьму отправят, пойду в тюрьму! Меня уже выворачивает от алиментов, от судей и от его ведьмы-матери!...
-А меня зовут Мануэль. Мануэль Санчес Гарсия. Трое детей, живу в Алуче. Этого зовут Маркитос, он плачет, когда я ухожу на работу. Это Алехандро, он мой старший. И доченька, Лаура. Так меня любит, что поставила мою фотку рядом с Джастином Бибером… У нас много общего, женщины разрушили и мою жизнь. Представьте себе подруг: моя мать, моя сестра и жена. По выходным они собирались в кафе и перемывали мне кости.
-В школе тоже так. Девки всё друг другу рассказывают.
-Прямо секта. Поставка информации.»

Или вот:

«– Например, Соня, с которой я встречаюсь, она прямо чудо.  Я ввязался в это, потому что не могу сказать Соне, что потерял работу. Она адвокат, ведёт сложные дела, у неё куча работы, и дома она... трахаться хочет, а не выслушивать мои проблемы.
– Ты, выходит, её боишься?
– Я боюсь?! … Ну да, я её боюсь. Она жутко пробивная и умная, а я даже школу не закончил! Я червяк рядом с ней. У меня везде облом! И в работе, и в хозяйстве, и в койке. В койке она заводится с пол-оборота!
– И в чем проблема? Что тебя не устраивает?
– Она словно паровой каток. Приходит из суда и говорит: «Тони, малыш, что на ужин?» А я ничего не приготовил, потому что ни черта не смыслю в её плите. Ставлю кастрюлю – плита горячая, кастрюля – нет. Ты понимаешь? Не жрамши, мы идем в кровать. Она меня хватает У меня дыхание перехватывает, представляешь? Кровь стучит в голове, появляются мысли, и я, в итоге даю... осечку.
-А со мной раз было...
-Говорите.
-Тетка просто обалденная. Грудь, бёдра, всё при ней, прямо дух захватывает. И говорила, как в порно фильмах. Такой бред несла!
-Просто невозможно работать, правильно?
-Меня трясло от страха, я смог кончить, только накрыв её одеялом. А вдруг она уйдет и найдёт кого-то получше?
– Они будто проклятие.
– Словно демоницы! Сводят с ума безразличием, привязчивостью, верностью, распущенностью.
- И всё для того, чтобы забраться тебе в затылочную часть, куда-то туда.
- Ради этого убиваешься, а как попадешься, хоть палец отрезай. Пошло оно на хрен! Давно нужно было послать всё к черту. Я с вами, мужики!»

Про затылочную кость.. - это откровение меня поразило и приятно порадовало! Я охренел! Просто один к одному списано с моей «Твари», которую на прозе я выложил аж  25 ноября 2008-го года! Одно из двух: или сценарист «Ведьм» легендарный Хорхе Геррикаэчеваррия, близкий друг режиссера Алекса де ла Иглесиа, знает русский (что маловероятно) или же просто использует при написании реплик наших обычных «русских негров», которые выполняют за него всю чёрную работу, а те, в свою очередь, не обходят вниманием нашу Прозу Ру, кое-что заимствуя, или же.. – о, как приятно это осознавать, - мы оба черпаем инфу из одного источника мудрости – глобального информационного поля Планеты… ))

Впрочем, если вы еще не успели нащупать чувство юмора у авторов, у вас есть возможность оценить размах их экшен-сцен. Если ближе к финалу создатели картины перестали стараться, предпочтя невразумительные трюки уровня 70-х, то открывающая сцена с ограблением и погоней выглядит очень достойно, а размахом и изобретательностью вполне может сравниться с голливудскими аналогами.

Все же, при всей моей любви к различным зомби, вампирам и прочим детям ночи, должен признаться, что их количество на экране в наше время излишне высоко. Неужели ничего нового нельзя ввести? Оказывается — вполне можно. Давайте знакомиться — ведьмы Сигуррамурди. Вполне отвечающие всем канонам — Карга, Мать и Дева. Бабка, мать и внучка. Живут они в деревеньке Сугаррамурди, возле Французской границы.
И именно в этот городок попадают несколько незадачливых приятелей – Иисус, Солдат, Таксист и сынишка Иисуса - Серхио. Имена вымышленные, конечно, по фильму просто кликухи. Зовут их Хосе, Тони и Мануэль. При ограблении ломбарда главные герои переоделись этими персонажами, кроме таксиста.  Однако, это не случайный выбор режиссера и сценариста. Здесь магия чисел и «профессий». Но об этом позже.

Двое из главных героев, участвовавшие в ограблении ломбарда, взяли неплохой куш, потеряли нескольких своих подельников, захватили такси вместе с таксистом и пассажиром и рванули, как уже говорилось, через границу. Сынишку одного из грабителей отец взял с собой «на дело», из-за своей жены. Да, компания подобралась сугубо мужская и не слишком довольная друг-другом. А дальше все пойдет, примерно как у Тарантино в его «От заката до рассвета». Только с уклоном в сексизм, отношения полов и проблему истребления ведьм, вставшую во весть рост в 21-м веке победившего феминизма и подступающего Нового Средневековья..

Однако по ходу фильма оказывается, что это не простая троица ведьм! Настоящая тайная мистическая организация, в которую входят сильные мира сего: большие политики и могущественные банкиры (сменившие пол или переодевающиеся в женщин), руководители крупнейших правительств Старого света и тайных обществ по всей Европе, вознамерившиеся возродить и выпестовать к жизни Его, Самого, Антихриста. Рожденный от латентной ведьмы, он должен быть съеден Великой Богиней (голой и грязной великаншей омерзительнейшего вида, которую ведьмы вот уже не одно тысячелетие прячут в гигантских пещерах Подземелья). А после съедения мальчишка (кстати, оказывается, что ведьмы уже скормили своей богине около 30-ти мальчишек, но всё без толку, - они либо погибали, либо испражнялись из задницы богини уже полными идиотами и олигофренами) должен возродиться в новом и нужном для ведьмовской мафии качестве; стать умнейшим и хитрейшим андрогином-гермафродитом, который будет обладать всеми магическими качествами а в будущем станет троянским конём всей нечисти, захватит политическую и экономическую власть в мире, уничтожит последние остатки влияния мужчин, превратив их в рабов и упразднив навсегда патриархальные ценности. Провозгласит, наконец, Эру Ведьм на вечные времена!

Кстати, насчёт выживших. После прохождения через пищеварительный тракт Богини-Великанши. Это - брат Матери-ведьмы и брат Внучки-ведьмы.  Первого по причине явного идиотизма (но на проверку оказывается, что это всего лишь приём христианского юродства, способ остаться в живых в окружении сумасшедших и беснующихся ведьм) они гнобят его по-полной, заставляют свежевать трупы случайно заехавших к ним в деревню гостей, отрезать у них ещё живых уши, после чего ему остаётся только одно:

-Винца! Винца! Винца!

А как же иначе? Деваться-то некуда. Как и всем современным мужчинам – в запой или петлю…
В коротких перерывах бесконечного служения в рабстве ведьмам у него бывают удивительнейшие проблески сознания:
- «Не путай хлеб и вино». Нет. «Называй хлеб хлебом...»
…которые быстро заканчиваются оплеухой матери или же мордобитием до крови.
- Опять дурака валяешь? Прихвати ту коробку, закинь на заднее сиденье и садись.

Малейшие проблески сознания в Сугаррамурди жестоко наказываются. Мужик вообще не должен думать. И по большей части – молчать! Выполняя всю тяжёлую работу. Вот что приготовила ведьмовская мафия для всего остального мира.

Рельефно, жестоко, жестоко, безжалостно и по-философски ёмко прорисовано это действо авторами фильма.

Второй несчастный выживший, - брат третьей самой молодой ведьмы из троицы – Луисми.

За неповиновение и непослушание мать-ведьма приковала его в подвале к койке прямо под отхожим местом, очком в туалете небольшой забегаловки, которой для отвода глаз владеют три ведьмы, чтобы поедать заезжих постояльцев. Но бедный Луисми, весь в прыщах, струпьях и зловониях, ибо питается он лишь мочой и испражнениями заезжей гопоты, которой в свете того, куда они попали, жить-то осталось всего лишь сущие минуты, прежде чем их зарежут и освежуют. Или же сразу съедят заживо.

Мерзкий персонаж. Но одновременно одинокий и брошенный всеми на произвол судьбы. И ещё его очень жаль. Прямо до боли в зубах. Как героев из шедевров самого Cyberbonda. Точь-в-точь его «Гон». Сравните. Поймёте. Один к одному - небольшой сюжетец, но чрезвычайно ёмкий.

Опять же дежавю. В другой раз. Да, видимо, сценаристы обчитались до безумия наше великое и нетленное из Проза Ру… ))

Но ведь когда твой честный голос из Тьмы  звучит на всю Европу! Приятно ж, Cyberbond! А? Правда же?! ))

Так вот, за время своего вынужденного заточения в выгребухе Луисми прочитал собрание сочинений Марсиаля Лафуэнте Эстефании (которое тайком приносила ему сестра) и склеил из лягушачьих костей, а их там аж 16 тысяч, модель кафедрального собора в Бургосе…

Да… Мужчины, вы ещё не поняли что к чему? Если первый выживший неудавшийся "Антихрист", - дядя бедного Луисми, - затычка, раб и юродиевый дебил - это икона вашего Настоящего. То вот закованный в цепи голодный, больной, грязный, но почему-то милый и беспомощный Луисми в Подземелье-Выгребухе – это икона вашего Будущего…

Юмор сквозь слёзы. В «Ведьмах» его в избытке. Просто на каждом шагу.

«-…В голове у них совсем не то, что можно предположить.
– А что у них в голове?
– Не знаю, но что-то совсем другое. Они паучихи, плетут вокруг тебя паутину, паутина удобная, тебе в ней спокойно, и только ты привыкаешь ко всему –
пум, в тебя впрыснут яд.
-Проблемы с Ракель?
-Ни одной. Она сменила коды всех наших кредиток.
-Альфонсо, ты что, остался без денег?
-Я бы узнал это по банковским выпискам, но не могу попасть домой.
– Она сменила замок?
– И выкинула одежду на помойку. У тебя есть девушка?
-Что? Вроде, что-то намечается.
-Бросай её, пока не завяз основательно. Поняв, что твои яйца у нее в руках, она вырвет их сразу, и с корнем.»

Это диалог двух инспекторов полиции, которые разгребают дело о краже из ломбарда. По ходу фильма выясняется, что один из них, что помоложе, влюблён в другого, но боится ему в этом признаться.

А что остаётся, мужики? Лишь только любить себе подобных. В прямом и переносном смысле этого великого слова. Ведь нормальных классических женщин вокруг уже почти не осталось! Все выродились. Вас окружают хищные голодные вагины, которые ни в какую не хотят рожать вам детишек, да и острые зубки у них, готовые в любой момент отхватить под самые корни всё ваше уникальное и отличительное мужское Достоинство, а вместе с ним и Честь, и Совесть, и заодно высосать частями ваш покамест холодный но ещё всё-таки Ум, съесть ваше пока ещё горячее, но всё ещё Сердце…

Герои нам, надо сказать, попались не те, которые в Голливудских фильмах побеждают всех и вся, имея под рукой коробок спичек и два желудя (не говоря уже про братьев Гекко, у которых был целый арсенал в запасе). Честь и хвала Испании. Нет, эти ребята не слишком сообразительные, особенно герой великолепного Марио Касаса — Антонио. Не особо способные постоять за себя, и стараются в первую очередь выбраться отсюда, вместо того, чтобы победить всех. А заодно стараются разобраться в проблемах «семейных» и половых различиях.

Отсюда стойкое впечатление сюрреализма. К середине фильма начинаешь понимать: главные герои – всего лишь марионетки, за ниточки одних из них, тёмных, дергает сам Дьявол, вознамерившийся столкнуть Человечество в Геенну огненную. Другими героями руководит, видимо, светлый Господь Иисус (не случайно же Хосе переоделся в Иисуса, когда брал с подельниками ломбард!). Именно поэтому великолепной четвёрке необычайно везёт, но только тогда, когда они выполняют возложенную на них миссию, сами не понимая того, куда их выведет кривая. Они действуют бессознательно, но чрезвычайно правильно в сложившихся условиях. И ещё. Они не могут сбежать, даже тогда, когда им это очень хочется. Но всегда с честью проходят все испытания.

                ***         
                Великая тайна Второго пришествия. Часть Вторая.


Иисус (которого зовут на самом деле Хосе, то есть Иосиф, а ведь это «отец» реального Иисуса, в нашем случае – пацанчика по имени Серхио). Солдат и Таксист – не случайный выбор. Духовный лидер - Военный руководитель и руководитель Транспорта. Или вот в таком раскладе: Духовные ценности, Армия и Пути сообщения (включая связь и СМИ). Триада, опираясь на которую, видимо, можно противостоять силам Тьмы.

Но.. нужна ещё и жертва. Сын Хосе – Серхио. Которого все ведьмы считают своим, то бишь Антихристом, ибо он прошёл через лоно-горнило, а проще -ЗАДНИЙ ПРОХОД самой дурнопахнущей Великой Богини-Матери и остался не просто жив, а приобрел уникальные и великие магические способности.

Но не всё так просто здесь.

(Известно, что в конце времён Антихрист объединит весь Мир и пройдёт "инаугурацию" в Иершалаиме. Говорят также, что в ближайшее время готовится отречение Елизаветы II от престола. А её внук собирается объединить Европу и обе Америки под своей короной. Одновременно готовится свержение папства в Риме...)
 
Но вот Серхио в концовке выступает иллюзионистом на сцене, распиливая нарождающихся новых ведьм обычной пилой-ножовкой. Заметьте! Он уничтожает ведьм, а не мужиков, которых ему предначертано искоренять ведьмами. С другой стороны, Хосе (Иисус) женится на Ведьме-внучке (которая отреклась от ведьмовства во имя Любви к Иисусу-Хосе), и которую почему-то зовут Ева. По-видимому, по замыслу авторов именно они дадут начало новому очищенному от всех пороков Человечеству.

И ведьмы не дремлют. Они сидят ухмыляясь на заднем ряду, во время представления Серхио. И их опять трое. Диатонический Тритон. Аккорд Дьявола! (Третья – мать Серхио). Невозможно победить полностью.

Но после просмотра фильма остаётся главный вопрос и послевкусие:
ЗАЧЕМ ИИСУСУ И СОЛДАТУ НУЖНО БЫЛО БРАТЬ ЛОМБАРД в самом начале фильма?!
И Таксисту вывозить их в самое Пекло Ведьм - Сигуррамурди?!
Может быть, речь идёт о каком-то мировом Ломбарде?!
Как знать…
Великий фильм. Давненько таких не видал.
Рекомендую.
Обязательно посмотрите.
***

Ник Иванов. 2015. Март. 30.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.