Звезда на острии меча

К ДЖЕКУ ДИНУ,  эксперту – археологу с мировым именем, обращается за консультацией известный своими криминальными расследованиями китайский журналист ФРЭНК ЧАН. Его внимание привлекли наводнившие черный рынок явно настоящие изделия раннего средневековья, Фрэнку Чану интересно происхождение этих вещей.  Джек Дин устанавливает примерное происхождение раритетов, это Казахстан, но чтоб туда попасть, придется стать куратором предстоящей международной исторической выставки «Сокровища Казахстана» в Гонконге и приехать в далёкую страну, Фрэнк Чан отправляется туда же.
 АЙДАНА - начинающий археолог, организует встречу важных гостей, все сотрудники одеты в национальные костюмы, готовятся традиционные блюда. При знакомстве Джеки Дину не нравится Айдана, шустрая красавица говорит на ломаном английском, да еще не к месту вставляет выученные по разговорнику фразы на китайском.  Сама Айдана проводит экскурсию для почетных гостей в сопровождении сотрудников министерства культуры Казахстана, с увлечением рассказывает о периодах китайских завоеваний и пересказывает легенду о тайной усыпальнице то ли китайского военачальника, то ли императора. Заинтересованные сотрудники даже идут вслед за девушкой по раскопанной подземной галерее, где с восторгом осматривают находки, Джек Дин ошарашен исторической ценностью экспонатов, аналогов найденному практически нет. Фрэнк Чан комментирует найденный артефакт: фигурки из глины, где полость статуэтки заполнена известью и рассказывает историю о лягушках в императорской усыпальнице в Китае, где во время подготовки к выставке была разбита одна глиняная лягушка и вместо извести, внутри оказалось золото. Министр культуры предлагает сделать отдельную экспозицию, посвященную этому периоду, на предстоящей международной исторической выставке «Сокровища Казахстана» в Гонконге. У Баданаева, главного археолога и руководителя раскопок  разрядился телефон и он забирает с собой на встречу телефон Айданы, скоро приедут новые сотрудники: археологи и реставратор, нужна связь.

Во время чаепития с сотрудниками, удивлённый МИНИСТР принимает от девушки чашку, наполненную чаем лишь наполовину, но Баданаев поясняет: «Это старинный казахский обычай, если гость неприятен, наливают полную чашку чая. А желанному гостю наливают только полчашки, чтоб иметь возможность подливать свежий чай во время беседы. Айдана подает полную чашку чая Джеки Дину и тебетей с её головы свалился,  гость обжегся и очень сердит на неуклюжую девицу. Айдане неловко за ситуацию, но высокомерный китаец не вызывает у ней сочувствия. Баданаев  разговаривает с Министром в приватной обстановке. Принятый новый реставратор АЗАТ, тайно встречается с ВАХИТОМ, помощником Баданаева, они партнеры по теневому антикварному бизнесу и рассчитывают на редкие артефакты. Случайно Азат становится свидетелем того, как Баданаев просит Министра о приостановке строительства ряда объектов в долине курганов и приводит пример, как при строительстве трассы обнаружилась подземная галерея. Она, возможно, ведет к усыпальнице периода китайского похода на Тюрскский каганат, а это значит, что захоронение такого масштаба принадлежит либо крупному китайскому военачальнику, а возможно и потомку китайского императора! Азат, вспомнив рассказ Фрэнка Чана о лягушках, на ходу роется в мобильном интернете и приценивается к стоимости артефактов этого периода на аукционах.

Азат слышит  распоряжение о приостановке строительства, нужно торопиться и потому, с помощью своего подельника Вахита, выходит на «черных археологов». «Черные археологи», нанятые Азатом, угоняют с ближайшей стройки эскаватор, для ускоренного снятия верхнего слоя с места предполагаемой усыпальницы. Однако экскаватор проваливается  у входа в лабиринт, ведущего к  усыпальнице, разрушая несколько старинных статуй. Несколько небольших глиняных статуэток разбиты, внутри – золото. Баданаев, став нечаянным свидетелем подобного варварства, понимает опасность происходящего и тайно все снимает на телефон Айданы: отчетливо виден Азат,  отдающий распоряжения. Баданаев сваливается с инфарктом и Айдана забирает свой телефон в больнице, не имея понятия о видео в нём.

Для сопровождения  выставочных экспонатов, Вахита- сотрудника проекта по управлению культурными ресурсами раскопок, назначают приказом, как ответственного сотрудника  и вместе с ним , как реставратор, должен ехать Азат.  Азат среди выставочных экземпляров, отобранных Айданой, маскирует похищенные золотые статуэтки под видом глиняных. Вместе с таможенниками пломбирует и опечатывает ящики с выставочными экземплярами для вывоза за границу. Только Азат, как ответственный реставратор, имеет право снять пломбы по получении ящиков в Гонконге.

Джеки Дин и Айдана открыто вступают в конфликт, девушку не устраивает практически всё. Джеки Дин старается, но девица недовольна почти всем. Видите ли, боится за сохранность экспонатов. Айдана – боец по характеру и раз надеяться не на кого, пытается позвонить Баданаеву, чтобы проконсультироваться, что делать и обнаруживает видеозапись на телефоне. Шокированная,  Айдана втихушку пробирается в комнату, где хранятся ящики с экспонатами и обнаруживает, что они вскрыты. Боясь международного скандала, понимает, что несколько статуэток, под видом экспонатов, в Китай провез либо Азат, либо Вахит и начинает следить за Вахитом.
 
АТАНАИС покупает у знакомого лавочника –антиквара Атанаис покупает парочку артефактов для статьи Фрэнка Чана и видит передачу партии редкостей Вахитом, одного из археологов на фото к статье о раскопках. Атанаис не может дозвониться до Фрэнка и начинает следить за Вахитом. Джеки Дин наслаждается коротким отдыхом на открытой веранде кафе и с удивлением наблюдает, как эта головная боль, Айдана, почему- то следит за сотрудниками экспозиции, залезает на второй этаж рейсового автобуса и не замечает, как вор подрезает   у нее дорожный органайзер из сумки. Следом в автобус забирается Атанаис. Автобус уезжает, Джек Дин не может оставить это бестолковую Айдану на произвол судьбы и едет следом на своей машине.  В автобусе Айдана выходит  за Вахитом, но упала с узенькой лестницы, зацепив сумку Атанаис. Девушка серьезно травмирована и просит о помощи по русско- китайскому разговорнику. Услышав русскую речь, Атанаис принимает Айдану за россиянку и помогает получившей травму девушке выйти из автобуса. Артефакты в сумке Атанаис разбиты,  и она обнаруживает, что у одной статуэтки вместо традиционного заполнения полости известью - содержимое из чистого золота.   Атанаис испугана и уверена, что знакомство с  Айданой подстроено.  Джек  Дин огорчен травмой, что получила девушка и потому нечаянно, но препятствует слежке. Цепь случайностей и событий, вызванных языковым барьером, доводит Айдану до мысли, что Джек Дин - сообщник преступников, иначе какого он за ней мотается, как приклеенный. Придется обратиться за помощью к этой русской, ведь больше не с кем посоветоваться.

Фрэнк Чан обращается за консультацией к Джеку Дину, вместе они начинают  расследование с помощью полиции. Преступники пытаются шантажом уйти от наказания, похищают Айдану и Атанаис, их с трудом удаётся спасти. Выставка проходит успешно и китайской полиции по наводке журналиста удается вернуть контрабандные артефакты казахской делегации, однако афёра Азата нераскрыта и арестован только Вахит со своими людьми, а он молчит о сообщнике, чтоб не увеличивать срок наказания.

Джек Дин напрашивается на раскопки гробницы в Казахстан, где в лабиринтах гробницы находится огромное количество артефактов. На раскопках в степи Айдане и его друзьям противостоит банда «черных археологов» и строители, которые не хотят останавливать свои работы: им плевать на то, что на месте строительства находится несколько культурных пластов. Азат не стесняется в средствах для достижения своих целей и только благодаря вмешательству старших, опытных товарищей и полиции удается одержать верх. Вернувшись домой, Джек Дин с удивлением узнает из статьи Фрэнка Чана, что его университет получает часть экспонатов из гробницы в дар от Казахстана.


Рецензии