Жил-был я. Кн1. ч2. гл7. Кейла

          Если станции и полустанки нашей железной дороги представить в виде планетарной системы, где Таллин, безусловно, звезда, то Кейла – это крупная планета. Как каждая большая планета, Кейла имеет при себе спутники. Имя им – Нийтвялья и Валингу.
          Не отмахивайтесь! Вслушайтесь. Ни-И-ийтвялья. Ва-А-алингу. Как мелодично и гармонично звучат их названия! Два полустанка - близнеца. Первый - со стороны Палдиски, второй - со стороны Таллина. У каждого по одной, всегда пустующей, платформе, по одной кассе под навесом. Хотя, стоп. В Нийтвилья касса была, а в Валингу – нет.
          С виду, близнецы одинаковы, да характеры разные.
Брат Нийтвилья встречает ровными шпалерами высоких черных елей. Они обрамляют обе стороны железного пути. В ветреную погоду великаны, качают вершинами, цепляясь за тучи, и угрюмо шумят. Поэтому Нийтвилья мне всегда представлялся нелюдимым, мрачным и замкнутым. 
          Другое дело – Валингу! Он тоже похож на «коридор» среди полей и тоже обсажен, но, отнюдь, не елями, а высокими постриженными кустарниками. Ухоженный, гладкий и, как мне кажется, более приветливый и мягкий. В довершение рядом с перроном, большой стеклянный фонарь витрины магазина «Lilliеd» («Цветы»), который освещает и разнообразит пустынный пейзаж.
                ---------------------------------------
          Конечно Кейла славилась своим водопадам – Кейла – Йогаыыс. Красиво, особенно, летом, но и замерзший, зимой впечатляет. Но мой рассказ не о туризме и   рекламе. Мой рассказ о настроении и ощущении.
          Кейла. В детстве, у меня был диафильм, по современной польской сказке «Уголек». Как-то этот Уголек, за что-то обиделся на людей и ушел из города. Горожане, не очень тосковали по Угольку, но пришла зима, и люди стали замерзать. Топить-то печи нечем! После ряда приключений Уголька, раскаянья людей и взаимного примирения, Уголек, все-таки, вернулся в город, и все закончилось хорошо. Так вот, сама графика диафильма и его настроение во многом напоминали мне дома и улицы города Кейла. 
         Итак, в Кейла, дома коренастые, двух-трех этажные, толстостенные, с небольшими окнами. Между домами островерхие крыши частных домиков. Стены зернисто оштукатурены и окрашены в коричневые, светло-коричневые и серые тона. Зимой, с кромок крыш свисают махры сосулек.
         Большинство этих домов топились углем. Поэтому везде: на крышах и стенах, на льду и снегу, на дорогах, тротуарах, почтовых ящиках и, даже, черных галках - везде, был налет угольной пыли и копоти. Во дворах лежали кучи угля, а под ногами скрипела угольная зола. 
         Конечно, главными людьми, здесь, были трубочисты. Трубочисты в классическом понимании этого слова. Смуглые, степенные, в засаленной черной униформе, с надетыми на голову шапочками – фесками. С помятыми медными пуговицами и огромной, ярко - начищенной, поцарапанной бляхой на животе. С ершами, гирьками и небольшой лестницей. Они часто встречались на улицах города. Серьезные, неприступные, степенные трубочисты из моего детства. 
         От вокзала до центральной площади я всегда ходил пешком. Жители маленьких городков, прекрасно знают, где «срезать» путь, где свернуть и, уж, конечно, они перемещались, пешком, быстрее, чем посредством транспорта. Не хочется быть многословным, только вспоминается мне не центр, не универмаг, не «Детский мир», а, парящая над городом, красивая церковь Святого Михаила.
         Бывая в Кейла, я частенько заходил на ухоженное кладбище, благоговейно снимая головной убор. Над могилами горожан и сановников века двадцатого и века предыдущего - мраморные, гранитные, коричневые, черные и белые кресты, девы, херувимы и ангелы. Помню, как для меня, стало открытием - могила известнейшего человека Империи и могилы его родственников. Хотя, может это всего лишь однофамильцы. Но неважно.   Церковь и кладбище расположены на, продуваемом со всех сторон, холме. Там свежо и покойно. Оттуда далеко видать. Можно пройтись по спокойным аллеям, остановиться, успокоить бег сердца, задуматься о сущем и вечном.
                ---------------------------------------
          Февраль. Холодная бесснежная зима. Свежий, порывистый пронизывающий ветер. У бордюров снежная поземка, замешанная на угольной пыли. Мелкая, хилая, серая. Низкое небо - тусклый день. Безлюдно. Холодно. Мерзко.
          Я бреду по голой, выметенной ветром, площади. Опасно скользя на наледях, проваливаюсь в холодную ледяную кашу, ругаю себя, зиму и февральский «ветродуй»! Подобравшись и наклонив голову, как борец, пробиваюсь сквозь струи ветра.
         «Ладно, - думаю я, - еще немного, и дворами доберусь до станции, а там – электричка, которая отвезёт куда надо». 
Вдруг впереди, через ледяной сумрак проявляется красная вязь – «GNOOM». Кафе - не кафе, кондитерская.  Отворяю тугую дверь, захожу. Тепло. Пахнет кофе и свежеиспеченной сдобой. В помещении два столика и прилавок. В окне витрины горит свеча. Взяв свеженькую ароматную булочку и чашку горячего кофе со сливками, я сажусь за свободный столик, лицом к окну.  Тихо. Тепло. По-домашнему. Не торопясь, маленькими глоточками, отпиваю напиток. Чашку держу двумя ладонями - грею замерзшие пальцы.
          В окне горит свеча. Стекло отогрелось, и наледь морозных узоров отступили к рамам. Окно во внешний мир прояснилось. Я вижу, как редкие прохожие, пригибаясь под кинжальным ветром, отчаянно борются с непогодой. Ветер рвет с них шапки, раскрывает полы пальто, развевает шарфы, но они, закрываясь от ветра, упорно двигаются вперед. Кто-то поскользнулся и упал, (бедняга), но, превозмогая боль и сопротивление, встает и продолжает свой путь.
          Кто-то, не выдержав воздушного напора, повернулся спиной к нему, пытаясь бочком, протиснуться между струй. Нет! Ветер ударяет в парус спины, и несчастный скользит по льду, не имея возможности затормозить. Пропал.
Вот проехал автомобиль. Тому, кто в авто, наверное, тепло и комфортно. Но как знать, долго ли продлиться этот комфорт?
          Препятствия и их преодоление, единство и борьба противоположностей - вон, там, за окном, вся философия жизни. В действиях, в картинах, и результатах.
                ---------------------------------------
          Желанное тепло расплывается по телу, взгляд, устремленный на свечу, оттаивает. И мир уже не кажется чужим и серым, неуютным и враждебным. Просто холодная погода. Да и то там, за окном.
          Ну да. Но думает ли об этом человек, сидящий в теплом кафе? Наверняка, нет. Скорее всего, он думает о своем, о близком.
          Человек – пропасть. Человек - вершина. Человек – вода….. Он - и образ, и подобие. Он, и рай, и ад. Он – искус и стоик. Нет возможности понять его натуру, оценить палитру человеческих дум. Мыслей. Они роятся, одновременно, и на первом плане, и на периферии. Сколько их в душе и в сердце человека? Сколько образов, цветов и оттенков рождается и гаснет за мгновение? Бездна! Человек – Вселенная.
          Наверное, хорошо…. Нет. Интересно. Быть просто созерцателем и отстраненно следить за борьбой на арене бытия. Расслабленно сидеть в теплом, уютном местечке – здесь, в кафе, и думать о хорошем, мечтать о том, что это хорошее никогда не кончится. Но тогда весь мир сужается до размеров «Гнома». Сладкие мысли, уводят в блаженство, огонек свечи - гипнотизирует, добрейшая улыбка на устах хозяйки расслабляет. И рождается мысль, а потом и девиз – «Какое мне дело до того, что там за окном?».
         Не обманывай себя. Всю жизнь, вот так, в тепле и уюте кафе, не просидеть. Даже, не надейся. Рано или поздно, Судьба – хозяйка кафе, просто его закроет, а ключник попросит вас за дверь. Всё. До следующего раза. А будет ли он, следующий раз? В ответ лишь холодная улыбка Хозяйки. А враждебный ветер проблем и прочих вызовов опять подхватит тебя, и опять будет испытывать тебя на прочность. Будет проверять - стоишь ли ты что-нибудь в этой жизни, годишься ли ты для жизни, готов ли ты к борьбе за жизнь?
                ---------------------------------------
        Однако, засиделся я. Время не ждёт! Эка, как вертится за окном карусель внешнего мира!
        Прозвенела упругая дверь. Я покинул теплый ласковый мирок, тяжело отрываясь от сладкой ласковой дрёмы. Холодный ветер, как будто поджидая меня, тотчас захватил упругим вихрем. Но ничего, я выдержал. Бывало и хуже.
Горячий кофе согрел меня и взбодрил. Низкое небо мне показалось не таким уж унылым, люди не такими уж серыми и неприветливыми, ветер не таким холодным, да, и мир больше не казался враждебным и недобрым. Мысли потекли в привычном русле, цели приобрели отчетливые контуры. Да и ветерок дул не в лицо, а в спину, придавая ускорение, в нужном мне направлении.
        Все проходит и плохое, и хорошее. Если мы хотим добиться чего-то в жизни, мы должны проходить уроки жизни последовательно, один за другим, шаг за шагом, усидчиво и вдумчиво. Перескочишь не пройденный урок, рано или поздно, придется сдавать пропущенный экзамен.
        Знай, Дружок, если вдруг тебя достанет нелегкая година. Не отчаивайся. Остановись, задумайся, вглядись в небо, потом на свечу, оглянись вокруг себя, загляни в себя, так ли ты живешь и то ли делаешь. Осознав, оцени обстановку и принимай решение, а, приняв его, не откладывай исполнение. И уж тем более не засиживайся надолго в теплом и дремотном местечке!


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/03/31/2449


Рецензии