Состязание

                Состязание
                ( Продолжение повести "Афоня")
     Через два дня, после трагических событий в пауле, резко изменилась
погода: начались проливные дожди. Тёмные свинцовые тучи, набухшие
влагой, низко неслись над землёю, отдавая ей свой "груз". Реки обме-
левшие за летний период, большими мутными потоками величественно
катили свои воды к матери всех водных потоков - Голубой реке1. Многие
охотники не успев снять ловушки для рыбы, лишились их навсегда. Всё
население пауля не покидало юрт. За долгий период дождей,- практи-
чески до снежного покрова,- вогулы съли не только всю медвежатину,
но и лошадь Совку. Волос от лошадиного хвоста, вернее его остатки, был
справедливо распределён между охотниками: из этого материала сделуют
силки на рябчика и другую дичь. Женщины, в ненастное, унылое время,
находили занятие:  шили меховую одежду и обувь, или же занимались
поиском насекомых в головах своих детей и мужей. Афоня однажды
попробовал сунуть свою патлатую голову Майте, жестом объяснив ей,
что нужно делать. Майта с отчаянием в глазах выбежала из юрты.
Сямын молча сидевший возле чувала, отметил:" Жене можно прика-
саться только к мужу... Если она поступит иначе, её отправят на Длинную
охоту... Тебе надо жену! Бери Татью, грудастая женщина, выкупи её за
медвежью шкуру,- других мехов у тебя нет".
    - Но как это сделать?- озадачился Афоня.
    - Просто: со шкурой Сямын сходит к Касюму с Туей - родителям Татьи,
а потом Кырыль окропит вас водой из реки Вогулки, и всё,- можете
залезать под шкуры...Только жить тебе нужно здесь: нет у тебя своей
юрты, своего котла, который можно поставить на чувал...
      На следующий день Сямын отнес шкуру медведя родителям Татьи,
а ещё через день Кырыль окропил водою из Вогулки - реки Афоню и
Татью, постоянно нашептывая, что сама Вог-ула- Торым желает им
нарожать большое количество охотников. С этого момента казак и
вогульская девушка, по обычаям этого народа, стали супругами.
Этому обстоятельству радовалась необычайно Татья, ведь ей не
придётся покидать родного пауля, как это придётся делать другим
девушкам поселения. Афоня же постоянно в этот день думал: " Не
венчан по православным канонам - в блуду буду жить, да и жена
- нехристь..." Но взглянув на пышную грудь Татьи, успокоился: вожде-
ление оборвало "стон совести".
    Спать "новобрачных", если так можно выразиться, отправили в отдель-
ную  юрту,- на вогульский манер, в так называемую женскую. В этой
юрте женщины пауля рожали, и проводили первые три ночи после
замужества. Вогулы - мужчины считали, что в период родов, в первую
брачную ночь женщина "грязная" - нечистая... Афоня конечно обрадо-
вался возможности залезть с Татьей под шкуры, но не менее того
он был доволен тем, что теперь у него есть жена, которая освободит
его голову от насекомых.
    На четвертый день, как было положено, Афоня с Татьей перешли
в юрту Гиляшона; новый статус Афони не вызвал никакого интереса
среди жителей пауля: они не проявляли по поводу "бракосочетания"
ни восторга ни радости, впрочем и печали тоже. Ещё казак заметил,
что все, в том числе родители быстро забыли погибшего мальчика
Перко. Только позднее Афоня понял6 таким образом они - вогулы
старались не тревожить Дух умершего, который находится на счастливой
Длинной охоте, в принципе следуя христианской заповеди: о мертвых пусть
заботятся мёртвые...
    В юрте Гиляшона было тесно; Сямын обычно находился возле чувала,
Гиляшон с Майтой - в северной части юрты, Афоня с женой - в южной.
Вся восточная часть юрты была занята охотничьим снаряжением: луки,
стрелы, копья, силки, ловушки на зверя и рыбу, шкуры зверей, одежда.
Мясо зимой хранилось  в специальных колодах - корытах, непосредст-
венно в снегу, тщательно закрываемое от собак и зверей. В общем
амбаре, в берестяных кузовах - пайпах находились сушеные ягоды.
    В период ненастья Афоня рассказал Татье о больших городах - паулях
на его родине, об огромных Духовных "амбарах" - церквях, о его Боге
Исусе Христе, и о том как Богородица рожала его в яслях.
    - У вас тоже женщин во - время родов изгоняют из юрты? Они тоже
"грязные"? - вопрошала удивлённо молодая жена.
     - Совсем нет! Просто так получилось - случайно; у нас крестят водою, а
у Вас брызгают - "венчают" водой...
    Татья в свою очередь рассказывала мужу предания и сказки своего
народа,- Давно это было, очень давно. У большой и могучей ели со-
брались князья всех вогульских племён. Разожгли большой костёр, положи-
ли на него богатую жертву Нуми - Торыму, его сыновьям  и дочери Вог-уле -
Торым. Огонь принял жертву Духам Добра и Света. Тут задребезжала Ель
человеческим голосом. Её речь услышал каждый князь вогульских
племён, в каком лесу, в каком урмане будет много пушного зверя, в
какой реке будет много рыбы, а в каком бору много дичи. И вот Ель
говорит: однажды Вог-ула- Торым подарит Вам умного и сильного охотни-
ка. Этот охотник сможет защитить вас от болотного духа Комполэна.
Ждите его, не пропустите... С этих пор вогулы берегут каждого мальчика и
совсем не  жалеют девочек, женщин. Прошло много времени, а такого
охотника  среди нас так и не появилось.- Здесь она шепчет на ухо Афоне.
- Это -ты! У тебя на груди Вог-ула- Торым... Ты убьёшь злого Комполэна!
    Афоня тихо посмеивался над детской наивностью Татьи. Так между
рассказами Афони о больших городах, сказаниями Татьи о своём народе
закончился внезапный период дождей.

                *   *   *
    Рассвет. На подмерзшую за ночь землю выпал первый снег. Все
охотники разбрелись по своим урманам. Гиляшон вместе с другими
охотниками пауля заходил в амбар , где приносили скомную, на этот
раз без крови, жертву своим богам. Афоня в амбар не заглядывал.
Гиляшон, по просьбе Сямына, определил охотничий участок для
нового члена общины. Промысел теперь казак будет вести на проти-
воположном берегу Сылвы, ниже по течению, вверх, на закат солнца,
по Ольховой речке. Участок новоявленному "вогулу" понравился,
особенно большая гора с множеством открытых участков по южному
её склону. " На этих участках можно хоть сейчас пахать и сеять ролжь",
- невольно подумал Афоня о хлебе, как о главной мечте своей жизни.
Речушка под горой была очень холодной, чистой, изобилующая рыбой,
в основном хариусом. Под горой, ниже ельника, бил родник: вода
была хрустальной чистоты и очень вкусной. " Благодатное место для
жилья", - отметил про себя казак. Обходя участок он взял глухаря, трёх
тетеревов и даже одного бобра, на Ольховой речке. Второй бобр успел
уйти, унеся с собой драгоценную стрелу.
    Именно в этот день все охотники, кроме Гиляшона, вернулись в
пауль без добычи,- хмурые и злые. Виновного нашли быстро: Афоня
не делает жертвы нашим богам,- поэтому дичь и звери ушли из ур-
манов.
    В юрту Сямына пришёл шаман Кырыль.- Если Афоня не будет
делать жертвы нашим богам, то ему нужно будет покинуть пауль.
- Прошамкал он  князю.
   - Мой Бог - сильный Бог!,- ответил, прислушиваясь к разговору стариков
казак...- Он помогает мне. И если Ваш бог сильнее моего, то я буду
делать жертвоприношение, а если нет,- буду молить об удаче своего...
    - Хорошо,- решил Сямын.- Завтра на охоту уйдут Алюня и Апоня.
Если Алюня принесёт больше дичи, то Афоня должен будет, как все
охотники пауля делать жертвы нашим богам, а если нет, то Апоня
свободен от наших правил, и может не покидать нашего пауля; это
значит,  что его Бог заботится о нас.- Таким образом Сямын вышёл
из сложной для него ситуации.
    После ухода Кырыля, Гиляшон скинув ёрн вай - меховую обувь,
воткнув их на небольшие шесты, для просушки, и босиком проследовал
в южную часть юрты, к Афоне. Татья на время переместилась на половину
Гиляшона, к Майте.
     - Если твой Бог силён, тебе нужно брать лося, возле болота, у Больших
Вязов,- там есть тропа. Алюня туда не пойдёт,- Комполэна - Болотного
Духа все боятся... Тебе терять нечего: или ты - Великий охотник, или - нет.
Подумай! Возьми копьё, и на этот раз тщательно смажь обувь барсучьим
салом,- запах человека перебивает, и обувь не намокает...

                *   *    *

     Утро. Морозно. Тонким слоём мягкий пушистый снежок покрыл
окресности вокруг таёжного вогульского засёла. Все жители покинули
тёплые юрты; впервые дух соревнования вызвал у них настоящий
интерес. Шаман Кырыль и Алюня зашли в деревянный амбар для
жертвоприношений; Афоня трижды перекрестившись на восток, по-
целовав образок на груди, бодрым шагом поспешил на юг, в район,
страшного для вогулов, болота.
    К болоту, где пролегала лосиная тропа, показанная ранее казаку
Гиляшоном, пришёл быстро. Лоси обычно находились на островк,
среди болота, и на кормёжку выходили, покидая безопасное место,
ежедневно; они переходили реку Сылву, поднимались по отвесному
правому берегу реки, углубляясь в молодой осинник.. Другого выхода
из болота не было, к тому же проход был очень узким, среди топи и
трясины. Охотник пристроился за небольшим и корявым вязом, на самом
краю большой калужины1, в небольшом углублении, выложив там
подстилку из пихтовых ветвей.  Пихтовыми веточками он натёр всю
свою одежду  и даже жевал пихтовые иголки,- так советовал Гиляшон,
чтобы зверь не почувствовал запах человека.
    Афоня аккуратно разложил возле вяза оружие: лук со стрелами, копьё,
топор. После основательного приготовления  прочитал молитвы: Господу
Исусу, Святому Духу, Пресвятой Богородице. Надо думать, он продол-
_________________________________________________________
1 Калужина- лужа, лыаа, стоячая вода. В Даль



жил бы и дальше читать святые тексты, но на тропе появились три
лося. Впереди шёл красивый крупный самец, под его горлом колыхалась
в такт   шагам блестящая и мягкая "серьга" 1, от большой лопаты рогов,
во все стороны отходили отростки, числом до полутора десятков. До
колен у лося,- ещё успел отметить Афоня,- "чулки" на ногах самца
были почти белыми, очень светлыми. Верхняя губа лося тряслась и
трепыхалась. Следом за самцом шли две самки.. Там. на болоте, у
них было "стойбище" - вполне безопасное место. Буровато- черный
бок самца появился перед охотником.. Казак натянул лук, стрела
с расстояния двух саженей,- почти до оперения  вошла в тело лесного
гиганта. Лось встрепенулся, захрипел, застыл, и помутневшими от боли
глазами посмотрел на охотника. Лосихи почувствовав опасность броси-
лись бежать обратно. Зверь шагнул к казаку. Афоня схватил копьё,
совершенно не зная, как им пользоваться при "лобовой" атаке лося.
Но зверь, на счастье охотника, буквально на корнях вяза, встал на
колени, заваливаясь на бок.- стрела попала почти в самое сердце.
Казак посидел ещё некоторое время возле вяза, унимая нервную дрожь,
подождал пока у лося не прекратятся судорожные движения, только
затем начал его освежёвывание2.. Рога с восемнадцатью отростками,
охотник сбил топором; их рога и шкуру он возьмёт с собою. Мясо,
внутренности, голову он тщательно закрыл стволами деревьев,
валежником, сучьями. Обратно Афоня бежал быстрее, чем шёл
1Серьга - кожная складка на шее лося. Автор


к месту своей охоты. Сямын долго цокал языком, разглядывая боль-
шие рога; было ясно, он очень доволен удачным промыслом казака.
Алюня с охоты ещё не возвращался. За мясом с Великим охотником ушло
несколько мужчин из пауля и женщин. Всю разделанную тушу лося
принесли уже поздно вечером, в сплошных сумерках. Во всех юртах
кипела в котлах вода; готовились варить лосятину; для шамана Кырыля
и князя Сямына  будет по традиции, приготовлена лосиная печень.
Алюня смог принести с охоты только одну норку и двух глухарей.
Больше всех,- не показывая вида,- радовалась Татья; у них в семье
появились первые шкуры - главный капитал у вогулов, и конечно,
самое главное: Афоня остался в пауле Великим охотником; он не ис-
пугался Болотного Духа Комполэна, взяв лося из его стада.   
 
 


   


Рецензии
Афоня стал настоящим охотником,
так разделался с лосём, просто
мастерски. Интересен их брачный
обряд, вот ведь как всё случается.
Читаю с огромным интересом, не
могу оторваться, узнаю для себя
много нового.С благодарностью
и уважением к автору,

Эльвира Гусева   30.03.2015 10:21     Заявить о нарушении
Эльвира! Я постараюсь не обмануть Ваших ожиданий. Быт вогулов в принципе
описан точно за исключением Вог- улы - Торым. Она - легенда автора.
Но это было необходимо для художественной правды. Увы! Но есть и такая правда.
С трпетом сердца к ВАм Павел


Павел Патлусов   30.03.2015 11:32   Заявить о нарушении