Французский революционный календарь - лекция

В бесконечной житейской круговерти нас окружают вещи, привычные и повседневные, которыми мы пользуемся столь часто, автоматически, никогда не задумываясь о них, откуда они взялись, кто их нам дал в безвозмездное пользование, почему они именно такие, а не какие-то другие. Таких вещей много, даже очень. И они настолько обыкновенные и незаметные, что даже после столь пафосной преамбулы не сразу можно догадаться, что речь пойдет именно о нем.

Календарь

Мы привыкли годами пользоваться этим, или этим, часто и скрупулезно высчитывая сколько черненьких циферок осталось до красненьких, т.е. сколько дней до выходных, отпуска, каникул. Единственно, что было важно – не перепутать год, ведь каждый следующий вроде бы точно такой же, но все немного сдвигается, как в пятнашках. А кто не любит, вместе со старшими поколениями, отметить Рождество или Пасху? Часто не сильно отличая одно от другой, все же иногда замечали, что первое, то, что зимой после нескольких тяжелых новогодних ночей, всегда празднуется четко в ночь с 6-го на 7-е, а вот яйца красить приходится в разные, правда всегда воскресные дни весной: то в конце марта, то в апреле, а иногда даже в мае! И тут есть ложка дегтя: ведь они (наши западные партнеры) там, на загнивающем порочном западе всегда опережают нас тутошних духовных то на неделю, то почти на две! Кто-то где-то слышал, что мы живем по новому стилю, а православная церковь – по старому, что есть Григорианский и Юлианский календари. А одно из самых противоречивых словосочетаний для нас давно норма – «старый новый год».

Разумеется, что среди нас (т.е. вас) есть специалисты по хронологии и другим специальным историческим дисциплинам, которые сейчас сидят перед монитором или планшетом и выражают свой скепсис: «ну давай, давай, пацанчик, мило излагаешь…» Но таких спецов все же немного, поэтому мы смело продолжим, не сильно рискуя учить ученого.

Всезнающие энциклопедии сухо сообщают нам примерно в одних словах, что слово ‘календарь’ происходит от латинского ‘calendarium’. Так в Древнем Риме назывались долговые книги, поскольку тогда было принято оплачивать ЖКХ, вносить проценты и т.п. в первые числа месяца, которые римляне называли ‘календы’. Современное слово поменяло значение. Для нас календарь – это годовой цикл смены дат и сезонов. А если сказать более строгим научным языком - система счисления определенных промежутков времени, основанная на периодичности движения видимых глазом небесных тел – Солнца, Луны, некоторых звезд.

Графически это список дат, распределенных по неделям и месяцам. Мы живем по Григорианскому календарю, который еще иногда называют Новым стилем, поскольку в России он был введен только в 1918 г., тогда как в большинстве стран Европы и Америки использовался много раньше. Например, в Италии, Испании, Франции, Нидерландах и Польше его начали применять в 1582-83 годах. Сейчас Григорианский календарь общепринятый и международный, используется для датировки всех официальных документов от межгосударственных договоров, до соглашений об аренде жилплощади. Однако несправедливо забывать и о других календарных системах. Альтернативные варианты счета времени бывают весьма забавны, и познакомиться с ними одновременно и полезно, и интересно. Их великое множество, и они такие разные! Объединяет их, пожалуй, только одно: все они несовершенны.

Французский революционный календарь

Недавно с детишками из 8-го класса мы проходили перипетии Великой французской революции. Даже в самом упрощенном варианте программы не обойтись без двух важнейших дат – свержение якобинской диктатуры и захвата власти Наполеоном. Эти события произошли соответственно 27 июля 1794 г. и 9 ноября 1799 г. соответственно, или как еще говорят историки – 9 термидора и 18 брюмера, иногда добавляя II года и VII года Республики. Очкарик с первой парты поинтересовался, а «что это за странные названия – термидор, брюмер, почему 2-й и 7-й год?..» Я уже было раскрыл рот, чтобы дать всеобъемлющее объяснение, но тут же понял, что в двух словах это не удастся. Формально отпарировал, что мол это был такой специальный календарь, который ввели скорей по идеологическим причинам, нежели практическим, борясь со старым режимом и старыми порядками. В рамках изживания религиозных предрассудков счет годов начинали не с Рождества Христова, а с введения республиканского правления, да и месяцы назвали иначе. Наверняка людям было ужасно неудобно, зато патриотично и оригинально! Кстати, помимо календаря, пытались внедрить совсем другую систему мер и весов, а также подсчета часов в сутках. Вот так выглядел новый революционный циферблат: нетрудно заметить, что тут не 12 часов, а 10. В часе было не 60, а 100 минут, в минуте – 100 секунд, а сама секунда стала короче и продолжалась 0,864 тысячных нашей привычной. Очень удобно! Попытка подчинить часы десятеричной системе привела к ужасной путанице, но это, как говориться, совсем другая история.

Возвращаясь к календарю, вспомним, что I Республика была провозглашена 22 сентября 1792 г. С этого момента революционеры и компания постановили начинать новое летосчисление. Хорошо, что хотя бы совпало с днем осеннего равноденствия, хоть какая-то астрономическая привязка. Новая эра была введена задним числом – декретом Национального конвента 5 октября 1793 г. С этого момента жители Франции должны были отмечать новый год в полночь по среднему парижскому времени того дня, на который приходился переход солнца в южное полушарие (проще говоря когда оно в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор). Правда осенью это происходит то 22 сентября, то 23-го, поди разберись-запомни! Стараниями математика-революционера Шарля-Жильбера Ромма, (подогнавшего проект поэта-атеиста Сильвена Марешаля под требования новых политических реалий), год делился как ни странно на 12 (а не 10) месяцев, по 30 дней каждый. Остававшиеся 5 (или в високосный год 6) дней назывались Санкюлотидами и считались праздничными (позже для их обозначения использовали греческое «эпагомены» или французское «Jours complementaires»[жюрс куплимунтерс]). Поставили их между последним летним месяцем и первым осенним. Месяц делился не на недели, а на декады (по 3 каждый). Поначалу месяцы, недели и дни не имели специальных названий и на вопрос «какой сегодня день?» (если он был задан, например 9 октября 1793 года по григорианскому стилю) отвечали так: «8-й день 2-й декады 1-го месяца 2-го года Республики» (Спасибо!). Позже, по предложению бывшего актера, а теперь депутата Конвента Фабра д'ЭглантИна, месяцам придумали названия, составленные из французских, латинских и греческих корней, которыми пытались кратко охарактеризовать определенный сезон. Так и родились знаменитые термидор и брюмер.

Но давайте по порядку: итак, обычный год начинался 22 сентября, с этого же стартовал первый месяц ВАНДОМЬЕР (что означало «сбор винограда»), продолжался он до 21 октября (для привязки мы, разумеется, используем наш привычный календарь). Второй месяц осени – тот самый БРЮМЕР (т.е. «туман») с 22 октября до 20 ноября. 3-й осенний месяц – ФРИМЕР («заморозки») с 21 ноября до 20 декабря. Зимние месяцы: НИВОЗ (снег) 21 дек-19 янв, ПЛЮВИОЗ (дождь) 20 янв-18 февр, ВАНТОЗ (ветер) 19 февр-20 марта. Весенние: ЖЕРМИНТАЛЬ (прорастание) 21 марта-19 апр, ФЛОРЕАЛЬ (цветение) 20 апр-19 мая, ПРЕРИАЛЬ (луга) 20 мая-18 июня. Летние: МЕССИДОР (жатва) 19 июня-18 июля, ТЕРМИДОР (жара) 19 июля-17 авг, ФРЮКТИДОР (плоды) 18 авг-16 сент.

Дни десятидневной недели продолжали носить порядковую нумерацию с прибавлением окончания «ди» (первые буквы латинского dies-день): примиди, дуоди, триди, квартиди, квинтиди, секстиди, септиди, октиди, нониди, декади. Последний считался выходным. Но на этом патриоты-революционеры, как это с ним часто случается, не остановились. Вскоре они предложили населению новую тренировку памяти – свои названия получили вообще все дни года. Принцип был чрезвычайно прост: дни, оканчивающимися на цифру 5, получили названия в честь какого-либо животного, дни, оканчивающиеся на 0 – посвящены какому-нибудь орудию труда, а все остальные – растениями и минералам. Так первый день в году – 1-е вандомьера назвался – «виноград», 2-й – «шафран», 3-й – «каштан посевной» и т.д. 5-е фримера назывался «свиньей», а 10-е плювиоза – «топор». Весьма! С этими нововведениями то самое 9 октября превратилось в «день подсолничника, нониди второй декады Вандомьера», а если бы календарь использовался до сих пор, то добавляли бы «222-го года I-й Республики». Попробуйте сами вычислить, как полностью согласно революционному календарю называется 9 термидора 1794 г. и 18 брюмера 1799 г. Предоставляем вам 20 секунд нашего эфирного времени. И не дай Бог ошибиться! Сразу гильотина, ибо вы не патриоты, а значит враги революции! Страшно? Время пошло!...

Пока же скажем о високосных годах. Подвергнуть их революционным инновациям не удалось, поэтому они чередовались, как и прежде – каждые 4 года (или иногда раз в 5 лет, тогда високосный год назывался «задержанным» (Sextile retard;e [секстиль ротарди])). Дополнительный день вводился в конце года в виде 6-го дня Санкюлотидов, назывался «День революции», либо посвящался спортивным состязаниям (олимпиадам). Первый високосный год приурочили к освобождению от короля (т.е. казни Луи Капета) и с многоуровневым подтекстом обозвали «Франсиада»: вроде как и свобода, и Франция начались только в этом году! Ну и до кучи остальные Санкюлотиды, праздновавшиеся каждый год: 17 сент – День доблести или добродетели, 18 сент – День таланта, 19 сент – День труда, 20 сент – День мнений, 21 сент – День наград. (Награждается!)

Хорошо было тем родителям, которым посчастливилось родить в один из этих дней. Ведь в те суровее времена, чтобы не прослыть нацпредателем со всеми вытекающими, детей настоятельно рекомендовалось называть в честь дня, когда они впервые увидели свет (на подобие как в старые времена называли в честь святого). Вот какие у детей появились вполне земные покровители. Так если бы вы родились, например, 1 июня, то имя вам было бы «Горох», а рожденные в последний день фримера звались бы «Лопатой». Пойди дело дальше, возможно пришлось бы всем менять свои имена. -- Сито Шпинатовна, поздравляю вас с коровьим днем! -- Спасибо, дорогая моя Брокколи Бочковна. Как поживает ваш сынок Хлопок, а дочка Шлюз уже вышла замуж? -- Передайте директору Козлу Нарциссовичу эти документы. У него новенькая секретарша – Курица Пробковна, такая стерва! -- Впрочем, были и вполне симпатичные варианты, например что-то из флоры: девушке пошло бы имя Березка, Акация, Клубничка, а мальчикам – Пион или Тюльпан. Но это уже лотерея! Справедливости ради упомянем, что пожелание давать такие имена детям носили чисто рекомендательный характер.

Так и жили французы, очень патриоты и не очень, долго и счастливо, пока 1 января 1806 г. указом Наполеона не был возвращен календарь старый. Интересно, сколько ушло времени, сил, средств, чтобы вновь всех переучить, переправить документы, заменить циферблаты и многое другое? Давно уже были казнены Ромм, д’Эглантин и прочие романтики революции, республиканские идеалы были заменены монаршими, национальная идея приобрела имперский колорит. Франция воевала со всеми и против всех, неся уже не революцию, а что-то совсем другое. (Стоп, сейчас не об этом!). Некоторое время парижские коммунары пытались вновь использовать революционный календарь (72 дня: с 18 марта по 28 мая 1871 г.), но после них он окончательно ушел в прошлое, превратившись в забавный исторический анекдот со счастливым концом.


Рецензии
Революционеры всегда посягают вначале на календарь, потом - на топонимику.

Генрих Мак-Палтус   30.03.2015 13:23     Заявить о нарушении